Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области, в которых проявляются долговременные тенденции.
Темы недели - "Десятилетие науки и технологий, нижегородский прорыв в Узбекистан, исторические качели российского самоуправления".
Федеральная тема – объявление в России десятилетия науки и технологий
25 апреля Президент России В. Путин подписал указ "Об объявлении в Российской Федерации десятилетия науки и технологий"
Как отмечает эксперт "Минин – центра", к.и.н., ведущий научный сотрудник ННГУ им. Н.И. Лобачевского Александр Сорокин, документ предусматривает определение приоритетными целями на 2022–2031 годы привлечение талантливой молодежи в исследовательскую сферу и содействие вовлечению ученых в решение важнейших задач развития общества и государства.
Для этого создается соответствующий Координационный комитет из числа представителей Администрации Президента РФ, Правительства РФ, профильных комитетов Федерального Собрания РФ, НКО, госкорпораций, ведущих университетов и НИИ.
Организационно-техническое сопровождение будет осуществлять аппарат Правительства, при этом предполагается активное вовлечение в реализацию поставленных задач и органов власти субъектов, главы которых должны определить ответственных лиц.
В связи с этим напомним, что теперь система согласования тем фундаментальных научных исследований научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) потребует участия глав субъектов федерации в этом процессе
Особо подчеркнем, что регионы должны обеспечить бесперебойность финансирования совместных (так называемых региональных) грантов по линии Российского научного фонда – по нашей информации, периодически имели место случаи, когда регионы в одностороннем порядке уменьшали или не обеспечивали финансирование уже выигранных учеными грантов, что приводило к прекращению финансирования исследований и со стороны фонда. Такая ситуация в принципе не приемлема в условиях, когда акцент будет делаться на предоставление грантов по прикладным и фундаментальным исследованиям по тем направлениям, которые сейчас являются критически важными в условиях санкционной политики стран Запада по отношению к России.
Что касается самого указа, то он, на наш взгляд, направлен на решение наиболее актуальных на сегодня для России задач, которые условно можно разделить на три больших блока.
Во-первых, это собственно научное обеспечение реализации продовольственной и технологической самодостаточности страны в критически важных отраслях (начиная от селекции семян овощных и зерновых культур и заканчивая самолетостроением). И здесь нужен рывок, подобный тем, что совершались в довоенный и послевоенный периоды советскими учеными.
Во-вторых, это заполнение идейного вакуума и формирование четкой позитивной повестки ценностей современного российского общества. Необходимо отказаться от рассмотрения российской истории сквозь призму высвечивания сугубо трагичных ее страниц (не отрицая, разумеется, сам факт их существования). На примере стран Балтии мы хорошо видим, как историческая политика влияет на самосознание нации и ее историко-гражданскую идентичность. Российский гражданин должен ясно представлять, каково величие наследия всех предыдущих поколений и периодов истории Российского государства. А это достигается за счет грамотной системы преподавания и внеучебных мероприятий для школьников и молодежи.
В-третьих, это решение проблемы кадрового наполнения научной отрасли. Принадлежность к научному сообществу должна быть общественно престижной, давать внятные карьерные перспективы и уверенность в финансовом благополучии. Напомним, что по данным Высшей школы экономики, за 20 лет, начиная с 2000 года, общее количество исследователей уменьшилось на 20%, при этом максимально снизился приток молодых кадров: если ранее в аспирантуре обучалось порядка 150 тыс. человек, то теперь этот показатель упал до 84 тысяч. Уменьшилась и доля аспирантов, защищающих по окончании аспирантуры диссертации: если ранее она была порядка 30%, то теперь – порядка 10%.
Еще три года назад средний возраст ученого превышал 50 лет, и каждый третий ученый являлся лицом пенсионного возраста
Таким образом, складывается ситуация, когда целый ряд научных школ может потерять свою преемственность ввиду отсутствия кадров. В современных условиях это будет грозить настоящей катастрофой, поскольку увеличивается доля наукоемких технологий в производстве, растет запрос реального сектора экономики на проведение исследований, должных обеспечить повышение качества продукции и автоматизацию производства.
Без преувеличения можно констатировать, что мы находимся на пороге нового этапа в истории не только российской науки, но и всего государства в целом, поскольку самодостаточность и устойчивость страны в ближайшее время как в экономическом, так и в идейно-общественном плане будет во многом объективно зависеть от науки, технологий и ученых.
Региональная тема – расширение социально-экономических связей Нижегородской области с Узбекистаном
На уходящей неделе делегация Нижегородской области в рамках в международной промышленной выставке "Иннопром. Центральная Азия" подписала в Ташкенте ряд важных соглашений о сотрудничестве с Узбекистаном.
Как отмечает эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов, соглашения предусматривают установление разнообразных связей в многочисленных сферах деятельности.
Это касается прежде всего расширения торгово-логистических связей между Нижегородской областью и различными регионами Узбекистана.
Также это взаимодействие в промышленном производстве, строительстве, химии, нефтехимии и пищевой промышленности.
Важным направлением сотрудничества стала гуманитарная сфера (наука, образование, спорт, туризм) и вопросы подготовки трудовых кадров.
В текущих условиях организация взаимовыгодного сотрудничества между Нижегородской областью и среднеазиатской республикой приобретает особое значение.
Расширение прежних и поиск новых товарно-логистических связей – актуальная задача для каждого российского региона в условиях западных санкций и мобилизационной экономики.
Также это и возможности необходимого импортозамещения товаров массового потребления.
В этом отношении расширение прямых социально-экономических связей отдельного российского региона с новыми партнерами, в дополнении к аналогичным мерам федерального правительства, может дать более качественный эффект.
Отчасти подобное уже было в 90-е годы прошлого века, когда наш регион был вынужден искать партнеров для поставок дефицитной продукции самого широкого спектра.
Тогда этим занимались практически все: и новые предприниматели, и отдельные предприятия и органы исполнительной власти всех уровней, превращавшие по сути в торгпредства.
Поиск новых экономических партнеров, рынков сбыта и трудовых ресурсов – многогранная задача в сегодняшних условиях санкций и жесткого противостояния со странами Запада.
Востребованным ее направлением является расширение российское продвижение на постсоветском пространстве в разных форматах.
В том числе и с помощью "мягкой силы", которая, как показывают события последнего времени выступает фактором без которого другие методы продвижения принципиально теряют свое значение.
В этом смысле кроме богатой дореволюционной истории взаимоотношений Нижегородской области с Узбекистаном и Средней Азией в целом, у нашего региона есть еще не менее интересная и разнообразная советская история.
В рамках союзного государства, помимо чисто экономической интеграции, принципиальное значение уделялось социально-культурным связям, опиравшимся не только и не столько на коммунистическую идеологию, а на базисные ценности русской культуры.
Особое значение придавалось русскому языку как универсальному инструменту решения самых разных задач. Помнится, по студенческим годам и воспоминаниям наших старших товарищей в горьковском университете им. Н.И. Лобачевского на гуманитарном историко-филологическом факультете обучались многочисленные студенты (и студентки) из солнечного Узбекистана и других южных республик.
Обучались именно Великому и могучему русскому языку. При этом за годы своего пребывания в регионе с богатой историей и культурой они получали цивилизационный интеллектуальный заряд, который по возвращению на Родину давал им возможность, как бы сейчас сказали, входить в управленческую элиту своих республик.
Параллельно с этим наши русские университетские выпускники уезжали по распределению в южные республики, эффективно продвигая интегрирующие и цивилизационные форматы развития.
Очень жаль, что на излете советского периода этот важный компонент единого государства был сначала формализован, а затем сдан в угоду местного территориального национализма.
Тем не менее, до сих пор в среднеазиатских республиках (как в других постсоветских государствах) присутствуют последствия этого социально-культурного влияния. Показательно, что нельзя полностью уничтожить влияние Великой русской культуры!
Русский учитель, инженер и русский военный гарнизон являлись форпостами цивилизации на просторах Евразии, несли интеллектуальный импульс развития, который не уничтожается десятилетиями постсоветского местечкового национализма.
Важно, что в наши дни в рамках работы нижегородской делегации в Узбекистане были подписаны соглашения о сотрудничестве нижегородских и узбекских вузов, а также документы о совместной подготовке трудовых кадров.
Примечательно, что согласно данным последних социологических исследований, большинство трудовых мигрантов из Средней Азии связывают свою жизнь с Россией и хотят стать гражданами РФ.
В этом направлении эффективность миграционной политики должна определяться активностью, многогранностью, предусматривать интеграцию мигрантов на основе принятия и понимания культурных особенностей российской социокультурной среды.
Для этого есть хорошая историческая основа, обновляемая современными формами культурно-образовательного сотрудничества.
Русская культура и русский язык – элементы продвижения национальных интересов, по значению не менее эффективные, чем современные виды вооружения. Только пользоваться ими необходимо не менее грамотно, чем тактическими ракетами.
Важно, что нижегородско-узбекские связи будут носить и конкретно географический характер. В ходе работы нижегородской делегации были установлены ранее анонсированные побратимские связи Нижнего Новгорода с Бухарой.
Муниципальная тема – преобразование всех районов Нижегородской области в муниципальные округа
Как отмечает эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев, такое решение было принято на последнем заседании Законодательного собрания в отношении оставшихся 13 нижегородских муниципалитетов.
Исключение сделано только для Арзамаса, который преобразовывается в городской округ путем присоединения к нему всех районных муниципалитетов.
При этом, в случае принятие нового федерального закона о МСУ, Арзамасу все равно придется преобразовываться в муниципальный округ.
В результате состоявшегося решения Заксобрания в Нижегородской области де-юре устанавливается одноуровневая система МСУ, когда в каждом административном районе будет существовать единственная администрация и единственный муниципальный представительный орган власти, соответственно исчезнут выборные представительства отдельных поселений.
Таким образом оптимизация районных муниципалитетов путем их укрупнения в Нижегородской области завершилась задолго до ее официального начала на федеральном уровне.
Напомним, что согласно федеральному законопроекту о местном самоуправлении (прошел первое чтение в Государственной Думе, но пока отложен до лета) в России предусматривается одноуровневая система организации МСУ.
Согласно законопроекту упраздняются муниципалитеты первого уровня. В районах – это городские и сельские поселения. Останутся три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ и внутригородская территория города федерального значения.
Новый закон о МСУ вписывается в логику создания единой системы публичной власти в России, провозглашенной в измененной Конституции, создания которой законодательно шло активно с конца 2020 г.
В тоже время в текущем году по принятию нового закона о МСУ есть вопросы. В условиях военной спецоперации фактическое реформирование органов МСУ и проведение связанных с этим многочисленных местных выборов – это дополнительная и серьезная нагрузка для системы российской власти.
К тому в новой версии системы МСУ наличествует большое количество противоречий и нестыковок, что собственно и стало причиной его отложения до лета.
Как официально провозглашается, унификация органов местного самоуправления в российских регионах должна повысить эффективность МСУ за счет консолидации финансовых и кадровых ресурсов, сокращения расходов на аппарат управления и оптимизации использования бюджетных средств.
В тоже время очевидно, в каждом отдельном муниципалитете эта эффективность будет определяться множеством других, часто очень специфических местных факторов, прежде всего социального и кадрового характера.
Одно сегодня бесспорно – внедрение муниципальных округов упрощает систему вертикального управления.
И в некоторых случаях концентрация управленческих инструментов во взаимодействии с концентрацией других ресурсов имеет вполне обоснованный эффект.
Речь, прежде всего, идет о развитии агломераций, в которых в этом случае срабатывает эффект синергии.
Что касается сельских и мелких муниципалитетов, то подобная оптимизация не очевидно приведет к эффективному результату, хотя бы на том основании, что новый закон о МСУ в случае его принятия, все же предусматривает ревизию многих принципиальных положений прежнего 131-го ФЗ о МСУ, которые оттачивались и шлифовались колоссальными усилиями, пробами и ошибками целого поколения в течении долгих почти 19 лет!
Административная перезагрузка может дать первоначальный эффект, но в самой системе не заложен мотивационный элемент раскрытия местного потенциала, а без этого, как показывает российская история, нет качественной и долговременной эффективности МСУ.
Показательно, что в истории отечественного МСУ традиционно присутствует эффект качелей.
От жёсткого централизма, когда объективно необходимые органы самоуправления встраивались в федеральную иерархию власти, при этом все имеющиеся социально-экономические ресурсы осваивались очень быстро, но без возможности такого же быстрого их воспроизводства. До момента, когда чисто административные методы показывали свой предел и очевидный кризис, как правило обостряемый еще и внешним для этой системы фактором.
Затем качели улетали в сторону свободы местного самоуправления с самой широкой муниципальной самостоятельностью.
Местное население получало в руки целые сферы социально-экономической жизни, и обладая экономической свободой (правом распоряжаться частью налогов), не просто изыскивало возможности для выживания и выхода из кризиса, но креативно создало новые форматы местного развития, опираясь на прежде скрытый потенциал и мобилизацию ранее не вовлечённых в дела общественного управления слоёв общества.
Как и военная мобилизация, общественная социально-энергетическая свобода являлась одним из источников прорыва страны, но на определенном этапе входила в противоречие с тенденцией централизации власти, которая постепенно уменьшала сначала политическую, а затем и экономическую самостоятельность МСУ.
Таким образом исторические качели двигались от земств XVI в., периода Смуты и Земского Собора 1612 г. к централизация конца XVII в. и Петра I.
От ландратов и воевод Петра I к дворянскому и городскому самоуправлению Екатерины II.
От всевластных губернаторов, городничих и уездных исправников Николая I к земской и городской реформам Александра II, которые вовлекли в социально-экономическую жизнь миллионы прежде крепостных.
В советский период качели сделали пару движений от партийной монополии в сторону Советов после Гражданской войны и времен Перестройки. Были и редкие состояния оптимального баланса между этими двумя управленческими положениями российского МСУ, такие как при Александре III.
Но чаще всего, в силу субъективных особенностей развития российского социума и центральной власти, качели достаточно стабильно раскачивались в разные исторические стороны.
При этом, чем дальше движение уходило в централизацию, тем радикальнее был последующий обратный ему процесс.
Copyright © 1999—2024 НИА "Нижний Новгород".
При перепечатке гиперссылка на НИА "Нижний Новгород" обязательна.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+