Последние интервью
Последние новости рубрики Культура и отдых
Культура и отдых

Григорий Остер: "Детскую литературу нельзя делить на современную и несовременную - она всегда современна!"

14 июля 2014 16:59  [4704] Культура и отдых
Григорий Остер

Григорий Остер

НИА "Нижний Новгород" - Марина Лайд

Не так давно в Москве прошла презентация книги "Квартироведение. Типы семей и среда их обитания" – совместного проекта Григория Остера и ИКЕА, в которую вошли и истории более 15 семей из Нижегородской области – они были присланы авторам книги. Это издание – некий итог ненаучного исследования, проведенного компанией и известным детским писателем Григорием Остером, с участием почти 1600 детей со всей России. Победителями стали десять реальных семей, которые послужили прототипами семей в книге – Дивановых, Вампировых, Разбросайкиных, Взросликовых, Праздниковых, Вытворяйкиных, Несосчитайкиных, Выпекайкиных, Собираловых и Зоопарковых…

В эксклюзивном интервью НИА "Нижний Новгород" Григорий Остер ответил на вопросы о детской литературе, книжной иллюстрации, памятникам мульгероям, а также дал совет, как привить детям любовь к чтению. 

- Григорий Бенционович, как бы Вы охарактеризовали сегодняшний период развития детской литературы? Какие они – современные герои детских книг?

- Литература никогда не сходит на "нет", конечно, она развивается. И дело даже не в том, что развивается – литература живет, она существует! Приходит следующее поколение детей. И для каждого следующего поколения детей все эти книги, которые были пять-десять, даже 50 и 100 лет назад, они заново актуальны и интересны! И плюс еще появляются новые произведения. Поэтому детскую литературу вообще нельзя делить на современную и несовременную. Она всегда современна. Любое стихотворение, написанное 100 лет назад, современно для сегодняшнего ребенка. Оно для него ровно такое же, как и то, что было написано современным автором вчера, например. Неправильно также, на мой взгляд, делить детскую литературу на советскую и несоветскую, имея в виду, что тогда она была на пике, много сочинялось, а сегодня авторов почти нет. Это неправда! Если вы придете в любой книжный магазин, то увидите, что полки буквально ломятся от книг, в том числе и детских. Современные авторы пишут огромное количество всевозможных детских произведений – читатель, придя в магазин, может выбрать книгу на любой вкус. О том, что сегодня "не издается ничего стоящего", как правило, говорят люди, которые либо не знают о литературных новинках, либо редко бывают в магазинах, то есть попросту не покупают сегодняшних книг.

Вот взять хотя бы сегодняшний пример – книга компании ИКЕА "Квартироведение" – на мой взгляд, получилась замечательная книжка. Ее, действительно, очень приятно брать в руки – она красиво сделана, но главное - ее будет приятно и полезно читать ребенку. И это как раз явление современное и как нельзя актуальное! Меня интересуют дети изнутри, компанию ИКЕА – снаружи, таким образом, в работе над этим проектом наши интересы совпали, вот почему мне было особенно интересно работать над книгой "Квартироведение". На мой взгляд, у нас получилось замечательное издание. А материала у меня набралось столько, что хватит не на одну книгу! В итоге, я думаю, у нас и правда получится настоящая энциклопедия жизни сегодняшних российских семей.

- Но автор-то - как раз хорошо известный детский писатель, которого знают и родители сегодняшних детей!

- Это неважно. Эпоха приходит и уходит, а дети остаются. Они всегда заново открывают для себя произведения, которые уже давно принято считать классикой.

- Хорошо, а кого бы Вы сами выделили из плеяды молодых авторов?

- О, их очень много! Я даже не знаю, как их всех перечислить! Одних назовешь, кого-то забудешь, они обидятся… Все сегодняшние авторы по-своему интересны. Всегда есть поколение талантливых писателей. Всегда! В любую эпоху! И я вижу новые интересные книги, что не может не радовать.

- Сегодня многие родители жалуются, что дети мало читают. Есть ли у вас конкретные советы, как эффективно привить ребенку любовь к чтению?

- Тут совет может быть только один–единственный, первый и последний: читать книги ребенку! Если родители читают своему малышу книжки вслух, он тоже будет читать. Не будут читать – не будет и любви к книгам. Здесь все очень просто!

- Насколько важны для Вас художник и созданная им иллюстрация? Часто ли созданные художником образы не совпадают с Вашим видением?

- Иллюстрация очень важна, безусловно! Но книга – это возможность для выражения не только писателю или поэту, это еще и возможность выразиться художнику. У иллюстратора тоже есть право представить свой взгляд на произведение, сделать книгу так, как он ее видит. И я стараюсь не "обламывать" руки художнику, и вообще не соваться особо в эту область, это дело. Слава Богу, мои книги издаются много раз. Естественно, их иллюстрируют разные художники. Поэтому образы тоже всегда разные. По этой же причине мне не бывает обидно, что кто-то из них увидел моих героев по-другому: один увидел так, другой – эдак. Ну и что?! Шекспира во все мире ставят уже не одно столетие. И почти каждый раз – по-новому. Я себя не сравниваю с Шекспиром, конечно же, я хочу сказать о сути: у меня тоже большое количество книг выходит с иллюстрациями разных художников. И это замечательно!

- Сейчас модно устанавливать памятники героям мультфильмов. Каких своих героев Вы хотели бы видеть в каком-нибудь из российских городов?

- Моим мультгероям стоят памятники в разных городах страны. Я знаю точно, что в Новокузнецке есть, к примеру, памятник "Сосиска дружбы" – видел его в интернете. Очень милый памятник, мне понравился.

- А кому еще хотели бы увидеть?

 - Да всем моим мультгероям можно поставить, мне кажется!

СПРАВКА:
Григорий Остер — автор многих популярных произведений для детей, таких как: "Сказка с подробностями", "Папамамалогия", "Воспитание взрослых", "Бабушка удава", "Вредные советы", "Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее". Он также является автором сценария мультфильмов "38 попугаев", "Попался, который кусался", "Котёнок по имени Гав", "Обезьянки" и других. В изданной в Канаде антологии детской литературы известный в России не одному поколению детей автор Григорий Остер со своими "Вредными советами" был самым многотиражным — 12 млн экземпляров, в то время как прочие авторы удостаивались максимум 300—400 тысяч.

Поделиться: