Политика

Эксперт-мониторинг событий с 26 ноября по 3 декабря 2021 года от АНО "Минин-центр"

03 декабря 2021 19:04  [2207] Политика

НИА "Нижний Новгород" - Ирина Отмахова

Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в России и Нижегородской области, в которых проявляются долговременные тенденции.

Федеральная тема – инвестиционный форум "ВТБ Капитала" под девизом "Россия зовет!"

XIII Ежегодный Инвестиционный форум ВТБ Капитал "Россия зовет!" прошел 30 ноября – 1 декабря в онлайн-формате. Его основная тема – "Переосмысляя приоритеты в пользу устойчивого развития". Новые тренды в экономике, перспективные направления для инвестирования, устойчивое развитие и прорывные инфраструктурные проекты обсудили представители делового сообщества и политических кругов разных стран мира. (https://ria.ru/20211130/forum-1760338897.html)

Как отметил эксперт "Минин–центра", профессор НИУ РАНХиГС Андрей Дахин, очередной инвестиционный форум "ВТБ Капитала" под девизом "Россия зовёт!", прошедший 30 ноября 2021 года, не является юбилейным, но привлекает внимание потому, что он проходит в ситуации эскалации глобальной торговой войны, кризисных экономических эффектов от эпидемии коронавируса и эскалации военной напряжённости на западных границах России. Дискуссии участников Форума отражают новые вызовы и соотносят их с потенциалом устойчивости отечественной экономики.

Выступление В.В. Путина выражает мысль о том, что в последние годы российская финансово-экономическая система хотя и демонстрирует достаточно высокую устойчивость, однако новые факторы глобального инфляционного давления, европейского энергетического кризиса и др. формируют новые дилеммы и приоритеты.

В частности, президент России формулирует несколько задач:
- необходимо справляться с последствиями инфляции, действовать на опережение, убирая факторы, которые подталкивают рост цен;
- необходимо увеличение объёмов производства и повышение доступности продовольствия на внутреннем рынке;
- необходимо развивать программу инфраструктурных бюджетных кредитов, обеспечить участие Фонда национального благосостояния в крупнейшие инвестиционные проекты, - необходима новая программа энергоэффективности,
- необходимо развивать цифровые экосистемы и др.

Понятные, на первый взгляд, эти задачи на деле содержат альтернативные опции, требующие политического выбора. Так инвестиционная дилемма обостряет вопрос о соотношении акционерного капитала и кредитов, в т.ч. государственных, в структуре инвестиций в отечественную экономику. Обостряет она и вопрос о доверии бизнеса к институтам государства: чувство доверия мечется между надеждами на поддержку и страхами от рисков потери бизнеса. В отсутствие политического выбора инвестиционная дилемма сдерживает энергию предпринимательской инициативы частного бизнеса, усиливая негативное влияние внешнеэкономического контура сдерживания российского бизнеса.

Инфляционная дилемма обостряет вопрос о взаимосвязи механизмов регулирования динамики спроса в духе идеологии «денежного воздержания» и механизмов стимулирования производства и предложения товаров и услуг. Отсутствие ясного политического решения чревато «засушиванием» экономического роста на низких уровнях инфляции в сочетании с низкими технологическими и кадровыми квалификациями основной массы производственных мощностей в России. Энергетическая дилемма, кроме того, что обостряет вопрос о соотношении ископаемых и возобновляемых источников энергии во внутренней экономической политике, выдвигает также и вопрос о геоэнергетической стратегии России на глобальном рынке энергии. Долгое ожидание политического решения в этих вопросах ведёт к тому, что новый передел глобального рынка энергии сложится без учёта интересов России. Экологическая дилемма состоит в том, что индустриальный след современной экономики деформирует не только биосферу Земли, но и природу человека. Политическое решение в этой области требует, чтобы мониторинг токсичности "карбонного следа" в отношении биосферы был дополнен мониторингом токсичности «техногенного следа» в отношении экологии традиционного, природного и культурного человека. Цифровая дилемма сводится к вопросам государственного регулирования взаимосвязи и гарантий правильной иерархии социальных статусов естественной личности человека и его "цифровой личности".

Отсутствие ясного политического решения в этой сфере создаёт риски возникновения стихийных "пузырей" рынка социально-токсичных цифровых продуктов и услуг, способных наносить существенный ущерб социальной репутации естественной человеческой личности. Острота названных дилемм усиливается внешней атмосферой торговых войн, которые стимулируют их обсуждение, в т.ч. в формате Форума. Форумная дискуссия - это только начало движения по пути проработки и принятия политических решений. Надо надеяться, что это путь вскоре будет пройден до своего логического завершения.

Региональная тема – "Квантовая долина" - как признание заслуг, главное – что будет дальше.

В Нижегородской области будет создан Инновационный научно-технологический центр "Квантовая долина". Соответствующее постановление уже подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

Как отметил эксперт "Минин – центра", д.и.н., доцент ННГУ им. Н.И. Лобачевского и НГЛУ им. Н.А. Добролюбова Артём Фоменков, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин заявил, что на территории ИНТЦ запланировано строительство современной инфраструктуры, которая будет состоять из лабораторий, научно-технических помещений, центров прототипирования, инжиниринговых центров, центров коллективного пользования, а также рабочих пространств. Участники проекта ИНТЦ смогут осуществлять на его территории инновационную деятельность по разработке, созданию прототипов и моделей, а также серийному производству высокотехнологичной продукции. Часть оборудования будет находиться в общем пользовании для всех резидентов ИНТЦ, что позволит небольшим стартапам осуществлять деятельность без существенных первоначальных инвестиций.

Ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского Елена Загайнова отметила в интервью, что "Качественное образование, научные открытия, подготовка кадров для инновационных производств и передовые технологии – всё это развивается в нашем регионе одновременно и комплексно". Университет Лобачевского как крупнейших вуз Нижегородской области, являющийся держателем и генератором фундаментального знания, активно работает с научными центрами, индустриальными партнёрами, среди которых — крупные предприятия региона, малый и средний бизнес. Именно поэтому ННГУ стоит в основе создания на территории Нижнего Новгорода ИНТЦ "Квантовая долина" и будет его активным участником".

Действительно, нижегородцам есть чем гордиться: общий бюджет проекта оценивается в 80 миллиардов рублей, будет развиваться 5 кластеров (передовые цифровые технологии; инновационные производства, материалы и компоненты; интеллектуальные транспортные системы; высокотехнологичная персонализированная медицина и медицинское приборостроение; экология и ликвидация накопленного ущерба), к 2030 году планируется создать 1300 новых рабочих мест, причём для высококвалифицированного персонала.

Нельзя не признать, что создание ИНТЦ "Квантовая долина" – это в первую очередь признание больших научных и производственных достижений региона. Причём, достижений в первую очередь советских – ведь и большинство крупнейших промышленных предприятий, и ВУЗы (включая, уже упоминавшийся ННГУ им. Н.И. Лобачевского, равно как и НГТУ им. Р.Е. Алексеева, ВГУВТ и ПИМУ, которые тоже будут задействованы в реализации проектов в рамках "Квантовой долины"), и знаменитые на весь мир научно-исследовательские институты (включая ИПФ РАН, возглавлявшийся ранее нынешним президентом РАН А.М. Сергеевым) были созданы именно в советские годы. Впрочем, и открытые недавно, но уже успешно функционирующие предприятия, также могли положительно повлиять на правительство при принятии решения об открытии столь масштабного проекта именно в нашем регионе.

Сыграло свою роль и празднование 800-летия Нижнего Новгорода: к региону было приковано пристальное внимание. Сам областной центр посетили в этом году не только глава правительства, но и действующий Президент В.В. Путин. Успешность проведения мероприятий явно была оценена в высших эшелонах власти со знаком "плюс".

Не обошлось, судя по всему, и без лоббистских усилий региональных властей. Усилий, как оказалось, отнюдь не напрасных. То есть, и тут следует видеть позитив, в том числе и в возможностях региональной власти решать проблемы области.

Но при всём при этом для реализации заявленных планов необходимы не только усилия руководителей региона, вузов, предприятий, но прежде всего объективный запрос, как у государства, так и у общества на внедрение инновационных технологий. При отсутствии запроса результат может быть вполне сопоставимым с тем, что был достигнут «Роснано» (где итоговый «выхлоп» его инновационной деятельности, так и не понятно!). Другой вариант: вместо реальных достижений в Нижнем Новгороде будут созданы площадки для проведения форумов с элементами гламура под названиями вроде «Внедрение алгоритмов Big Data для цифровизации инновационного управления агломерациями». Оно конечно: упоминание об участие в такого рода мероприятиях будут признаком хорошего тона для государственных управленцев среднего звена и глав муниципальных образований, однако всё же от "Долины" – пусть и не "кремниевой", но "квантовой" – хочется чего-то большего.

Муниципальная тема – Четыре района Нижегородской области достигли 70% коллективного иммунитета по COVID-19

Четыре района Нижегородской области достигли 70% коллективного иммунитета по COVID-19. Речь идет о Дивеевском, Большемурашкинском, Вознесенском и Княгининском районах. Ранее сообщалось, что для стабилизации ситуации в регионе должно быть 80% привитых и переболевших.

Как отметил эксперт "Минин-центра" Вячеслав Гуськов, это отличная новость. Предлагаю взглянуть внимательнее на эти районы.

Взрослое население, подлежащее вакцинации, составляет по статистике примерно 80 % (от общего, то есть в нашем случае соответственно – 11 тыс., 7,5 тыс., 11 тыс., 9 тыс. человек и в этих районах организовано по одному пункту вакцинации в местных ЦРБ. Присоединяюсь к одобрению министром действий, указанных районных антиковидных штабов, особенно Дивеевского, как наиболее проблемного из-за туристическо – паломнического потока людей. Получается, что оптимальное соотношение пунктов вакцинации, инициативности власти и сознательности населения составляет один пункт на 10 – 11 тыс. человек.

Теперь выборочно изучим соотношение взрослого населения к пунктам вакцинации в других районах. Балахнинский район – 60 тыс. чел./1 пункт, Нижний Новгород - 1000 тыс. чел./32 пункта, Дзержинск – 192 тыс. чел./4 пункта, Арзамас – 80 тыс. чел./4пункта, Кстово – 100 тыс. чел./ 5 пунктов...

Эмпирическая арифметика гласит - чтобы достигнуть уровня передовых районов, в Балахне надо открыть еще 5 пунктов, в Нижнем – 68, Дзержинске – 16, Арзамасе -4, Кстово – 5. Если спрогнозировать наплыв желающих поставить вакцину после принятия изменений в Федеральный закон "о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" Госдумой (о куар кодах), то ситуация может стать взрывоопасной.

Другой противоречивый аспект – размещение прививочных пунктов в поликлиниках и больницах, где здоровые люди, желающие вакцинироваться, пересекаются с больными пациентами. Не совсем здоровая перспектива. Думаю, что места для временных пунктов вакцинации надо размещать в торговых центрах, площадью больше 2000 кв. метров, в школах, колледжах, ВУЗах в выходные дни, по аналогии с выборами. В данной парадигме удивляет обращение представителей ТЦ с просьбой об отмене дислокации пунктов вакцинации. Тактически – пришедшие на вакцинацию являются ситуативно потенциальными посетителями, как минимум, продуктового ритейла, а стратегически – получившие куар-код пополнят команду постоянных покупателей.

Данные меры позволят создать шаговую доступность прививок, отчасти избавят от мизантропического флера классическую медицинскую процедуру. Разумеется, понадобятся дополнительные средства на расширение мест для проведения спасительных процедур, но здоровье и жизни людей стоят того.

Поделиться: