Последние интервью
Последние новости рубрики Культура и отдых
Культура и отдых

Марина Бугрова: "Этот год был для музея-заповедника "Щелоковский хутор" годом становления"

21 октября 2014 16:57  [6226] Культура и отдых
Марина Бугрова: Этот год был для музея-заповедника Щелоковский хутор годом становления

Марина Бугрова: Этот год был для музея-заповедника Щелоковский хутор годом становления

Директор архитектурно-этнографического музея-заповедника "Щелоковский хутор" Марина Бугрова рассказала в интервью НИА "Нижний Новгород" о том, какие изменения произошли в музее за 2014 год после его передачи из областной в муниципальную собственность.

Марина Станиславовна, год назад коллектив музея написал открытое письмо главе администрации города с просьбой сохранить музей и принять долгосрочную программу его сохранения и развития. Ваш голос был услышан?

- Действительно, 31 декабря 2013 года глава администрации города Олег Кондрашов подписал постановление о создании муниципального автономного учреждения культуры "Архитектурно-этнографический музей-заповедник "Щелоковский хутор". Сразу же после новогодних праздников он приехал на Щелоковский хутор, чтобы лично познакомиться с музеем и на месте наметить план дальнейшей работы. Тогда-то и было принято решение о срочной реконструкции первых объектов, о выделении 10 миллионов рублей и других шагах. А мы приступили к созданию совершенно нового учреждения культуры, которое было зарегистрировано 12 февраля 2014 года.

Вы неоднократно говорили, что в последние годы музей недостаточно финансировался. Почему так получилось, что он оказался в забвении? Возможно, кто-то заприметил этот участок в зеленой зоне да еще в центре города для реализации собственных строительных проектов – тех же коттеджей?

- В смутные 1990-е годы такие мысли витали в обществе. В это время были совершены два поджога объектов музея. Но сейчас эта тема уже не стоит на повестке дня. Территория имеет статус достопримечательного места историко-культурного значения, а также это памятник природы. Вряд ли кто-то решится посягнуть на территорию с двойным охраняемым статусом.

Что касается забвения, то я бы не сказала, что власти не замечали проблем музея. Но наши проблемы, на мой взгляд, в какой-то степени были связаны с тем, что мы не были самостоятельным музеем, а лишь отделом историко-архитектурного музея. В то время реализовывались другие важные культурные проекты. Миллионы рублей шли на реставрацию усадьбы Рукавишниковых. Город 10 лет жил без исторического музея и всем было понятно, когда в центре города стоит разрушенный особняк, у властей нет выбора, что реставрировать в первую очередь. Затем был второй, не менее масштабный и затратный проект – восстановление Зачатьевской башни. Но мы верили, что до нас тоже обязательно дойдет очередь.

Но есть же подобные музеи в других городах? Как они живут? И в чем наши плюсы и минусы на их фоне?

- Музеев деревянного зодчества не больше 20 в стране, а крупных – меньше десятка. В Новгороде, Перми, Кижах, Малых Карелах, Иркутске, Костроме. Практически во всех я побывала, смотрела, как они работают. Хочу сказать, что практически везде памятники находятся в лучшей сохранности, и они отапливаются. В Иркутске, например, заходишь в дом, а там как будто печка натоплена. Если же объекты не отапливаются, то есть теплые помещения, где можно устраивать выставки, проводить мастер-классы круглый год. У нас пока таких условий нет. Если бы у нас было теплое здание, мы могли приглашать посетителей, особенно школьников, в любой сезон. Могли бы организовывать для них чаепитие с традиционными русскими угощениями.

Из-за того, что у нас музей под открытым небом, мы не только зимой, но и в теплое время года, тоже полностью зависим от погоды. Например, этим летом мы подготовили очень интересное мероприятие в рамках акции "Музейная столица", на которое съехались гости и представители музеев из районов области. Душевное мероприятие было, но дождь все испортил.

А есть у нашего музея помимо уникальных объектов какое-то конкурентное преимущество?

- Самое главное наше преимущество, которому завидуют сотрудники практически всех остальных музеев – наше месторасположение. Мы находимся практически в центре города, и, сказать честно, все-таки в пешеходной доступности. Кроме костромского все остальные музеи находятся за городом. В Иркутске надо до музея ехать 47 км, в других городах по 20-30 км. К нам же можно добраться и на общественном транспорте, и даже пешком от проспекта Гагарина. А здесь оказаться в лесном оазисе – на островке природы в центре города.

И вот на этом островке природы расположилась настоящая русская деревня. Уникальные памятники деревянного зодчества, про которые кто-то из специалистов сказал, что в аварийном состоянии. Каковы шансы, что эти памятники можно еще возродить?

- На самом деле, и из руин можно воссоздавать. Но это обидно, ведь цель музея сохранить как можно больше подлинного материала. Разберем мы дом, построим на его месте новый, будет он стоять такой красивый, желтенький от свежего дерева, но из него уйдет история. Когда к нам приезжают иностранцы, а они бывают здесь практически каждую неделю, их больше всего и впечатляет возраст объектов. Стоит им сказать, например, что маленькая Покровская церковь построена в 1672 году, у них рука тут же тянется бревна погладить.

Все 14 наших объектов можно реставрировать. Какие-то из них еще могут подождать в очереди, а с какими-то мы не можем медлить совсем. Например, у нас есть уникальная ветряная мельница. Её достаточно высокая конструкция держится на одном столбе. Она в числе первых стоит на ремонт, как только на следующий год будут выделены деньги, будем проводить инженерные обследования, разрабатывать план реконструкции и приступать к работам.

Какие объекты в 2014 году уже полностью отреставрированы?

- Колодец со ступальным колесом. Работы заняли больше времени, чем мы предполагали из-за уникальности и сложности конструкции, которую необходимо было сохранить. Если получится, то до конца года мы успеем отремонтировать еще кровлю амбара.

Наверное, это немного. В нижегородских деревнях доживают свой век дома, которые также представляют архитектурную и историческую ценность. Их планируется перевозить?

- Действительно, в Нижегородской области есть ряд таких объектов. И всегда возникает вопрос, что делать в первую очередь: перевозить новые объекты, ведь в деревнях без присмотра они стремительно разрушаются, или вкладывать в то, что есть, чтобы не потерять и последнее. Мне кажется, логичнее второй путь. Но перевозить мы все равно будем, как только появится возможность.

Что касается темпов реставрации, то не стоит разочаровываться, что за эти месяцы были отреставрированы лишь один-два объекта. На самом деле в этот год была проведена огромная, невидимая глазу работа. Нужно понять, что музей архитектуры и быта народов Поволжья год назад был ликвидирован. Муниципалитету был передан не музей, а только 14 деревянных построек и больше ничего: никаких инструментов, лопат, гвоздей, пил, компьютеров, столов, стульев…ничего. Все необходимо было приобретать заново. С некоторой опаской и недоверием к нам относились и спонсоры, никто не был уверен, что музей останется. Поэтому, по большому счету, все работы в этом году проводились на те средства, что выделил бюджет города, и что были собраны во время проведения Ольгой Кормухиной фестиваля "Остров.ру", помогла также одна из нижегородских нефтяных компаний. Что-то мы сами заработали. Потому этот год и не мог стать годом стремительного прорыва, скорее он был временем становления. В городе с нуля создано совершенно новое учреждение культуры.

А музей что-то зарабатывает сам?

- Мы зарабатываем где-то 2 млн рублей в год. Даже в Европе музеев на полной самоокупаемости нет. Если только какие-то частные галереи. Так как нужно понимать, что музеи в первую очередь выполняют просветительскую задачу. Мы должны показать подрастающему поколению то, что уже исчезает из нашей жизни, но имеет безусловную нравственную ценность. Понятно, что цена билета для пенсионера в 40 рублей не может быть не дотационной. Но при этом, мы прекрасно понимаем, что если сегодня вложиться в музей, то он станет более рентабельным.

Как вы оцениваете интерес со стороны нижегородцев и гостей города к музею? Люди помнят о нем, приезжают?

- С одной стороны, вы можете приехать к нам в будний день, да еще пасмурный, и практически не встретить никого из посетителей. А можете прийти на Масленицу и увидеть тысячи веселящихся людей. На большие праздники к нам собирается не менее трех тысяч человек. Жизнь музея – это ведь не только демонстрация уникальных объектов зодчества, это еще и знакомство с культурой наших предков: какую одежду они носили, каким был их быт, какие песни пели, во что верили. Эти знания и атмосферу старой русской жизни мы и пытаемся передать на наших праздниках. В этом году мы начали новые направления деятельности. Например, экологическое. У нас в штате появился новый сотрудник-орнитолог. На Щелоковском хуторе огромное количество птиц. Мы стали проводить специальные праздники птиц, на которые приглашаем нижегородских школьников. Создаем экотропы, учим ребят строить и развешивать кормушки. Ребята знакомятся и с архитектурой русского народа прошлых столетий и тесно соприкасаются с природой.

В принципе, понять, что музей востребован среди нижегородцев, можно и по тому, какой резонанс год назад вызвала новость о его закрытии. Эту тему широко обсуждали в научном сообществе, да и рядовых горожан она не оставила равнодушными…

- Прошлой осенью настроение действительно было тяжелым. Все, кто знакомился с документами о передаче музея на баланс муниципалитета, понимали, что дело может не закончиться лишь формальной процедурой ликвидации. Ведь положа руку на сердце, глава администрации города мог не принимать решения о создании музея. Продумывались разные варианты дальнейшего существования: и в виде национального парка, и просто культурной площадки или, в конце концов, просто стояли бы 14 объектов деревянного зодчества на территории памятника природы. Потихоньку бы разрушались, а года через три нам уже и нечего было хранить. И то, что Олег Кондрашов принял решение создавать музей – было верным и довольно смелым шагом. Он делал благое дело для нижегородцев и города, а себе добавлял проблем и лишнюю статью расходов в бюджет. Поэтому, что бы там не было раньше, или будет потом, но за решение создать музей и за поддержку на этапе становления, я Олега Александровича очень уважаю.

Поделиться: