Последние интервью
Последние новости рубрики Политика
Политика

Виктор Портнов: "Мы постарались выстроить работу в контексте областной политики"

21 сентября 2006 11:39  [3310] Политика
Виктор Портнов: Мы постарались выстроить работу в контексте областной политики

Виктор Портнов: Мы постарались выстроить работу в контексте областной политики

НИА "Нижний Новгород" - Максим Калашников

К должности мэра города Дзержинска Виктор Портнов шел долгих три года – с момента поражения на выборах 2002-го до победы на выборах 2005-го. В ноябре исполнится ровно год с момента начала его работы. В интервью НИА "Нижний Новгород" глава "города химиков" рассказывает об итогах прошедшего года и дает свою оценку политической ситуации в Нижегородской области в целом и Дзержинске, в частности.

- В августе все в Нижегородской области обсуждали итоги прошедшего года – года Шанцева. Если абстрагироваться от общеполитических оценок, изменения власти на региональном уровне как-то отразились на городе Дзержинске?

- Дзержинск нельзя вырывать из контекста развития остальных муниципальных образований. Я считаю, что губернатор Шанцев за этот год очень многое сделал. Главное - поменялись сами подходы к работе. Впервые за многие годы мы увидели, что можно работать с бездефицитным бюджетом, что можно существенно увеличивать доходы бюджета.

После того, как я был избран мэром Дзержинска, мы постарались выстроить работу так, чтобы она шла в контексте областной политики. Дзержинск где-то идет чуть вперед, где-то чуть отстает, но стратегическая линия, которая намечена губернатором, реализуется на территории города. Впервые за новейшую историю Дзержинска мы пошли на принятие профицитного бюджета, мы исполняем его по итогам восьми месяцев каждый месяц с опережением. У нас имеется профицит, который мы можем направлять на решение наиболее важных для города проблем.

- За счет чего это происходит?

- Это кропотливая работа. Мы встречаемся с предпринимателями, руководителями организаций, убеждаем их в том, что надо заканчивать выплату зарплаты в конвертах. Один из наиболее весомых источников наших доходов – подоходный налог, и он у нас существенно вырос. Дальше мы идем на такие меры, как изменение ставки земельного налога. Убеждаем руководителей в том, что надо платить налог. Что налоги – это те самые источники, которые позволяют городу смотреть в будущее с оптимизмом.

В этом году мы научились использовать те финансовые инструменты, которые были раньше, но по разным причинам предыдущими администрациями не использовались. Во-первых, кредитные линии – не просто взять кредит под залог муниципального имущества и платить достаточно высокие проценты. Мы взяли кредитную линию, которая позволяет на время кассовых разрывов взять какую-то сумму, и по мере поступления средств закрыть эти долги. Мы очень существенно экономим на процентах. Мы сэкономим свыше трех миллионов рублей за счет того, что входим в областные программы по закупкам.

Мы впервые начали применять лизинговую схему, что позволило в этом году сделать прорыв в части приобретения техники для уборки улиц от снега, дорожной техники, в части приобретения транспорта. На момент прихода новой администрации обеспеченность снегоуборочной и дорожной техникой в городе составляла 15% от потребности. Сегодня эта цифра достигает 85%. Мы приобрели свыше сорока единиц техники: и снегоуборочной, и мусоровозов, грейдеров, тракторов, погрузчиков, самосвалов. Купили 15 троллейбусов, что позволило нам на четверть обновить троллейбусный парк.

Костяк команды, которая сегодня работает в администрации Дзержинска, составляют компетентные специалисты, разбирающиеся и в вопросах экономики, и в вопросах финансов. Поэтому набор тех инструментов, которые мы сегодня используем, намного больше, чем, скажем, был год назад в администрации Дзержинска. Это позволяет нам идти вперед и с оптимизмом строить планы на будущее.

По каждому направлению деятельности администрации Дзержинска мы принимаем соответствующие программы. Например, сегодня у нас заседание Городской Думы, на которое выносится восемь программ, в том числе развитие образования, детского дошкольного воспитания, развитие спорта, культуры. Раньше такого количества программ не было. Эти программы, в первую очередь, разрабатываются нами не для того, чтобы какие-то средства заложить, хотя это тоже важно, но для того, чтобы руководители структурных подразделений видели свою перспективу.

В Дзержинске сорок с лишним школ. Мы в этом году две школы закрыли. Вроде бы меры непопулярные, но необходимые. Это школы поселковые, в которых училось чуть больше пяти человек в каждой. Они занимали по два этажа отдельно стоящих зданий. Мы идем на закрытие части детских садов. Скажем, в Дзержинске обеспеченность детскими садами свыше 90% - это один из самых высоких показателей не только в нашей области, но и в России. У нас так остро не стоит проблема с устройством детей в детсады, чем не могут похвастаться многие муниципальные образования.

И школы, и детские сады требуют обновления материально-технической базы, кухонного оборудования. Вообще, проблем очень много, в одночасье их не решишь. Но, тем не менее, в рамках единой политики, которая сегодня выстроилась в области, приоритеты расставлены четко и совершенно правильно, потому что надо развивать социальную сферу.

Мы надеемся, что будущий год действительно будет годом развития, и те декларации, с которыми выступает губернатор о том, что бюджет развития будет порядка пяти миллиардов, а может и больше – очень радуют. У нас масса потребностей в Дзержинске – я уже не говорю о других территориях, что нужно строить, нужно обновлять.

- В октябре исполнится год вашего пребывания в должности мэра. Какие-то итоги будете подводить?

- В общем-то, есть, что сказать, но я не хотел бы сам себе давать оценку. Оценку нашей работе должны давать наши избиратели.

К тому же, я ежемесячно выступаю на дзержинском телевидении, мы подводим итоги, что сделано за месяц, какие у нас планы на ближайшие перспективы. Люди могут в прямом эфире задать вопросы, которые волнуют. Мы организовали еженедельный прием граждан – я и мои заместители ведем личный прием в администрации, и люди об этом знают, хотя поначалу многие не верили, что это может быть. Мы регулярно проводим встречи с населением как во дворах, так и в коллективах. Мы строго соблюдаем те обязательства, которые на себя взяли, поэтому диалог с населением у нас сегодня налажен.

- Не могу не спросить про последние конфликты губернатора и прокуратуры, связанные с законом о земельных отношениях. Какова Ваша позиция? Какими полномочиями вы готовы поделиться? В частности, речь шла о праве распоряжения земельными участками. Кто должен решать этот вопрос.

- Изначально изменения в закон делались под лозунгом борьбы с коррупцией. Выделение земельных участков – это одно из наиболее коррупционных полномочий. Тем не менее, в том, что пришел протест прокуратуры, я не вижу ничего страшного, потому что и на решения нашей администрации регулярно приходят либо протесты, либо предостережения. У них такая работа. Они занимаются своей работой, а мы - своей.

В части земельных отношений, я, как глава администрации Дзержинска, не чувствую, что ущемлен в правах, потому что все инвесторы и застройщики, которые желают что-то построить в Дзержинске, проходят процедуру согласования в областном правительстве. На мой взгляд, это правильно, потому что при прежних подходах, когда разрешения выдавались местной администрацией, происходило следующее. Приходит иногородний инвестор в Дзержинск, а ему говорят: "Вот такая ситуация, у нас такие земельные налоги, такие налоги на имущество, арендные платежи". Что-то его не устроило – он пошел в другое место, в другой район, где начиналось все с нуля. Сегодня же у нас есть база данных, и инвестор, который приходит и высказывает свои предпочтения к той или иной территории, имеет возможность получить компетентную консультацию в правительстве. Если его что-то не устроит – недостаток электроэнергии, отсутствие железной дороги и т. д. - то ему предложат другую территорию.

Опять же, правительство знает любой район, знает, что и где можно построить. Типичная ситуация с компанией Solvay, которая хочет построить завод по производству ПВХ. Есть две площадки: Кстово и Дзержинск. С одной стороны, сырье производится в Кстово на НОРСИ, с другой стороны, хлор производится здесь – на "Капролактаме". Они хотят строить новое производство хлора. Здесь у нас есть люди – специалисты, инфраструктура, железная дорога, река. Поэтому мы ратуем за то, чтобы строить здесь. Инвесторы хотят в Кстово строить. И здесь правительство проявляет свою позицию: зачем мы будем достаточно вредное производство открывать на новой, зеленой, экологически чистой площадке, когда у нас уже есть практически готовая площадка под такое производство. Если бы не было сегодня организующего начала в области, и вариантов бы никаких не было – производство было бы размещено в Кстово. И надо еще кстовчан спросить – им это производство нужно или нет. Ведь те площади, которые можно было бы застроить жилыми домами, были бы отданы под производство. И таких примеров можно массу приводить.

Когда я еще был депутатом Законодательного собрания, я поддержал инициативу губернатора о передаче части полномочий в область. И себя ущемленным в плане земельных отношений ни в коей мере не ощущаю. Опять же, закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" позволяет делегировать нам те или иные полномочия.

Скажем, на муниципальных образованиях лежит беремя общественных транспортных перевозок. Если мы будем следовать этой букве закона, то дойдем до того, что даже сельский совет должен будет иметь общественный транспорт. Но это же глупо! Ведь его надо содержать, под него нужны гаражи, ремонтная база, врач, который выпускает в рейс водителей автобусов и т.д. Поэтому логично, что эти перевозки делегируются на уровень района.

- А к инициативе губернатора о том, что мэров городов вообще лучше назначать, а не избирать, Вы как относитесь?

- Я понимаю, почему Валерий Павлинович выступил с такой инициативой. Каково быть сегодня губернатору, который, по сути дела, назначен Президентом, депутатами Законодательного собрания? Каково ему работать с 52 главами муниципальных образований, которые избраны всенародно путем прямого тайного голосования? Сместить кого-либо при отсутствии криминала он не может. Попробуй по закону сместить главу МСУ! Это надо потратить столько сил и средств, что другим заниматься некогда будет. А, с другой стороны, сегодня 131-й закон позволяет, по сути дела, назначать глав администраций. Это делают в ряде районов, скажем, в нашем соседним Богородском районе. То есть, избирается Земское собрание либо Городская Дума, которая из своего состава избирает председателя, и он же является главой местного самоуправления. Главу же администрации нанимают по контракту. Здесь уже и областное правительство имеет право предлагать кандидатуры представительным органам местного самоуправления на должность главы администрации. И это, наверное, правильно. Потому что если депутаты представительного органа, губернатор, правительство видят, что занимающий пост главы администрации занимается не теми делами, какие он должен выполнять, то они имеют возможность его поменять.

Но назначать непосредственно мэров, глав МСУ сейчас не получится. Есть Европейская хартия о местном самоуправлении, которую Россия подписала, и ей предусмотрены прямые тайные выборы.

- Ну вот если бы приняли решение, что мэров назначают, вы пошли бы к губернатору с вопросом о доверии, который ставят губернаторы перед президентом?

- У меня другого пути не было бы, потому что надо либо работать, либо понять, что отношения с губернатором не выстраиваются. Многие проблемы, которые есть сегодня не только в Дзержинске, но и практически во всех районах, не исключая Нижнего Новгорода, не могут быть решены без поддержки правительства. Если этой поддержки нет, то зачем же делать население заложниками отношений губернатора и главы МСУ? Так быть не должно.

- Если мы начали говорить о политике, то насколько активна и насыщена политическая жизнь Дзержинска? Какие партии сегодня представлены, с кем из них вы сегодня работаете, и как сотрудничаете с местным отделением "Единая Россия"?

- Я возглавляю местное отделение "Единой России". К сожалению, других партий в Дзержинске практически нет. У нас в прошлую предвыборную кампанию сильные позиции были у партии "Родина", и она сегодня сформировала фракцию в Городской Думе в количестве семь человек из 36. Это достаточно серьезно.

Мы стараемся вести конструктивный диалог со всеми партиями. В Дзержинске есть уникальный центр общественно-политической работы, и те партии, которые представлены в Госдуме, могут там спокойно работать – и КПРФ, и партия "Родина", и партия "Единая Россия". А вот ЛДПР у нас что-то не видно – город все-таки маленький.

Когда я шел на выборы, а также после победы на них, я неоднократно говорил, что задача любой партии, представленной в Дзержинске - работать на позитив, улучшать ситуацию в городе. Нам с партиями здесь делить нечего. Будут выборы – будем со своими программами убеждать своих избирателей голосовать за нас, другие – за себя. Сегодня я рад тому, что у нас, например, с партией "Родина" выстроились отличные конструктивные отношения. Это не значит, что действует соглашательство. Мы выносим все вопросы на рассмотрение фракций. Я - мэр города - убеждаю депутатов, что нужно принять то или иное решение, либо соглашаюсь с позицией депутатов. И сегодня, в отличие от предыдущих созывов Гордумы, у нас проблем между администрацией и Думой практически нет, конфликтных ситуаций практически не бывает. У нас были некоторые сложности с рядом депутатов, которые взяли за моду срывать кворум, просто немотивированно уходить с заседаний. Пришлось в достаточно резкой форме однажды выступить на заседании Городской Думы, и теперь все заседания завершаются только после того, как рассмотрены все вопросы повестки.

- Есть ли в местном отделении "Единой России" раскол? Насколько я помню, о нем много говорили во времена Бриккера: часть "единороссов" поддерживала вас, часть - его.

- Бриккера "Единая Россия" не поддерживала. Он вступил в партию, а затем был из нее исключен. Была попытка сразу после предыдущих выборов совершить некий партийный переворот, были задействованы все административные силы. Однажды, придя в свой партийный офис, мы увидели там другие замки, нас встретили другие люди, которые сказали: "А мы теперь другое отделение партии". Но, слава богу, хватило у всех ума отстоять свои позиции. Те товарищи, которые у нас таким образом попытались сделать переворот, оказались вне рядов нашей партии. Сегодня в местном отделении полное единство. Есть отдельные моменты, по которым мы спорим, но это нормальная внутрипартийная работа.

- Сейчас на базе "Российской партии ЖИЗНИ", "Родины" и "Российской партии пенсионеров" появляется новая партия. Эта партия позиционирует себя как конструктивная оппозиция "Единой России". А вам, как мэру города, было бы интересно, чтобы в городе и в регионе возникла конструктивная оппозиция?

–Оппозиция всегда полезна, когда она конструктивна, когда она предлагает что-то конкретное. Вот в Дзержинске, например, "Единая Россия" три года была в оппозиции действующей администрации. И после победы на выборах мы постарались реализовать все то конструктивное, о чем говорили будучи оппозиционерами. В начале нашей беседы я рассказал о том, что нам удалось сделать.

Я не думаю, что эта новая тройственная партия успеет как-либо существенно повлиять на выборы в Госдуму в 2007 году. Одно дело – объединение наверху, а другое дело – ситуация внизу. Вот возьмите нашу Нижегородскую область. В Законодательном собрании от партии "Родина" нет никого, а в Дзержинске это самая сильная после "Единой России" партия. У нас "Партия пенсионеров" провела одного человека, но он совершенно не имеет никакого веса. "Партия ЖИЗНИ"… Не знаю, есть ли в Дзержинске такая партия. У каждого есть своя платформа, идеология, внутрипартийные методы работы, выборные технологии, и объединить это под единые идеалы будет нелегко. Я даже больше скажу– это будет достаточно тяжело, потому что мы проходили такой процесс, когда объединялось "Единство" и "Отечество", и появилась "Единая Россия".

Поделиться: