Политика

Эксперт-мониторинг событий с 12 по 19 ноября 2021 года от АНО "Минин-центр"

19 ноября 2021 19:07  [2133] Политика

НИА "Нижний Новгород" - Ирина Отмахова

Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в России и Нижегородской области, в которых проявляются долговременные тенденции.

Федеральная тема - встреча президента РФ Владимира Путина руководителем Росавтодора

Президент РФ Владимир Путин 15 ноября встретился с председателем правления компании "Российские автомобильные дороги" Вячеславом Петушенко.

Как отмечает эксперт "Минин-центра", к.и.н., ведущий научный сотрудник ННГУ им. Н.И. Лобачевского Александр Сорокин, в ходе встречи было обсуждено текущее состояние строительства ряда трасс, в том числе М-12 (Москва – Нижний Новгород – Казань). Протяженность трассы составляет порядка 800 км, а само строительство стартовало еще в июле 2020 года (ожидается, что проект будет завершен к 2024 году).

При строительстве трассы будут возведены, в том числе, и три мостовых перехода через реки – через Волгу, Оку, а также Суру. Стратегическая значимость этого проекта обуславливается тем, что впоследствии трассу планируется продлить до Екатеринбурга. При этом сама магистраль станет частью большого евразийского пути от Западной Европы до Западного Китая.

Собственно нижегородская часть этой трассы будет составлять всего 280 км на территории восьми муниципальных образований. Однако ожидаемый выход для региона будет несоизмеримо объемней: еще в 2020 году на встрече с зампредом Правительства РФ Маратом Хуснуллиным губернатор области Глеб Никитин заявил, что участие Нижегородской области в этом проекте позволит привлечь в регион целый ряд инфраструктурных проектов общей капиталоемкостью свыше 20 млрд рублей.

Стратегический характер строительства этой трассы определяется сразу с нескольких направлений.

Во-первых, в Нижегородской области на этом участке находится свыше 3 тысяч предприятий и организаций, заинтересованных в развитии транспортной сети, а также упрощении и ускорении логистики своей продукции, чему будет способствовать появление этой магистрали. По оценкам правительства области, благодаря этому проекту в регионе появится около 30 тыс. новых рабочих мест, а в региональный бюджет за 15 лет после завершения строительства поступит порядка 300 млрд. рублей налогов. Муниципалитеты, через территорию которых проходит трасса, за счет этого смогут увеличить свой вклад в ВРП области примерно на 30%.

Во-вторых, став частью большой транспортной оси Европа – Китай, Нижегородская область может получить дополнительный приток туристов с обоих концов оси, поскольку трафик на этом направлении является одним из самых высоких в мире. В частности, ожидается, что увеличится число паломников, посещающих Арзамас и Дивеево.

В-третьих, данный проект, безусловно, положительно скажется на развитии транспортной сети региона. Так, появятся новый мост через Оку на границе с Владимирской областью, а также транспортные развязки на перекрестках трасс Павлово – Мухтолово и Нижний Новгород – Арзамас. Последнее направление представляется особенно важным, учитывая его загруженность. Да, завершено создание новой развязки в Ольгино в Арзамасском и Павловском направлениях, однако этого явно недостаточно в условиях развития как Нижегородской агломерации, так и роста грузопотока по этим направлениям.

Именно поэтому Нижегородская область первой из всех российских регионов согласовала прохождение трассы по своей территории. Участие в этом стратегическом проекте будет активно содействовать комплексному развитию области и ее территорий. А последнее подразумевает тесную связку развития инфраструктуры с развитием транспортной сети.

Региональная тема - заседание круглого стола ОНФ.

Многие детские площадки не соответствуют требованиям нормативных документов, представляют угрозу жизни и здоровью детей. Об этом было заявлено в ходе заседания круглого стола ОНФ Нижегородской области по подведению итогов действия программы по формированию комфортной городской среды.


Как отметил эксперт "Минин-центра", сопредседатель регионального штаба регионального отделения ОНФ в Нижегородской области Борис Караганов, за четыре года реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" мы получили большой опыт взаимодействия с муниципалитетами при проведении общественных слушаний с гражданами, в обсуждении концепций благоустройства и дизайн-проектов. Другой важнейший аспект этого сотрудничества – организация рейтингового голосования по отбору общественных территорий, которые благоустраиваются в первоочередном порядке. Полученный опыт благоустройства общественных и дворовых территорий позволяет ежегодно наращивать в области количество благоустраиваемых общественных территорий, которых в настоящее время более ста. Приятно отметить, что восстановленные общественные пространства становятся привлекательными местами отдыха для жителей Нижнего Новгорода, районных и окружных центров, для жителей сел и деревень.

Вместе с тем, в ходе мониторинга реализации муниципальных программ благоустройства общественных и дворовых территорий нами было выявлено ряд системных проблем.

Одна из них – некачественный отбор подрядных организаций для выполнения благоустроительных работ. В ходе аукционов главным критерием является минимальная цена за выполнение строительно-монтажных работ. По нашему мнению, при отборе подрядных организаций надо учитывать не только предлагаемую цену, но и наличие производственной базы, наличие квалифицированных кадров, наличие опыта работ по благоустройству, учитывать отзывы. Иначе следуют нарушение технологий, порядок производства работ, сроков.

Следующее - установлены факты ненадлежащего содержания общественных территорий, которые были облагорожены в 2018 – 2020 г.г. Следствием являются не только бытовой и растительный мусор, но и разрушение малых архитектурных форм и игрового оборудования, что уже является нарушением правил технической безопасности.

Другая проблема, которая требует немедленного решения, это содержание детских площадок. Рейды в Нижнем Новгороде, районных и окружных центрах показали, что многие детски площадки уже не соответствуют требованиям нормативных документов, представляют угрозу жизни и здоровью детей.

Нами установлено также, что муниципалитеты из своих бюджетов недостаточно выделяют денежных средств на содержание уже благоустроенных общественных пространств. Этих средств хватает только на уборку мусора, а на ремонт неисправных малых архитектурных форм, игрового оборудования денег нет.

Региональное отделение ОНФ об этой проблеме проинформировало Законодательное собрание Нижегородской области и подготовило предложения Правительству Нижегородской области.

Наши эксперты, изучив региональную нормативную базу, в том числе, Закон Нижегородской области от 10.09.2010 г. № 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области», муниципальные Правила благоустройства, пришли к выводу, что статья, посвященная детским площадкам, в вышеуказанном законе отсутствует.

Конкретные требования по контролю за техническим состоянием покрытий, игрового оборудования, с указанием сроков данного контроля, также отсутствуют. Отсутствует перечень должностных лиц, собственников земельных участков, где расположены детские площадки, которые несут прямую ответственность за их содержание, за ремонт игрового оборудования. Соответственно, в муниципальных Правилах благоустройства разделы, касающиеся детских площадок, изложены в общем, неконкретном плане.

Нижегородское отделение ОНФ выступило с законодательной инициативой о внесении изменений и дополнений в региональную нормативную базу, а именно, Закон Нижегородской области от 10.09.2010 г. № 144-З дополнить отдельной статьей по детским площадкам. В этой статье предложено изложить требования по контролю за техническим состоянием игрового оборудования, определить ответственных лиц за исполнение данного контроля, после этого внести дополнения и изменения в муниципальные Правила благоустройства.

Мы и дальше будем держать данные вопросы на контроле, как и многие другие, находящиеся в зоне нашей ответственности.

Муниципальная тема – Выделение средств на "ливневку" в проекте бюджета Нижнего Новгорода

Администрация Нижнего Новгорода закончила работу над проектом бюджета на предстоящий финансовый год и плановый период. Глава города Юрий Шалабаев одобрил проект, и директор департамента финансов Юрий Мочалкин представил документ председателю Гордумы Олегу Лавричеву.

Более 150 млн рублей направят в 2022 году на ремонт и содержание системы отведения дождевых и талых вод.

Как считает эксперт "Минин-центра" Игорь Коваль, это действительно значительное увеличение финансирования, по сравнению с прошлым годом. Это говорит о том, что действующая администрация осознает важность данной проблематики. К сожалению, о проблемах ливневой канализации в Нижнем Новгороде раньше вспоминали либо после сильного дождя, либо после очередного оползня. В зимний период, когда все силы брошены на борьбу со снегом, вопросы о проблемах в этой сфере «замерзают» до весны.

Относительно ливневой канализации наш город сильно отстал. Да, в Нижнем Новгороде принята раздельная бытовая и ливневая канализация, но коллектора ливневой канализации имеют выходы напрямую в открытые конечные водоемы (реки Волга, Ока, малые реки и каналы). Это приводит к загрязнению наших великих рек и заиливанию малых, ухудшая их пропускную способность и экологию в зоне их протекания. Сюда же добавляется проблема складирования грязного снега с городских дорог вместо вывоза снега на снегосплавильные пункты.

Выходом из сложившейся ситуации и должно стать строительство очистных сооружений на объектах ливневой канализации. Конечно, это огромные затраты, но начинать движение в данном направлении необходимо. Например, в первую очередь целесообразно построить очистные станции на Автозаводе, Автозаводском и Западно-Стрелочном каналах перед Окой, т.к. это более 70% стоков со всего Автозаводского района. Это не только требование российского природоохранного законодательства, но и забота о здоровье жителей города. Наличие очистных сооружений позволит контролировать конечный выход воды в плане соблюдения нормативов содержания вредных веществ и убережет от дальнейшего загрязнения. По словам главы города, только лишь муниципальный бюджет не может взять на себя такие расходы. Вот тут и встает вопрос о возможности создания коммерческой составляющей в обслуживании ливневой канализации. А именно: сбор денег по утвержденным Городской Думой тарифам за подключение к сетям, транспортировку и очистку ливневых стоков с предприятий города, строительных площадок, коммерческих сооружений, организаций и т.д. За счет внебюджетных средств будут созданы: служба и лаборатория экологического контроля, инспекция по работе с абонентами, диспетчерский центр по координации работы городской ливневой системы.

Отдельная тема – это нарушение охраны окружающей среды из-за загрязнения ливневых стоков, поступающих в водные артерии города. Законодательство РФ жестко предписывает балансодержателю объектов ливневой канализации обеспечить соблюдение нормативов содержания вредных веществ и загрязнения. Без очистных сооружений взимание платы за пользование ливневой канализацией невозможно, т.к. сумма штрафов от органов экологического контроля значительно превысит возможный доход.

Параллельно с очисткой ливневой канализации необходимо производить дноуглубление малых рек и водотоков, т.к. существующая ливневая канализация имеет в них свои выпуски. Без водопонижения в виде дноуглубления и расчистки берегов, ливневым стокам сложно уходить в реки Ока и Волга, что и приводит сегодня к подтоплениям дорог (особенно в заречной части) даже при чистых коллекторах ливневой канализации. Проблема в том, что малые реки и водотоки (каналы) отданы в районы, через которые они протекают. И, как следствие, отсутствует единый подход к проблемам малых рек – их обслуживание, а именно - водопонижение, не производится. Нет четкого понимания и координации усилий.

Таким образом, вывод напрашивается сам собой – необходимо сконцентрировать в одних руках всю ливневую канализацию, наносные станции, малые реки и очистные сооружения (по примеру Водоканала и Теплоэнерго), а не распылять все это по районам. Когда все будет в одних руках, повысится эффективность обслуживания, КПД принятия решений. Будут более тщательно прорабатываться вопросы, связанные с проблемой подъема уровня Чебоксарского водохранилища.

Сегодня Нижний стремительно развивается, хорошеет, становится действительно красивым городом-миллионником. Открытым, гостеприимным, уютным. И, возможно, именно сейчас пришла пора копнуть поглубже – в прямом значении этого выражения, чтобы любоваться потрясающими закатами и отражением солнца в чистой воде могли не только мы и наши дети, но и будущие поколения.

Поделиться: