Последние новости рубрики Общество
Общество

"Низконапорный гидроузел – ключ к нормальному судоходству на Волге", - профессор ВГУВТ Игорь Липатов

25 марта 2019 18:45  [1127] Общество

"Низконапорный гидроузел – ключ к нормальному судоходству на Волге", - сказал профессор кафедры водных путей и гидротехнических сооружений Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ) Игорь Липатов, комментируя проект строительства низконапорной плотины на Волге в Сормовском районе Нижнего Новгорода.

"Нижегородский низконапорный гидроузел позволит обеспечить бесперебойное судоходство на всем протяжении единой глубоководной системы России с минимальными издержками и последствиями для окружающей среды", - отметил Игорь Липатов.

По его словам, проблема недостатка судоходных глубин на участке Городец – Нижний Новгород существует более 40 лет. Для ее решения дно реки постоянно углубляли, что привело к проседанию уровня реки.

"По сути, мы загоняли болезнь внутрь. Дно реки мы можем прокопать и провести судно по лимитирующему участку Городец — Нижний Новгород до шлюза. Но как быть с бетонным порогом гидросооружения? Его не прокопать и не срезать. И на крыльях его судно тоже не перелетит. Ситуацию дополнительно усугубляла добыча песчаных не рудных ископаемых из русла реки. Мы оттягивали решение проблемы 40 лет и уперлись в стену, дальше медлить нельзя", - добавил профессор.

За минувшие десятилетия рассмотрели более 10 вариантов - это и подъем уровня Чебоксарского водохранилища, и строительство локальных полузапруд, и возведение параллельного шлюза, и создание каналов. Были и совсем "экзотические" предложения, которые приводили в недоумение специалистов, — например, строительство трех шлюзов под Кстово, на Стрелке и ближе к Городцу, организация судоподъемников, строительство 50-километрового обходного канала и прочее, говорит эксперт.

Эксперты исследовали все варианты и вышли с инициативой строительства низконапорного гидроузла и создания на 40-километровом участке реки транзитного водохранилища. Подобные небольшие технические сооружения строили в Германии, Польше, других европейских странах, есть подобный опыт и на российских реках.

Низконапорный гидроузел будет создавать на период навигации, в маловодный сезон необходимые для крупнотоннажного судоходства глубины на участке реки от Нижнего до Городца. Для плотины выбран щадящий режим работы, и паводок будет проходить в естественных условиях. Для сравнения: при создании гидроузла уровень воды будет находиться в районе 68 отметки, а сейчас в экстренное половодье он поднимается до 71-72 м.

Нижегородский низконапорный узел призван не просто обеспечить беспрерывное судоходство по Волге, но и соединить единую глубоководную систему, которую сейчас перерезает узкое горлышко у Городца. Теперь суда по международному транзитному пути смогут проходить с Балтики по Волге в Черное и Средиземное море. Кстати, одно из требований вступления России в ВТО — обеспечение глубин для судоходства.

"Президент Владимир Путин поручил проводить реновацию флота, обеспечить условия для судоходства. Стратегический проект строительства нижегородского гидроузла включили в федеральную целевую программу развития транспортной сети страны. Для Нижегородской области интенсификация судоходства на Волге становиться драйвером развития судостроения. Реализация проекта низконапорного гидроузла на Волге — это ответ на вопрос — быть ли в России водному транспорту, водному туризму, судостроению", - подытожил профессор ВГУВТ.

Напомним, что в феврале в Нижегородской области проходили общественные слушания по проекту строительства гидроузла на Волге.

Ранее сообщалось, что нижегородский низконапорный гидроузел — крупный федеральный проект, одобренный президентом РФ Владимиром Путиным на президиуме Госсовета в августе 2017 года. На реализацию проекта планируется выделить из федерального бюджета 43 млрд рублей.

Напомним, что губернатор Нижегородской области Глеб Никитин принял решение создать рабочую группу по проекту строительства низконапорного гидроузла в Балахне.

Поделиться: