Последние интервью
Новости

Владимир Чагин: "Лучше не рисковать и ехать спокойно, чтобы потом твои почки и все остальные органы кому-нибудь не достались"

02 апреля 2010 18:54  [5357]
Владимир Чагин: Лучше не рисковать и ехать спокойно, чтобы потом твои почки и все остальные органы кому-нибудь не достались

Владимир Чагин: Лучше не рисковать и ехать спокойно, чтобы потом твои почки и все остальные органы кому-нибудь не достались

Биография
Владимир Геннадьевич Чагин
родился 5 января 1970 года. В детстве серьезно увлекался хоккеем и техникой. За руль автомобиля впервые сел в возрасте 6 лет. В 1988 году его – молодого, подающего надежды, слесаря и начинающего гонщика пригласили в отдел спецтехники Научно-технического центра КАМАЗа. В том же году была создана и команда "КАМАЗ-мастер". В первых международных ралли-марафонах Владимир участвовал как механик группы технической поддержки, в душе мечтая о том, чтобы сесть за руль спортивной машины.
В 1996 году он в качестве пилота впервые принимает участие в ралли "Дакар". Уже через полгода он стал победителем "Мастер-Ралли 1996" - самой протяженной гонки мира и самым молодым пилотом и чемпионом за всю историю ралли-марафонов. С тех пор он стал шестикратным победителем ралли "Дакар" в классе грузовиков, победителем Кубка Мира по ралли-марафонам 1996 и 2000 гг., двукратным Чемпионом России, обладателем Кубка России.
Сегодня заслуженный мастер спорта Владимир Чагин возглавляет Некоммерческое Партнерство "КАМАЗ-Автоспорт". Является начальником бюро организации процессов производства департамента специализированной техники научно-технического центра ОАО "КАМАЗ".
Является лауреатом Государственной премии РФ, награжден орденом Мужества, орденом Почета, многочисленными медалями и почетными знаками.
Женат, воспитывает двоих сыновей.

Здравствуйте, в студии Роман Скудняков. В эфире программа "Без галстука". Именно этот русский человек реализовал настоящую американскую мечту - сделал себя сам. Он начинал с должности уборщика на КАМАЗе, а сегодня его встречают как настоящего олимпийского чемпиона. У нас в гостях шестикратный победитель ралли "Дакар" в классе грузовиков Владимир Чагин. Добро пожаловать в Нижний Новгород. Как вам наш город и как нижегородцы?

-В Нижнем очень тепло принимают, гостеприимство нижегородцев меня впечатлило, оно останется надолго в моей памяти. Замечательный интенсивный день, встречи, общение, лекция со студентами, с преподавателями. В целом о вашем городе у меня останутся очень хорошие впечатления. До этого я был много раз проездом, случались непродолжительные встречи, но сегодня я целый день в Нижнем. Мне очень нравится.

-Ради карьеры гонщика вам пришлось пожертвовать хоккеем в детстве. Не жалеете?

-В моей жизни был период, когда я окунулся целиком, с головой, и телом в хоккей, следил за выступлениями нашей сборной, знал всю историю советских хоккеистов, начиная с первой Олимпиады. И сам очень серьезно спортом занимался, после школы бежал сразу же на тренировки по хоккею. Тогда еще не было крытых стадионов, чистили снег с площадки, возможность тренироваться еще нужно было заработать своим трудом. Хоккей был моим первым увлечением.

-Почему тогда Вас к машинам, к гонкам потянуло?

-Еще до хоккея (а хоккеем я серьезно увлекся в четвертом классе школы), отец в шесть лет посадил меня впервые за руль нашей российской "копейки", и я очень благодарен ему за это. Мы не выезжали на дороги общего пользования, это было во дворе. Затем, когда мне было семь-восемь лет, выезжали на природу, по лесу ездили, по полям. Он меня учил водить, и это как-то переросло в то, чем я сегодня занимаюсь.

-Большую часть времени вы проводите не с семьей, а участвуя в гонках. Ваша жена к машине вас не ревнует?

-Не только соревнования, конечно, занимают большую часть времени, но и работа. Наша команда уникальна тем, что мы не только участвуем в соревнованиях на каких-то купленных или данных нам автомобилях, как это принято в мировом автомобильном спорте, а мы сами эти спортивные КАМАЗы придумываем, разрабатываем, изготавливаем, испытываем и на них уже участвуем в соревнованиях. Это, наверное, как в стрельбе - чтобы попасть в мишень нужно иметь пристреленную винтовку с хорошей оптикой, чтобы она в руке лежала - тогда шансов попасть в десятку гораздо больше. Так и нам, чтобы победить в "Дакаре", нужно приехать к старту на автомобиле, который способен победить, который имеет реальную возможность. Вот подготовкой таких автомобилей мы и занимаемся все свободное время, весь год. К сожалению, да, семье времени уделяю мало. Но они относятся к этому с пониманием.

-Главное не количество времени, а качество общения.

-Да, времени меньше, но оно более эмоциональное, более качественное.

-Рубрика "Без купюр", короткие вопросы - короткие ответы. Я знаю, что на вас однажды аборигены охотились. Это вообще самый экстремальный случай в вашей жизни?

-К сожалению, во время гонки такие экстремальные случаи бывали. Во время гонки "Дакар" вооруженные местные жители, бедуины, аборигены не раз нападали на участников. Были смертельные случаи. Существует печальная статистика - за 32 гонки "Дакар", которая проводится начиная с 1979 года, погибло около 60 человек: причинами были и аварии, и поломки, и нападения. Это такой экстремальный вид спорта, вид деятельности.

-Почти как на войне.

-Да. У нас был случай. Мы во время гонки проезжали одно из местных поселений Республики Мали. Проехал наш экипаж, и следом за нами двигался грузовик Мерседес, в кабине которого сидел французский экипаж. Мы их обогнали буквально перед этой деревней и проехали вперед. Они двигались за нами, и их автомобиль попал под обстрел. Водитель погиб сразу, штурман и механик были ранены, грузовик врезался в дом, остановился. Наверное, хорошо, что мы успели их обогнать. Если бы мы ехали за ними...

-Вы завоевали практически все возможные награды. Не пора ли домой, на покой?

-Это же образ жизни. Я не хожу на работу, это не является каким-то рабочим процессом. Это образ жизни, то, чем я занимаюсь круглые сутки. Встаю утром, моюсь в душе, и у меня мысли только об этом. Приходят какие-то новые идеи, новые цели, задачи. Я считаю себя счастливым человеком, у меня совпадает любимая работа с тем хобби, которое, как я считаю, у каждого человека должно в жизни быть. Это одно целое. Хотелось бы, чтобы этот жизненный период был как можно дольше.

-В команде, насколько я знаю, вы не только пилот, но и ответственный за питание. Скажите честно, а дома жену от плиты тоже отгоняете?

-Это одна из приятных обязанностей в команде помимо того, что я пилот боевой машины. Что касается дома, мне очень нравится готовить самому в выходной день. К сожалении, в будни время пребывания дома очень маленькое. Безусловно, не хватит времени, чтобы что-то приготовить. А в выходной день, начиная с утра моя супруга Лена уступает мне место, и я с удовольствием готовлю еду - завтрак, обед и ужин, а она отдыхает.

-А коронное блюдо есть какое-нибудь, которое очень любите готовить сами? Или так, яичница, в основном?

-Даже из яичницы можно сделать целое блюдо. В воскресенье на завтрак - вы попали в десятку - я готовлю яичницу с кучей разных ингредиентов, которую очень любит мой сын. Мы садимся и завтракаем, начиная с яичницы. Затем мясные блюда в обед либо рыба (мне очень нравятся рыбные блюда) и что-то уже полегче на ужин. Питание занимает очень важное место в моей жизни и в нашей семье.

-Насколько я знаю, сыновья-то по вашим стопам не пошли. Вас это не огорчает?

-Нисколько. Я считаю, что человек должен сам себе выбирать путь в жизни. Старший выбрал, я этому рад. У него великолепный слух. Вадиму 20 лет, он учится в музыкальном училище в Казани. Поет в хоре, играет в группе, сам придумывает мелодии. Он себя в жизни нашел, выбрал себе путь. Я считаю, что он правильно двигается и будет счастливым человеком. Младший Игорь - ему 10 лет - пока еще не определился, хотя у него масса способностей, таланты развиваются, чувствует автомобиль, ездит на нем с раннего возраста.

-Раньше, чем вы?

-Он на картинге начал ездить с трех лет, на снегоходе - с пяти, на квадроцикле - с четырех. То есть, он "на ты" со всей колесной техникой, с автомобилями. Но как-то нет у него этой тяги, жилки. Но все еще впереди, я думаю, он себя найдет в том, чем будет заниматься всю жизнь.

-"В центре внимания" - лихачество на дорогах. Скажите честно, вы в гражданской жизни так же быстро ездите, как по пустыне?

-Во время участия в "Дакаре" и в остальных ралли-рейдах, участвуя в гонке на нашем спортивном КАМАЗе, я стараюсь все возможные качества, заложенные в этом грузовике, реализовать. Это и мощность, и скорость, и работа подвески. На что способна машина, на все 100% нужно показать. Это и скорость, и риск, но опять-таки, разумный. В обычной жизни - для чего? Во-первых, нужно, я считаю так и своего мнения придерживаюсь в реальности, двигаться по дорогам. Просто мы перемещаемся из точки "А" в точку "Б", не доставляя дискомфорта и себе, и тем, кто рядом сидит в автомобиле, и кто двигается по дорогам рядом.

-В 2009 году в России погибло 26 тыс. человек в дорожно-транспортных происшествиях. По сути, это население небольшого российского города. При этом почему-то все боятся летать на самолетах, но в мире за весь год в авиакатастрофах погибли порядка 600 человек, то есть, почти в 50 раз меньше, чем в ДТП. Причем, нередко это происходит из-за того, что люди превышают скоростной режим. Некоторые предлагают, например, ставить на автомобили ограничители скорости. Поможет или будут свинчивать?

-Я считаю, что правильнее работать с головой водителя, чем с электроникой автомобиля. Это правильнее и надежнее - дать человеку понимание, почему не нужно это делать, дать какую-то альтернативную возможность выплеснуть тот адреналин, который есть, экстрим получить. Сделать какие-то закрытые трассы.

-Чтобы они выразили свои эмоции.

-Да. Сейчас много картодромов, на которых проводят дружеские гонки, корпоративные вечеринки. Это правильно. Человек, погоняв там, уже не будет иметь желания заниматься этим на дорогах общего пользования. А потребность в этом у человека есть, я понимаю. Она у меня есть, я в целом занимаюсь именно этим.

-Только вы уезжаете еще дальше.

-Ну да, в пустыню. Собственно, для чего человечеством был придуман "Дакар" - чтобы как раз этот заряд энергии реализовать. Пожалуйста, участвуйте в гонках. Зачем гонять по дорогам общего пользования и нарываться на общение с работниками ГИБДД?

-В 2009 году управление дорожной безопасности Латвии придумало интересную кампанию против лихачества. Там выпустили специальный сертификат, и водитель в нем должен подписаться под следующими словами: "Сразу после аварии я завещаю мое сердце, почки, а также другие не пострадавшие от удара органы тем, кому они нужны больше". По статистике количество жертв аварий уменьшилось на 29%. Такое может сработать в России?

-Ну да, человек начинает уже объективно понимать, что необоснованное нажатие на педаль газа может привести к тем последствиям, которые вы описали. Что рядышком это все, лучше не рисковать и ехать спокойно, чтобы потом твои почки и все остальные органы кому-нибудь не достались, да.

-Рубрика "На острие", самые острые вопросы нижегородцев. Игорь Каптерев, Автозаводский район: "Во всех странах к отечественному автопрому относятся скептически. Но почему у нас в России, как выясняется на практике, умеют делать только КАМАЗы, да и то с оговорками. Что мешает делать хорошие отечественные автомобили?"

-Я по натуре патриот. И в нашем спортивном автомобиле стараемся применить все лучшее, что есть. И если какие-то узлы и агрегаты выпускаются у нас в России, мы в первую очередь, ставим их, им отдаем приоритет. Чего уж нет, применяем зарубежное, чтобы машина в целом стала конкурентоспособной, чтобы давать возможность нам побеждать. И я встречался со студентами НГТУ, и подобный вопрос они мне задали. Почему так? Задавая вопрос, ответ сам напрашивается. Наше правительство делает все, чтобы покупали наши автомобили, начинает закрывать границы, изолируя внутренний рынок. Ничего тут нового нет, это вполне нормально - самим делать автомобили, которые, придя в салон, будут покупать, а не смотреть на иномарки.

-А будут их приобретать? Качество КАМАЗа понятно, но на КАМАЗе же на работу не поедешь...

-Я говорю в принципе. Не важно, грузовой российский автопром или легковой. Поэтому нужно самим создавать машины, думать над ними, чтобы они были конкурентоспособны. Это без праздных фраз абсолютно. Надо сделать машину, которая будет нисколько не хуже, а порой даже лучше зарубежных. Мы же даем пример остальным. Поначалу, когда мы начинали участвовать в "Дакаре", мы найти себя не могли в таблице результатов. Никто даже не знал о КАМАЗе. Когда впервые пересекали границу Испании, таможенники записали: "Три грузовика российского происхождения". Результатов у нас не было. Это сейчас, начиная смотреть результаты, мы смотрим на верхние строчки, а тогда снизу мы искали себя где-то 70-м, 80-м, потом на 60-м месте. Но у нас была цель быть первыми, и мы к ней шли. Конечно, было трудно, много на это было отдано сил, потрачено времени. Но это реально - добиться того, чего хочешь. Главное - хотеть. Также и серийный отечественный автомобиль, ничего сложного нет. Сделать их можно такими, чтобы они были лучше, чем иномарки.

-Екатерина Таранчук, Советский район: "В 2009 году в России впервые прошло ралли "Шелковый путь", которое журналисты назвали вторым "Дакаром". Сможет ли оно когда-нибудь стать первым?"

-Опыт участия нашей команды в ралли-рейдах уже позволяет нам самим быть организаторами больших гонок, больших ралли-рейдов, и в прошлом году этот проект впервые состоялся совместно с компанией ASO, которая организовывает гонку "Дакар", организовали ралли "Шелковый путь". Он стартовал в Казани, а финишировал в Ашхабаде в сентябре прошлого года. В этом году руководителем нашей команды Семеном Якубовым было высказано предложение по маршруту во время визита нашего премьера Владимира Владимировича Путина к нам в команду в феврале этого года. Маршрут этого года он поддержал: Санкт-Петербург - Сочи. Мы заедем в Астраханскую область, в Калмыкию. Там и дюны есть, и камни, и пустыня.

-Будет интересно.

-Я уверен, что будет интересно, приедут все участники "Дакара", и жителям нашей страны можно будет воочию посмотреть, что ралли-рейды проходят не только по телевизору.

-Вопрос от читателей газеты "Аргументы и факты - Нижний Новгород", Алексей: В 2009 году "Дакар" был в Латинской Америке, при 40 градусной жаре, часть маршрута проходила по пустыне Атакама, неужели для Вас романтика – париться среди песков в душной кабине машины? Если бы у Вас была возможность, какой бы маршрут Вы проложили? Или по России и есть лучший?

-Думаю, что да. Он близкий, родной. И как раз созданием маршрута мечты мы и занимаемся в этом году, делая ралли-рейд Санкт-Петербург – Сочи.

-Вообще, в любом спорте успех и поражение осязаемы, материальны. Как не потерять голову от побед и пережить поражения? Есть ли у вас формула успеха?

-Формула успеха? Стремиться, добиваться поставленной цели. Она обязательно должна быть. И быть уверенным в себе, в своих силах. Это вершина, которая стоит перед глазами, и если она реальна, на нее можно будет взобраться.

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по пятницам в 22.00, повтор программы по субботам в 12.35. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по пятницам в 22.00, на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по воскресеньям в 12.05 и на радио "Шансон" по воскресеньям в 15.05 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.

Поделиться: