Людмила Печникова: С точки зрения русского языка у публичных людей больше всего проблем с согласованием слов
-Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Сама она выпускница не гуманитарной, а физико-математической школы №40, а своей стезей выбрала русский язык и литературу. У нас в гостях учитель года Нижнего Новгород -2010, преподаватель русского языка и литературы гимназии №13 Людмила Печникова.
-Людмила Владимировна, здравствуйте. Скажите честно, с физикой не очень было у вас в школе?
-Относительно. Интересовалась. Класс закончила, кстати, физический, а не математический, и физика как естественная дисциплина меня интересовала.
-Но литератором не смогли не стать.
-Не смогла.
-Что такое? Почему?
-Потому что в физико-математической школе встретились учителя, которые, действительно, стали образом учителя литературы. Два имени назову: Татьяна Константиновна Лагурашвили и Наталья Максимовна Квасюк. Эти образы, эти люди настолько мне дороги, что любовь к слову, привитая ими, победила.
-То есть, учитель, это звучит гордо. Это очень важно для того, чтобы потом человек выбрал ту стезю, которая ему близка.
-Конечно, именно учитель дает первые шаги, помогая увидеть, кем мы можем стать.
-Вы родились в День защитника Отечества.
-Да, 23 февраля.
-Не обидно, мужской праздник все-таки?
-Нет, мне очень приятно. С этой датой у меня многое связано: это день моего вступления в Комсомол, бракосочетания. Я очень часто бываю на конференциях 23-го февраля. Это судьбоносная дата в моей жизни. А потом, праздник продолжается с 23 февраля до 8 марта.
-Вы знаете, недавно я побывал на форуме и посмотрел, как ученики воспринимают своих учителей. Нашел, как один нижегородец воспринимает учителя русского языка и литературы "сухой очкастой ретроградкой". Вы боретесь каким-то образом с подобными стереотипами?
-Нет, не борюсь, я такая, какая я есть. Кстати, в очках бываю достаточно часто. Ничего страшного в этом нет. Причем детям интересно наблюдать, какие учителя будут сегодня, какие были вчера.
-Кстати, могу сказать, что со стереотипами вы боретесь не на словах, а на деле. Недавно был конкурс "Учитель года", где вы стали победителем. Там в формате RNB вы читали стихи Серебряного века. А нет ли у вас желания переложить стихи Пушкина или Лермонтова на какую-нибудь рок-композицию?
-Нет такого желания, потому что стихи Серебряного века воспринимались как новые направления на рубеже двух веков, а Пушкин и Лермонтов - те имена, которые стали классикой, они сокровенны, святы и неприкасаемы.
-Рубрика "Без купюр", короткие вопросы - короткие ответы. Бернард Шоу как-то не очень лестно сказал об учителях: "Кто умеет - делает, кто не умеет - учит". Поспорите?
-Поспорю, конечно. Потому что, кто не умеет, наверное, не идет в эту профессию, а учит тот, кому есть, что сказать.
-Сам Лев Толстой считал "Войну и мир" безделицей. По вашему опыту, многие нижегородцы согласны с его мнением?
-Я думаю, что нет. "Войну и мир" Толстой называл не в качестве безделицы, это переносное значение, однозначно. Это большой труд, а безделица - это метафора.
-Насколько интересно современным нижегородцам читать "Войну и мир", как вы оцениваете, интерес с годами ослабевает или нет?
-Нет. Не ослабевает. Каждый раз ребята по-новому видят произведение, потому что в нем заложены вечные ценности, какие-то ситуации, которые обыгрываются. Особенно, психологические. Наоборот, даже помогает им понять. Особенно та известная история с Наташей Ростовой и Андреем Болконским...
-Оказывается очень современной.
-Очень современная история о разнице мужской и женской психологии. Они с удовольствием анализируют. Те, кто увлекаются историей, читают исторические главы - не пропускают.
-Девчонки все также читают про любовь, мальчишки - про войну? Это меняется со временем?
-Также читают.
-До Революции в России подавляющее большинство педагогических кадров составляли мужчины. Нужно ли вернуть те времена, как вы считаете?
-Желательно. Но, наверное, это очень сложно, потому что постепенно профессия учителя уходит для мужчин из поля зрения как престижная. Хотя я знаю великолепных преподавателей-мужчин, которые работают в школе. И мне очень хочется назвать имя такого педагога - это мой старший коллега, у которого я очень многому учусь, работает в нашей школе: профессор, доктор наук Владислав Исаакович Шутан. Дети к нему тянутся, гордятся тем, что у него учатся. Это очень здорово, что такие люди работаю в школе.
-"В центре внимания" русский язык, великий и могучий со знаком вопроса. Осенью прошлого года принимались новые правила русского языка. Согласно им "Интернет" необходимо писать с большой буквы, а название боевого искусства "каратЕ" вместо "каратЭ". Правильно писать и говорить "брачащиеся", а не "брачующиеся". Что касается ударения, то теперь официально можно говорить договОр или дОговор, йОгурт и йогУрт, по средАм и по срЕдам. Скажите, это вообще естественное развитие русского языка или как-то все-таки его портят?
-Вопрос хотелось бы несколько дифференцировать. Потому что, с одной стороны, это естественное развитие, но, к сожалению, это упрощает наш язык. То есть, реформа была принята именно потому, что многие все равно употребляют такое формы.
-Зачем нужны правила, которые постоянно нарушаются. В этом была логика?
-Я не знаю, какая была логика. Я против этой реформы. Язык нужно сохранить.
-На ваших уроках вы как говорите, по срЕдам или по средАм?
-По срЕдам.
-ЙОгурт или йогУрт?
-ЙОгурт.
-Школьники, действительно, сегодня знают множество иностранных терминов: мерчендайзеры, эккаунт, мультиплекс. Вам еще не кажется, что иногда знание иностранных терминов значительно выше и лучше знания традиционных, классических русских выражений? Не кажется, что придет время и разные поколения в России будут с трудом понимать друг друга?
-Глобальной перспективы, конечно, я не вижу, но такой момент есть, к сожалению. Дети стали забывать русские слова, которые они не знают. Но ведь еще Ломоносов в свои годы говорил о том, что есть тождественные высказывания в русском языке, просто нужно детям давать альтернативу.
-В школе это получается?
-Получается.
-Политики очень часто радуют нас с вами крылатыми выражениями. Особенно прославился Виктор Черномырдин. Его цитируют очень многие: "Правительство - не тот орган, где, как говорят, можно одним только языком". "Я бы не стал увязывать эти вопросы так перпендикулярно". "Вы думаете, что мне далеко просто? - Мне далеко непросто". Скажите, есть все-таки публичные профессии: политики, журналисты … Не кажется ли вам, что для подобных профессий нужно обеспечить совсем другие требования к качеству русского языка? Надо, может быть, экзамены какие-то вводить?
-Непременно. Наверное, нужно этому обучать, какие-то специальные курсы организовывать, потому что человек, который выходит к аудитории, должен владеть языком грамотно.
-А чему бы вы научили Виктора Черномырдина, если бы он к вам пришел? С чего бы вы начали? Представьте себе, вы проводите мастер-класс для нижегородских или федеральных политиков на тему "Как грамотно изъясняться".
-С грамматики русского языка, с согласования слов.
-А как насчет нецензурных выражений? Вообще с этим на Руси боролись всегда, за ругань в общественных местах в царской России били кнутом, в СССР сажали на 15 суток. Но мат не только не удалось искоренить - в молодежной среде он процветает. Стоит с этим бороться?
-Я бы сказала, что сейчас он процветает уже меньше, чем было раньше. Заменяют, действительно, какие-то сленговые выражения. Это показатель, наверное, нового века и уровня культуры в том числе. Однако аудитория, с которой я сталкиваюсь, уже меньше употребляет.
-Рубрика "На острие", самые острые вопросы нижегородцев. Ольга Антофьева, Советский район: "Интернет пестрит рекомендациями типа: "Как подготовиться к экзаменам за два дня и сдать на "пять", хотя, посмотрев содержание, пришла к выводу, что более правдив был бы заголовок другой: "Как подготовиться к экзамену за пять дней и сдать на два". По вашему мнению, какое название больше всего соответствует действительности?"
-Мне кажется, второе, потому что те рекомендации, хотя я редко заглядываю в интернет, те пособия, которые мне попадаются на книжных прилавках или приносят детки, пестрят и ошибками в заданиях и ошибками в ответах. Поэтому, если слепо следовать тем материалам, которые предлагают для подготовки, то это верный путь получить "двойку".
-А все-таки сейчас тесты. Разве не проще быстренько за два-три дня "наблатыкаться", как говорят?
-Нет. У каждого теста, у каждого задания есть свой алгоритм, правила - это система.
-И если в течение года этой работы не было, то вероятность...
-Речь идет не об одном годе, а о годах - это система. Тем более, что тесты захватывают весь период с пятого по одиннадцатый класс.
-Наверняка, вы категорически против Единого госэкзамена, когда тестами оцениваются знания ребят?
-Конечно, против.
-Дмитрий Никифоров, студент: "Самый простой способ произвести на человека хорошее впечатление - умение грамотно, четко и образно изъясняться. Почему в школе этому не учат?"
-А почему он так считает, что не учат?
-Так считает, поспорьте.
-Наверное, он немножечко неправильно считает. Учат. Если даже вернуться к тому конкурсу, в котором я участвовала, моими помощниками были ученики и многие стихи, которые звучали тогда в начале моей визитной карточки, написали дети. Они прекрасно научены.
-Вопрос от читателей газеты "Аргументы и факты - Нижний Новгород", Елена Ладынина: "Как вы относитесь к высказываниям Юрия Мороза (это бизнес-тренер, консультант) о системе образования. Он сказал: "Известная система обучения - это сидение многих часов за партой и погашение ненужной информации. Она выпускает миллионы больных детей, она пестует суррогат, память, которая складывается из знаний, добытых другими людьми". Что скажете?
-Это зависит, прежде всего, от человека.
-Непростой вопрос, да?
-Непростой. Если он часами, конечно, сидит и так занимается беспредметно и немотивированно, то, наверное, так и получается. Есть сумма знаний, есть какая-то копилка, и выхода нет. Если человек занимается осознанно, он не будет столько сидеть. Он будет четко работать с информацией, тогда это высказывание не будет иметь оснований.
-Вы стали учителем года - 2010. Там кроме профессиональных конкурсов были еще и творческие конкурсы. Скажите честно, сильно волновались? И что заставило вас волноваться больше всего на этом конкурсе?
-Творческих было не так-то много. Визитная карточка - это было педагогическое кредо. А волновалась по поводу того, чтобы быть принятой аудиторией. Аудитория приняла - это радостно. И очень обрадовалась, когда меня приняли коллеги старшего поколения - жюри, учителя, те, кто были в зале.
-Боялись ретроградного подхода.
-Боялась. Но его не случилось.
-А какую формулу успеха запишете в нашу книгу? Вообще так модно среди тех людей, которые добиваются успеха, становятся лучшими. Вы лучший учитель года Нижнего Новгорода. Если ли какое-нибудь жизненное правило, которое является вашим внутренним правилом, жизненным кредо? Есть ли такое?
-Есть, конечно. Если ты умеешь улыбаться жизни, жизнь всегда улыбнется тебе.
Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по пятницам в 22.00, повтор программы по субботам в 12.35. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по пятницам в 22.00, на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по воскресеньям в 12.05 и на радио "Шансон" по воскресеньям в 15.05 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.
Copyright © 1999—2024 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+