Политика

Эксперт-мониторинг событий с 10 по 17 декабря 2021 года от АНО "Минин-центр"

17 декабря 2021 19:19  [4722] Политика

НИА "Нижний Новгород" - Ирина Отмахова

Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в России и Нижегородской области, в которых проявляются долговременные тенденции.

Федеральная тема – законопроект об организации региональной публичной власти

Эксперт "Минин-центр", профессор НИУ РАНХиГС Андрей Дахин, анализирует поддержанный 14 декабря 2021 г. депутатами Государственной Думы РФ во втором и третьем чтениях законопроект об организации региональной публичной власти. Это первый федеральный закон, который декларирует, что он подготовлен в развитие положений Конституции Российской Федерации об единой системе публичной власти. Понятие "единая система публичной власти" было внесено поправками в Конституции в 2020 г. Оно замещает такие более распространённые в публичной политике термины, как "государственная власть", "политическая система", "народовластие" и пр.

Разработка закона происходила в конкретном российском контексте публичной политики, перспективными приметами которого являются статья А. Ильницкого (советника министра обороны РФ) об идейном содержании "больших перемен" в поле стратегических приоритетов России, практики стратегирования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, реализуемые в различных форматах государственно – гражданского партнёрства и соучастного проектирования. Нельзя не упомянуть и публичные выступления В. Зорькина (председателя Конституционного суда РФ), который неоднократно отмечал важность работы по формированию конституционной идентичности в России в дополнение к задачам по формированию общероссийской гражданской идентичности, которые зафиксированы российской политикой в области межнациональных отношений. Эти и многие другие приметы российской публичной политики образуют новые элементы публичной власти. Одним из них является региональное государственно–гражданское партнёрство. Отсюда вопрос: кого мы включаем в единую систему публичной власти: только должностные лица различных ветвей региональной власти или наряду с этими должностными лицами включаем также и коренное гражданское общество региона (в т.ч. коренные жители, коренные народы)? Анализ текста закона Крашенинникова-Клишаса позволяет заключить, что «единая система публичной власти» региона сводится только к деятельности должностных лиц всех ветвей государственной власти региона.

В этой части основные нововведения касаются отношений должностных лиц в треугольнике "президент РФ – глава субъекта федерации – региональный парламент". В интересах гарантии верховенства федеральных законов над региональными устанавливается возможность для президента РФ приостанавливать действие актов высшего должностного лица региона. В интересах обеспечения единой кадровой политики в регионах за президентом РФ сохраняется право назначать временно исполняющего обязанности высшего должностного лица регионе, а также несколько расширяются основания для принятия решения о его отставке. Президент России может вынести предупреждение и в адрес регионального парламента и даже может распустить его при определённых условиях. В числе механизмов, участвующих в разделении предметов ведения между федеральным центром и регионом, утверждается договорный механизм ("договор о разграничении полномочий, соглашение").

В отношении регионального парламента устанавливается зависимость количества депутатов от численности населения субъекта федерации: чем больше коренного населения, тем больше может быть число депутатов. Нижегородская область попадает в опцию численности населения "свыше 2 миллионов чел.", которой соответствует численность депутатов ЗСНО от 45 до 110 чел. Проект регионального закона о приведении количества депутатов в соответствие с численностью населения в действующий парламент имеет право внести губернатор Глеб Никитин. Наряду с этим отношения регионального парламента, местных депутатов и высшего должностного лица региона «перевязываются» новыми нитями взаимной зависимости. В частности, претендент в губернаторы от партии или самовыдвиженец для того, чтобы получить регистрацию в качестве кандидата в губернаторы, должен получить определённое количество подписей поддержки со стороны местных депутатов (от 5 до 10% депутатов должны дать подписи). Поскольку закон допускает два механизма наделения полномочиями губернатора, - всенародные выборы или голосование депутатов регионального парламента, - постольку можно говорить об усилении влияния региональных парламентариев на институт высшего должностного лица региона.

Механизм наделения полномочиями губернатора устанавливается региональным парламентом, может быть внесён в Устав субъекта федерации. Парламент может принять решение о недоверии главе региона. С другой стороны, высшее должностное лицо региона получает право при определённых условиях распускать региональный парламент. Усиленная взаимная зависимость регионального парламента и высшего должностного лица региона нацелена на сдерживание избыточной «независимости» законодательной и исполнительной власти региона друг от друга. Нашумевший в СМИ запрет на использование слова «президент» для именования высшего должностного лица региональной государственной власти странным образом сочетается сохранением другого названия, несущего печать периода "парада суверенитетов": региональный основополагающий документ может иметь название "конституция".

Характеризуя присягу высшего должностного лица при его вступлении в должность, закон гласит, что он клянётся на верность Конституции РФ и народу России, уставу субъекта федерации, а граждане субъекта федерации не упоминаются. Это связано с общей недосказанностью закона Крашенинникова-Клишаса о том, как присутствуют и участвуют в единой системе публичной региональной власти граждане России, живущие на территории субъекта федерации, региональное гражданское общество. Поэтому мы по-прежнему не понимаем, как отличать коренное региональное гражданское общество и его НКО от НКО - «иностранных агентов». Недосказанность закона, делая ставку на институт представительной демократии (региональный парламент), оставляет в зоне неопределённости институциональные механизмы государственно – гражданского партнёрства, развивающиеся в регионах последние 10 лет: они относятся к сфере совещательной демократии и к сфере партисипаторной демократии. Ликвидировать недосказанность можно на уровне регионального законодательства (в законе Карашенинникова-Клишаса есть норма о том, что отношения, которые не регулирует федеральный закон, могут регулироваться законом региональным). Или авторы принятого 14 декабря федерального закона заметят недосказанность и подготовят к нему соответствующую поправку.

Региональная тема – Нижегородский НОЦ находится в числе лидеров

Университет Лобачевского планирует запуск новых научных проектов и образовательных программ, которые привлекут в регион еще больше талантливой, амбициозной молодежи.

Эксперт "Минин-центра", декан факультета социальных наук, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой социальной безопасности и гуманитарных технологий ННГУ им. Н.И. Лобачевского Роман Голубин делится подробностями развития новых научных образовательных направлений в ННГУ в рамках программы "Приоритет 2030".

ННГУ вошел в программу "Приоритет 2030" по направлению "Исследовательское лидерство" с несколькими стратегическими проектами: "Здоровое поколение", "Комфортная окружающая среда", "Фундаментальные основы технологий будущего" и "Креативная личность". Все они связаны с активным использованием IT-технологий.

Так, проект "Креативная личность" направлен на изучение того, как творческое начало человека реализуется в условиях цифрового мира, что стимулирует появление творческого подхода в самых разных сферах деятельности, можно ли сейчас научить быть творцом, помочь получить креативные компетенции, какая для этого должна быть образовательная инфраструктура. Мы пытаемся, по сути, заглянуть в будущее и выявить наиболее востребованные в скором времени профессии, перспективные компетенции. Следующий этап – прийти к пониманию как адаптировать современное образование к этому будущему.

Исследования по данным темам объединяют в ННГУ социологов, психологов, психофизиологов, юристов, филологов, политологов и историков. Формируется мощный социогуманитарный блок, нацеленный, в том числе, на решение междисциплинарных задач.

Приглашаются и специалисты из других научных центров. Например, в рамках проекта "Креативная личность" создается Лаборатория дизайна информации под руководством проректора по развитию на основе анализа данных Вятского госуниверситета Екатерины Митягиной, победителя конкурса "Лидер России-2020" в номинации "Наука". Цель новой лаборатории – обогатить традиционные методы социологических исследований современными технологиями сбора и анализа информации, в том числе размещаемой в интернете. Конечно, речь идет и о методах работы с BigData. В России уже подготовлен профессиональный стандарт специалиста по сбору, обработке и анализу больших данных. Для подготовки таких специалистов готовится и будет открыта в 2022 году новая программа магистратуры – "Дизайн информации".

К реализации задач проекта "Креативная личность" привлекается Лаборатория киберпсихологии, недавно открытая на факультете социальных наук. По президентскому гранту киберпсихологи изучают психофизиологические маркеры смены состояний "знание" – "незнание" в то время, когда человек взаимодействует с текстами в виртуальной среде, что особенно актуально в эпоху бурной цифровизации и распространения онлайн-образования. Лаборатория занимается не только научными проектами, но и прикладными, коммерческими: нейромаркетинг, юзабилити-исследования, фокус-группы. В них, кстати, активно участвуют магистранты. Такой подход позволяет создавать новые рабочие места для киберпсихологов, а практикоориентированность – это как раз одно из основных требований участия в программе "Приоритет 2030".

Муниципальная тема – строительство ледового стадиона на Стрелке.

Федеральный бюджет в 2022-2024 годах предоставит Нижегородской области 8 млрд. руб. на строительство ледовой арены на Стрелке на 12 тысяч зрителей.

Как отмечает эксперт "Минин – центра" Сергей Гуськов, строительство ледового дворца на Стрелке оценивается в 10,9 млрд. рублей, 24 % расходов оплатит областной бюджет, а вот оставшийся миллиард потребует от региональной власти дополнительных креативных или финансовых усилий. Озвученная сметная стоимость позволит Нижегородскому стадиону войти в пятерку самых современных и масштабных сооружений, связанных со спортом номер один в нашей стране. В состав комплекса войдет основная ледовая арена вместимостью 12 000 зрителей; тренировочная ледовая арена на 250 зрителей; зал для игры в керлинг на четыре дорожки и с трибуной на 250 посадочных мест. Появление новых площадок позволит развивать не только хоккей и фигурное катание, но и молодые, зрелищные олимпийские виды спорта, такие как шорт-трек и керлинг. Предположу, что трибуны будут заполняться на всех соревнованиях и ледовых шоу, что даст возможность использовать Ледовый дворец круглогодично. Развитие новых видов спорта даст толчок занятиям физкультурой тысячам детей и подростков, отвлекая их от улицы, а для кого-то спорт станет социальным лифтом или основным делом в жизни.

Стадиона "пятитысячника" давно не хватает для сотен тысяч болельщиков и сочувствующих команде "Торпедо", часто не могущим попасть на игры. Эта новость привнесла позитивные эмоции поклонникам хоккея, так нужные в наше пандемийное время.

Отдельно хочется остановиться на грамотном выборе дислокации главной ледовой арены области, с удобной городской географией и транспортными коммуникациями. Это знаковое для нижегородцев место наполнено и историческими смыслами.

Завораживающий вид на слияние двух рек Оки и Волги, названный в народе "Стрелкой", с давних времен привлекает внимание местных жителей и гостей города. В бытность Нижнего "карманом России", здесь располагались Петербургская и Сибирская пристани.

В параллели к хоккейной современности созвучно СКА и "Металлургу". Будем надеяться на удачную сакральность домашней арены для "Торпедо".

В советские времена "Стрелка" тоже использовалась отчасти утилитарно, как природная достопримечательность и грузовой порт одновременно.

Всё изменилось и приобрело свой окончательный вид в 2018 году, когда Россия проводила чемпионат мира по футболу. "Стрелка" стала спортивно – туристическим пространством, притянув внимание гостей города и страны к себе не только видовой, но и архитектурной составляющими.

От знаменательного события остались только положительные воспоминания. Матчи прошли на высоком организационном уровне. Атмосфера дружеского общения, в целом, сложилась, но проблемы, проявившиеся уже на ЧМ и особенно в близко последующих мероприятиях, сохранились.

После праздника футбола здание функционально недозагружено, как следствие, не хватает финансирования на полноценное техническое обслуживание здания. Проявляется необработанная ржа, разболтанность технологических сопряжений и т.д. При проведении крупных мероприятий парковочных мест не хватает, посетители ставят автомобили в ближайших дворах. Для пропуска задействуют не все входы, видимо из экономии средств, как следствие, скапливаются многометровые очереди. Эта проблема в частности проявилось в кубковом матче "Локомотив" – ЦСКА.

В случае сохранения ковидной ситуации, для хоккейных матчей последнее неприемлемо, т.к. аншлаги будут чаще, чем на футболе. Считаю, что рассчитанное количество входов необходимо использовать. Людские потоки целесообразно разводить на подходах, вывешивая номера входов на дальних подступах. Надеюсь, что при строительстве и эксплуатации нового спортивного объекта будут учтены минусы его футбольного соседа.

Сам факт постройки ледовой арены для нас, нижегородцев, сравним с праздником, с праздником хоккея. Команда почувствует, что ее понесут в атаку уже не 5 тыс. зрителей, а все 12! Команде "ЦСКА" современная и вместительная арена в 2015г. помогло опять выйти в лидеры. Надеюсь и "Торпедо" Дворец поможет занять лидирующие позиции в чемпионате!

Поделиться: