Эксперты "Минин-центр" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области, в которых проявляются долговременные тенденции.
Федеральная тема – замещение западных компаний на российском рынке
Как отмечает эксперт "Минин-центра", профессор НИУ РАНХиГС Андрей Дахин, в ответ на запреты политиков западных недружественных стран на совместный с российскими кампаниями бизнес, руководство ряда иностранных предприятий на территории России принимают решение о продаже бизнеса российским предпринимателям.
Такое решение уже принято руководством "OBI", "Рено", аналогичные решения обсуждаются в "Coca-Cola" и "Pepsi". Тенденция на этом не остановится, а потому необходимо видеть все её выгоды и все новые задачи, которые возникнут с приобретением новых высокотехнологичных и высокопроизводительных промышленных объектов. Выгоды достаточно очевидны: мы становимся обладателями современных предприятий со всеми их технологиями и обученными кадрами, на них есть просчитанные объёмы спроса, стратегии поведения на рынке России и пр. Задачи менее очевидны, но по ним требуется выработка грамотных решений, без которых предприятия будут стоять как груды кирпича и железа. Речь идёт о перезапуске технологий под производство отечественного продукта, в т.ч. о реорганизации и перезагрузке всей системы снабжения и дистрибуции готовой продукции.
Тема не праздная, поскольку предшествующий восьмилетний опыт импортозамещения является теперь предметом критической озабоченности: пресс-секретарь президента РФ Д. Песков констатирует наличие "недовыполненных планов", а сенатор А. Клишас использует и более крепкие критические выражения. В современных, более жёстких условиях экономической войны политиков недружественных стран Запада против России, с "недовыполненными планами" мириться невозможно. И первое, что требуется наладить самостоятельно для вновь приобретённых промышленных предприятий – это логистические цепочки поставок сырья и дистрибуции готовых изделий.
Основная сложность, которую предстоит преодолеть опять-таки самостоятельно, вызвана заброшенностью механизмов государственного планирования, которые сдали в утиль в 1990-е гг. На их место были инсталлированы рыночные механизмы формирования логистических цепочек, которые более-менее ровно работали первые полтора десятилетия текущего века.
В ситуации современной экономической блокады России недружественными странами Запада рыночные механизмы не годятся: они формируют большие производственные цепочки медленно, перебирая на рынке предложений несколько пробных опций, прежде чем найдут опцию с нужными характеристиками изделия поставщика. Государственное планирование может сэкономить время на поисковые действия на рынке. Но для этого оно должно "прыгнуть" в другое качество. Старые бумажные механизмы планирования "госплана СССР" здесь не годятся, пытаться достать их из пыльного подвала бессмысленно.
Современное государственное планирование, конечно же должно строиться на IT-программной основе, которая сейчас более-менее известна на бытовом уровне как "умный холодильник": программно-коммуникационная система этого агрегата способна оценивать наличие продуктов на своих полках, находить продавцов по недостающим продуктам, производить заказ продукта с доставкой, производить оплату. Хозяину "умного холодильника" остаётся только открыть дверь квартиры экспедитору, взять продукты и положить в холодильник. Да, и ещё, конечно хозяин контролирует саму умную IT-систему. Сходные разработки есть по "умному дому".
Вопросы перезапуска новых предприятий требуют разработки аналогичной государственной IT-системы для "умного предприятия", чтобы она формировала и оценивала большие данные по наличию сырьевых, технологических, людских ресурсов, товарных запасов на складе и пр., самостоятельно искала в сети поставщиков сырья и комплектующих с нужными качествами, производила заказы по доставке, оплачивала заказы и вела счёт выручки и пр. По существу, речь должна вестись о сетевой структуре всех предприятий, которые находятся в зоне государственного управления и планирования.
Есть только одно современное решение этой задачи – формирование сети "умных предприятий", по отношению к которой государство осуществляет не бумажное планирование, а IT-программное обеспечение как всей сети, так и каждого «умного предприятия» в отдельности. Фрагментарно, опыт разработки такого рода IT-систем в России уже есть (система "Платон", "Зарно" и др.).
Теперь самое время обобщить весь имеющийся положительный IT-потенциал и перевести на новую ступень систему государственного планирования в сфере отечественного материального производства.
Региональная тема – расширение международных связей Нижегородской области
Как отмечает эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев, за последний период состоялось много значимых международных контактов руководства Нижегородской области, которые позволяют говорить о достаточно четких тенденциях.
На уходящей неделе в Нижнего Новгороде состоялась Центральноазиатская конференция, организованная Международным дискуссионным клубом "Валдай".
Событие важное прежде всего по своему представительству: в конференции принимают участие эксперты из 9 стран – России, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Пакистана, Таджикистана и Узбекистана, которых объединила серьезная аналитическая организация, способная создавать реальные смыслы и направления геополитики, а именно - клуб "Валдай".
Центральноазиатская конференция также важна по позиционированию Нижегородского региона как центра коммуникаций со странами, которые не входят в определение "Запад", а представляют географически Юг и Восток, и социально-экономические взаимоотношения с которыми содержать огромный потенциал. Что более чем актуально в условиях жестких западных санкций по отношению к России.
Последнее обстоятельство является сегодня мощным стимулом для активизации международного регионального сотрудничества, которое может не только сгладить негативы западных санкций, но как показывает практика последних месяцев, может предоставить возможности и ресурсы развития, которые ранее и не прогнозировались.
Напомним, что ранее нижегородский регион значительно расширил социально-экономических связи с Узбекистаном.
Значимым примером международного сотрудничества уходящей неделе явился визит делегации Нижегородской области во главе с губернатором Глебом Никитиным в Республику Беларусь.
Ориентация на новых экономических партнеров, расширение и углубление традиционных связей российских регионов – задача объективная в условиях санкций западных стран.
При этом важны два фактора.
Во-первых, геополитические традиции, которые складывались на основе объективных географических преимуществ того или иного региона. В этом отношении Нижегородский регион имеет развитую историю связующего центра между Европой и Востоком, а удобная логистика с современными технологиями позволяет налаживать разнообразных контакты по направлениям Восток – Запад и Север – Юг.
С другой стороны, очень важен и субъективный фактор – возможности формирования местного сословия, а в современном понятии – креативного, мобильного и разнопланового класса людей, которые могут конвертировать удобную географию в значимый экономический результат.
Как показывает та же история, удобная география была и у других волжских городов, но Всероссийская ярмарка как международная площадка и центр экономических взаимоотношений – появилась только в Нижнем Новгороде.
Сегодня по-новому востребованными становятся многие региональные геополитические традиции и все потенциальные возможности.
К примеру, возрастает роль региональной дипломатии с ранее неиспользуемыми направлениями деятельности. Благо в Нижнем Новгороде есть Институт международных отношений и мировой истории университета Лобачевского и активное представительство Министерства иностранных дел, перед которыми в новых условиях встают и новые задачи.
Муниципальная тема – активная реализации международного проекта БРИКС в Дзержинске
Как отмечает эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов, в Дзержинске идет активное строительство новой системы современного водоснабжения.
Город перекопан – идет круглосуточная работа – прокладывается новый водовод.
Активные реконструкция водоканализационного хозяйства Дзержинска происходят в рамках международного проекта на средства Нового банка развития БРИКС (группы стран из Бразилии, России, Индия, Китая и ЮАР).
Показательно, что масштабное инфраструктурное строительство происходит в условиях сегодняшних санкций, и есть все основания полагать, что все будет завершено согласно первоначальным планам.
Реализация проекта БРИКС – это заслуга, прежде всего, АО "Дзержинский водоканал" (ДВК), который реализуя инвестиционную программу в рамках концессии был мотивирован на поиск новых инвестиций для модернизации инфраструктуры, которая имела объективный срок годности.
Руководство Дзержинского водоканала подготовило на конкурс БРИКС качественный проект, проявило настойчивость и дошло до конца – до реализации проекта. Отметим, что некоторые российские города не выдержали конкурентную гонку и сошли с разных этапов международного конкурса.
В результате изначальная сумма инвестиций в 3,5 млрд рублей в дзержинскую систему водоснабжения возросла до 5,5 миллиардов – один из городов-участников сошел с финального этапа конкурса, и средства перераспределили между оставшимися победителями.
На безвозмездные для муниципалитета средства от БРИКС в Дзержинске планируется в ближайшие два года построить вторую нитку Тепловского водозабора (это фактически новый городской водовод), главный канализационный коллектор, водовод в поселок Пыра, а также реконструировать районные очистные сооружения.
Единственным условием такого масштабного строительства было софинансирование Дзержинским водоканалом небольшой части проекта, а именно строительство четырехкилометрового отрезка канализационного коллектора, что было оперативно сделано до реализации проекта БРИКС.
Показательно, что в истории Дзержинска масштабные стройки часто происходи в достаточно трудные времена. Так в непростые 1990-годы при мэре Викторе Сопине в Дзержинске был построен современный водовод, как теперь уже можно сказать – первая ветка Тепловского водозабора. И это стало значимым стимулом развития других сфер городской жизни.
Можно надеяться, что реализация инвестиционного проекта БРИКС в Дзержинске будет способствовать решению застарелых городских проблем, которые мешают его экономическому продвижению и снижают его инвестиционную привлекательность. Это, прежде всего, неблагоприятный экологический имидж Дзержинска.
В этом отношении чистая вода Дзержинска может стать не только реальным, но и важным имиджевым показателем города химиков. Не только на фоне нижегородских и российских, но и мировых городов. По крайней мере, в рамках международной ассоциации БРИКС.
Copyright © 1999—2024 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+