Последние новости рубрики Политика
Политика

Архив НТА. Copyright © 1999-2006 НТА

"Цены на бензин достигли потолка"

25 июня 2002 10:11  [2821] Политика
Цены на бензин достигли потолка

Цены на бензин достигли потолка

Сегодня в интервью НТА: Заместитель генерального директора ОАО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" Александр Мелешкин о ценах на бензин, антимонопольном расследовании и серии аукционов по продаже акций региональных топливных операторов.

Прошел аукцион по "Нижегороднефтепродукту", в котором победил "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт", завтра предстоит аукцион по предприятию "Мордовнефтепродукт", в котором также участвует ваша компания. Можно ли сказать, что "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" становится крупнейшим топливным оператором в Поволжском регионе?

Я думаю, это можно было сказать и без этих аукционов. Контроль над "Нижегороднефтепродуктом" у "ЛУКОЙЛа" уже был. Мы просто его довели до абсолютного. До аукциона у нас было 45% голосоющих акций и в условиях рентабельной организации этого было достаточно. Другой вопрос: наша цель в регионах - создание филиальной сети, а для создания филиалов необходим контроль над более, чем 70% акций. Мы удовлетворены нашим успехом на аукционе. Мы заплатили за пакет 5 млн.долларов. Это приличная сумма и в тех условиях, когда мы уже фактически контролировали этот крупнейший в регионе сбыт, мы были уверены, что крупные игроки не будут бороться за этот пакет, когда контроль уже принадлежит "ЛУКОЙЛу".

Впереди аукцион по "Мордовнефтепродукту".

Вы правы. На нем выставлено три пакета, в общей сложности 28%, из них 22% обыкновенные голосующие акции и 6% - привилегированные. Но поскольку дивиденды предприятие последние несколько лет не выплачивает, то голосующими являются все акции. Для нас это интересный пакет, тем что в случае приобретения (а мы надеемся на приобретение и прилагаем к этому все усилия), мы входим на территорию Мордовской республики. Сегодня у ЛУКОЙЛа там есть порядка 3-4 заправок, это филиал "ЛУКОЙЛ-Самара". А "Мордовнефтепродукт" - это предприятие, у которого порядка 50 АЗС, 12 нефтебаз. Как всегда, это наследство советского периода - количество нефтебаз несколько великовато для республики. Та же самая ситуация в "Нижегороднефтепродукте".

Сейчас у нас хорошие партнерские отношения с руководством "Мордовнефтепродукта". Мы надеемся эти отношения развивать и надеемся стать основным поставщиком нефтепродуктов на территорию Мордовии.

Сеть в Мордовии тоже вроде бы достаточно сильная: 50 АЗС и 12 нефтебаз. Но насколько известно, сумма, которую "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" готов заплатить за этот пакет, намного ниже, чем в аукционе по "Нижегороднефтепродукту". Почему?

Сумму, которую мы готовы выложить, знают три человека в компании.

Речь, если не ошибаюсь, идет приблизительно о трех миллионах рублей?

Это не так. 2 млн.700 тыс.рублей - начальная цена. Если бы сделка заканчивалась на 3 миллионах, за этим пакетом выстроилась бы очередь из 100 человек. Поэтому я уверен, что реальная цена покупки будет больше, и более того, я считаю, что это принципиальный аукцион. От его результатов зависит, войдем ли мы на территорию Мордовии "по-взрослому", либо эти попытки будут усложняться. Если эти 28% купят наши конкуренты, я не скажу, что попытки будут обречены на провал, потому что есть еще и 38% обыкновенных акций, которые находятся у Мингосимущества, но тем не менее, все будет более сложно.

А то, что начальная цена 3 млн.руб, зависит от правил проведения аукциона. В безденежном ("Нижегороднефтепродукт") сразу заявляется практически вся стоимость, пакет оплачивается, а затем компьютер рассчитывает, кто какую долю купил. А это аукцион в виде закрытого тендера. Предложения в конвертах. Мы свой подготовили, надеемся выиграть.

Кто конкуренты?

Знаете, я не буду подробно говорить о конкурентах.

Хотя бы, кто из серьезных компаний?

Там традиционно сильны позиции ЮКОСа, но они сильны, скажем так, в политическом плане и в плане оптовых поставок. ЮКОС не развивает в Мордовии розничную торговлю. В общем, о конкурентах говорить рано, хотя желающие приобрести пакет безусловно есть.

Каковы дальнейшие перспективы?

До конца года мы намерены приобрести 7 АЗС в Чувашии и с нашими четырьмя сеть составит уже 11 и это позволит поднять долю "ЛУКОЙЛа" до 20% по розничному рынку в республике. И второе - это построение сети в Ивановской области. "Ивановонефтепродукт" контролируется "Славнефтью". Там мы идем по пути создания дилерской сети.

Вы приобретаете сети АЗС в республиках, завоевываете регионы Поволжья. И за это получаете серьезный удар от министерства по антимонопольной политике. 2 июля вновь будет рассматриваться дело по признакам нарушения закона "О конкуренции..."

С моей точки зрения МАП пошел на поводу у общественного мнения. Конечно, мало кому приятно повышение цен на бензин и соответственно, СМИ с удовольствием муссировали эту тему, представители администрации. То, что люди высказывают недовольство, вполне понятно. Я тоже, как и все не люблю, когда за ту же вещь или продукт приходится платить больше, чем вчера. Но те обвинения, которые сейчас выдвигаются, не соответствуют действительности. Они заключаются в том, что мы специально не продавали свой объем бензина, не выставляли его на АЗС с тем, чтобы создать ажиотаж и повысить цены. Это неправильно. В апреле мы не только продали тот объем бензина, что и в апреле 2001 года, но и еще 4,5 тыс.тонн продали оптом своим партнерам, которые продали этот бензин на Нижегородских АЗС. Это "Волга-Петролеум", ЗАО "ЛУКОЙЛ-НН".

Вопрос в другом. Цена на бензин растет и росла не по желанию Воробьева сотоварищи, а в связи с обстановкой на внутреннем и внешнем рынках. Не может даже такой крупный оператор, каким является "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" заставить людей покупать только свой продукт на своих АЗС по более дорогой цене. Мы контролируем 40% нижегородского рынка, но 60% мы не контролируем. И если складывается ситуация, когда мы резко поднимаем цены, сюда может хлынуть бензин из Уфы, юкосовский из Самары, бензин "Татнефти". Но этого не происходит. Потому что такие же цены у всех остальных поставщиков.

Произошло другое - оживился внешний рынок. Нефтепродукты стало выгодно продавать за рубежом. Либо правительство делает заградительные пошлины, либо наполняет бюджет пошлинами с того, что компании продают большие объемы нефть и нефтепродукты за рубежом. С моей точки зрения правительство сейчас пошло по этому пути - пути наполнения бюджета. Безусловно, когда внешний рынок выгоднее, компании будут стараться продавать продукты там.

Так что в этой ситуации мы практически отвечали на действия конкурентов. Тот же "Волга-Петролеум" поднял цены на два дня раньше, и мы были вынуждены подстраиваться, иначе весь наш ресурс разошелся бы "на ура" за несколько дней, и мы остались бы "сухими". Этого нельзя было допустить, и мы ответно пошли на повышение цен.

Возвращаясь к МАПу, думаю, мы докажем собственную правоту. Такое сравнение - НТУ МАП как будто борется с ветряными мельницами. Не здесь корни вопроса. Это ясно каждому здравомыслящему человеку. Хорошо, мы будем это доказывать. Видимо, какое-то было обращение администрации: давайте, рассмотрите, накажите. Но ни одна администрация с октября 2000 года, когда цены не только не росли, а падали, не говорила: разберитесь, почему цены падают, что за безобразие. Полтора года цены не росли. Снижение цен было в 2002 году процентов на 15. Было затоваривание, как раз работали заградительные пошлины. За это время выросли тарифы на железной дороге в несколько раз, на электроэнергию, практически на все. Мы тоже не безразмерные. Какое-то время могли это терпеть, потом предел наступил.

Не помню, кто из городской администрации заявил, что из-за повышения цен на бензин рушится весь городской бюджет, почему это делает депутат Гордумы, который хорошо знает бюджетные проблемы (В.Воробьев - генеральный директор ОАО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" - НТА). Вообще-то умные люди, когда составляют бюджет, закладывают, к примеру, возможность повышения курса доллара. Что-то я не слышал, чтобы говорили, что из-за роста курса развалится бюджет. А здесь слышно. Почему все считали, что в течение года цены на бензин будут одни и те же? Если цены на бензин так много решают по городу, ради бога, спросили бы у нас, что мы думаем.

Каков прогноз до конца года?

Я считаю, что цена на бензин достигла потолка. Если и будет повышение, то оно будет не столь значительным. Я лично думаю, что его вообще не будет. Мы, кстати, не так значительно повысили цены на 76-й бензин. Перевозка пассажиров - вопрос стратегический.

Что будет, если все-таки второго июля МАП обяжет вас снизить цены?

Они имеют возможность это сделать, если докажут, что мы нарушили закон.

Они уверены в этом.

А я уверен в обратном. Мы закон не нарушали.

Поделиться: