Политика

Эксперт-мониторинг событий c 14 по 21 октября 2022 года от АНО "Минин-центр"

21 октября 2022 19:09  [1735] Политика

НИА "Нижний Новгород" - Ирина Отмахова

Эксперты "Минин - центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в России и Нижегородской области, в которых проявляются долговременные тенденции.

Федеральная тема - Формирование нового миропорядка продолжается.

Эксперт "Минин-центра", к.и.н., доцент ННГУ им.Н.И. Лобачевского Сергей Кривов считает, что 12-14 октября в столице Республики Казахстан, в городе Астана прошли три важных события. Это шестой саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), саммит глав государств СНГ и наконец, первая встреча в формате Россия – Центральная Азия. Накануне, 12 октября Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию ES-11/4, инициированную Албанией и США, по поводу непризнания законности референдумов, проведенных в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, поддержанную в итоге 143 странами. Лишь 5 участников, включая саму РФ, выступили против, 35 воздержались, а ещё 10 вообще не приняли участие в процедуре. Однако результаты голосования лишь на первый взгляд носят антироссийский характер.

Так, в целом, реакция была вполне ожидаемой, поскольку большинство стран в принципе отвергают идею пересмотра границ, хотя бы из опасений по поводу создания нежелательных прецедентов. Очевидно, что нейтральная позиция или отказ от голосования в той или иной степени означают скрытую или явную поддержку действий Москвы. В сумме это 50 из 193 членов ООН, среди которых партнёры РФ по ряду международных форматов и многие африканские страны, где роль России, а также Китая за последнее время многократно возросла. При этом процедура голосования была открытой, что соответствует практике, сформировавшейся ещё в реалиях эпохи Холодной войны, однако, по-видимому, это также повлияло на позицию ряда стран. По сравнению с резолюцией A/RES/68/262 в связи с крымскими событиями в 2014 г. текущие результаты рассматриваются многими аналитиками как менее благоприятные для России.

Однако надо понимать, что ситуация с Крымом не сопровождалась активными боевыми действиями. В текущей же ситуации многие участники были поставлены перед дилеммой морального выбора, сформированной массированной информационной кампанией по всему миру, а также рисками санкционного давления, несопоставимого по масштабам с весной 2014 г. Не надо забывать и о колоссальных усилиях США и их союзников по формированию широкой антироссийской коалиции, выходящей за институциональные рамки НАТО и ЕС.

Следует обратить внимание на соответствие позиции при голосовании и вовлеченности страны во взаимодействие с Россией, как в контексте двусторонних отношений, так и в рамках участия в многосторонних проектах. Так, нейтральная позиция Азербайджана, который 8 лет назад голосовал за антироссийскую резолюцию, обусловлена ролью российской стороны в урегулировании карабахского конфликта. Воздержались от поддержки резолюции и все центральноазиатские государства. При этом не надо забывать, что в аналогичной ситуации США также не смогли мобилизовать противодействие резолюции A/RES/ES-10/19 по Иерусалиму в декабре 2017 г., осуждающей признание города в качестве столицы Израиля. Тогда против резолюции выступили 9 государств, включая США, по понятным причинам Израиль, а также экзотические Палау, Того, Науру и ряд других. 56 государств воздержались или не приняли участие в голосовании. Другими словами, Москва смогла продемонстрировать сопоставимую способность к консолидации своей поддержки в довольно чувствительной сфере, отнесенной к сфере компетенции суверенных государств, а решения международных инстанций здесь имеют скорее рекомендательный характер.

Фактически голосование продемонстрировало, что решения такого рода являются во многом отражением расстановки сил во всё более многополярном мире. На этом фоне происходит формирование новых площадок, включая БРИКС и ШОС. Хотя таковые охватывают сегодня достаточно широкий географический ареал, именно Центральная Азия является как стратегически важным с точки зрения международной логистики хабом, так и потенциальным очагом напряженности. Сложная этнолингвистическая палитра населения, далеко не всегда совпадающая с национальными границами, незавершенность процесса их демаркации, а главное недостаточность ресурсов национальных государств для эффективного управления кризисами, приводят к необходимости поиска новых форм взаимодействия.

СВМДА, будучи созданной по инициативе Н.Назарбаева ещё в 1992 г., долгое время существовала лишь как политический форум и зачастую рассматривалась как часть внешнеполитического позиционирования Казахстана. Однако интенсификация интеграционных процессов на евразийском пространстве фактически поставила на повестку необходимость переформатирования и этой организации, объединяющей страны постсоветского пространства с Ближним Востоком, Южной и Юго-восточной Азией. В ходе текущего саммита было принято решение о её преобразовании в полноценную международную организацию регионального уровня, как некого аналога ОБСЕ. Здесь очевидно прослеживается стремление превратить Азию в ещё один политический центр, основанный на собственных ценностях, а не на исключительно западном понимании мира.

Кроме того, оформление полноправного членства Кувейта и Туркменистана в качестве наблюдателя показывают, что СВМДА стремится к расширению и распространению своего влияния на весь азиатский континент.

Среди других решений, принятых на саммите, следует упомянуть Положение о Фонде СВМДА, совместное заявление лидеров форума о сотрудничестве в области безопасности и использования информационно-коммуникационных технологий, а также принятие Плана действий по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН, что подчёркивает всё более институциональный характер организации. Очевидно, что принятие концепции безопасности в её широком понимании, включая кибербезопасность, говорит о претензиях на сопоставимую роль с другими международными акторами. Интересно, что на саммите был подписан Меморандум о взаимопонимании с ЕвразЭС, который, тем самым стал одной из партнерских организаций СВМДА. Достаточно сложно говорить о том, станет ли СВМДА противовесом ОБСЕ или альтернативой G20, а тем более структурам ООН. Тем не менее, запрос на альтернативную площадку вполне очевиден, тем более что сформированные в эпоху Железного занавеса практики международного диалога

Саммит глав СНГ проходил впервые в очном формате с 2019 г. Украина официально приостановила своё участие в мероприятиях Содружества, а молдавский лидер не приехала, по официальной версии из-за плотного рабочего графика. При этом как раз накануне саммитов наблюдалось обострение ситуации на таджикско-кыргызстанской границе, в которую вовлечены не только два члена СНГ, но и партнёры по ОДКБ. При этом ранее Кыргызстани Армения, отказались от участия в командно-штабных учениях в рамках организации. Указанные факты порождают разговоры в экспертном сообществе о кризисе организаций постсоветского пространства. На этом фоне муссируется информация, что Армения и Казахстан готовы покинуть ОДКБ. В Кыргызстане так активно этот вопрос не ставится, но в Бишкеке не скрывают, что в текущем противостоянии Москва больше играет на стороне Душанбе, в подтверждение чему указывается на недавнее награждение Рахмона российским орденом "За заслуги перед Отечеством III степени".

Однако ситуация не столь однозначна. Прежде всего, СНГ и Договор о коллективной безопасности были созданы ещё в начале 1990-х гг. и до сих пор в значительной мере отражают реалии отношений раннего постсоветского периода. ОДКБ вообще не является военно-политическим блоком, аналогичным НАТО, скорее это система взаимных обязательств государств и межведомственного взаимодействия, аналогичной лишь оперативно-тактическому уровню Североатлантического альянса. В ОДКБ нет аналогов Совета НАТО и Секретариата с мощными именно политическими функциями. Таковые осуществляются вне рамок ОДКБ как такового. Условные демарши со стороны Бишкека и Еревана, скорее ориентированы на внутриполитический контекст, поскольку в ситуации острых конфликтов участие в учениях действительно может восприниматься крайне противоречиво в этих странах, а падение Пашиняна и Жапарова вряд ли будет способствовать стабильности в регионе. При этом, несмотря на политические тренды, 19 октября Комиссия ОДКБ согласовала проект соглашения по стандартизации вооружения и военной техники, что является, например, существенной проблемой для соответствующих структур НАТО. Фактически это означает, что при необходимости участники могут использовать свои вооруженные силы при проведении совместных операций.

Формат Россия – Центральная Азия существует с 2019 г., однако только на уровне министров иностранных дел. В этом году впервые встреча произошла с участием глав государств, во время которой имела место достаточно эмоциональная реакция таджикского президента Эмомали Рахмона, буквально призвавшего Путина «уважать» центральноазиатские государства. При этом здесь очевидны некоторые политические "тонкости". Таджикистан вступает в период транзита власти, а сам Рахмон долгожитель среди лидеров постсоветского пространства.

В то же время у страны непростые отношения в центральноазиатском регионе, где преобладают тюркоязычные этносы. В результате Душанбе в большей степени, чем, например, Бишкек должен делать ставку на Тегеран или Пекин. Будучи членом ОДКБ, Таджикистан не вступает по ряду причин в ЕвразЭС, а его отношения с РФ институционализированы лишь в военно-политической плоскости. Возможно, таджикский лидер не был полностью удовлетворён результатами трёхсторонней встречи с Путиным и Жапаровым. Однако, в целом был запрос на большее вовлечение России в дела региона, озвученный, скорее всего не без согласования с другими центральноазиатскими лидерами.

Для Москвы на данном этапе приоритетом во взаимоотношениях с бывшими советскими странами является сохранение ЕвразЭС, как наиболее дееспособной интеграционной структуры, включающей таможенные соглашения. Именно это является наиболее эффективным инструментом обхода западных санкций. В этом плане взаимодействие в рамках СНГ и ОДКБ, хотя и не теряют значимость, отходят на второй план. При этом приходится учитывать всё более очевидную многовекторность, а возможно и заигрывание с Западом со стороны Астаны, Еревана и Бишкека. С другой стороны, Запад также вынужден закрывать глаза на двойственность ситуации и желая ослабить российское влияние в регионе, навряд ли станет предпринимать резкие шаги и оказывать здесь сильное давление.

В целом, все три саммита прошли под знаком обозначения контуров будущего миропорядка, отражая запрос каждого участника в поиске для себя подобающей роли в изменяющемся многополярном мире. Очевидно, что многое осталось за рамками публичного освещения, включая вопросы перехода на национальные валюты в рамках взаимных расчётов и проблем энергетического рынка. Тем не менее, заинтересованность решать такие вопросы в кулуарах лишь подчеркивает значимость указанных событий.

Региональная тема – Изменения в структуре правительства Нижегородской области.

Эксперт "Минин–центра", ведущий научный сотрудник ННГУ им.Н.И. Лобачевского, к.и.н. Александр Сорокин отмечает, что губернатором Нижегородской области подписано распоряжение об изменении структуры регионального правительства.

В рамках внесенных изменений кадровый департамент был преобразован в министерство кадровой и молодежной политики под руководством Сергея Бочарова, а министерство социальной политики было передано из социального блока в блок внутренней политики в прямое подчинение заместителя губернатора Андрея Гнеушева.

В связи с этим отметим ряд важных, на наш взгляд, моментов. Во-первых, передача молодежной политики из ведения министерства образования является логичным шагом с учетом планомерной работы кадрового департамента. Здесь мы можем выделить и представленную недавно Кадровую стратегию региона, и деятельность КУПНО (Корпоративный университет правительства Нижегородской области). На данный момент КУПНО выступает в качестве площадки для развития навыков и компетенций как представителей государственной и муниципальной службы, бизнеса, а также молодых специалистов путем курсов повышения квалификации, вебинаров по актуальным вопросам (от тайм-менеджмента до психической устойчивости служащих), дискуссий, встреч с известными спикерами и т.д.

Кроме того, Сергей Бочаров ранее уже возглавлял министерство спорта и молодежной политики региона, а также Агентство стратегических инициатив. Поэтому следствием появления нового ведомства должно стать объединение лучших практик как развития молодежных проектов, так и новейших подходов к повышению эффективности кадровой политики. В этом отношении примечательно, что помимо КУПНО, Нижний Новгород имеет и целый ряд других аналогичных площадок. В частности, одновременно и агрегатором управленческих инициатив, и кадровым резервом для государственной службы является портал "Команда Правительства", призванный объединить участников федерального конкурса "Лидеры России" и способствовать включению в управленческий процесс лучших местных кадров.

Во-вторых, включение министерства социальной политики в блок внутренней политики продиктован сложившейся ситуацией и необходимостью взаимодействия с членами семей участников специальной военной операции и призванного в рамках частичной мобилизации населения для оказания поддержки и оперативного решения возникающих проблем.

Кроме того, это вытекает и из объявления на территории Нижегородской области режима базовой готовности, который подразумевает усиление охраны общественного порядка и стратегических объектов, а также расширенные полномочия губернатора по реализации мер для удовлетворения потребностей, как военных подразделений, так и нужд населения.

Таким образом, данные изменения являются закономерными в рамках существующих вызовов как перед государством в целом и регионом в частности и призваны обеспечить повышение качества управления. Совершенствование и адаптация структуры органов власти к стоящим задачам тем самым становится действием, как на опережение возможных проблем, так и управленческой необходимостью.

Муниципальная тема – показ в Нижнем Новгороде фильмов из цикла "Русский голос"

Эксперт "Минин-центра" Вячеслав Гуськов, отмечает, что в Нижнем Новгороде прошли 4 показа документальных фильмов режиссера документального кино Олеси Шигиной из ее цикла "Русский голос". Два из них в 176 школе, самой большой школе Нижнего Новгорода для старшеклассников. Там был показан пока мини-фильм "Отважные" о самых активных и преданных Отечеству героях Донбасса и "Джанго. Музыкант" о талантливом исполнителе, выступающем на переднем крае Русского мира. В кинотеатре "Зарница" был показан фильм "Воскресение" о воскресном дне в 12 многодетных семьях и фильм "Авиатор" о влюбленных в свои землю и небо людях глубинной России, строящих храм и самолет.

Цикл "Русский голос" создан для выведения из общественной тени людей творческих, радеющих за судьбу страны, неравнодушных ко всему, что происходит вокруг, активных и интересных, экстравагантных и красивых. Данный проект представлен в числе эмблематичных проектов России в составе региональных проектов федерального движения "Русская мечта" на форуме "Победители", который проводился при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Кино даже в условиях всеобщей грамотности остается важнейшим из искусств.

В современной России возрождение кинематографа началось с госфинансирования мультипликации, удачные проекты которой завоевывают международную популярность. А в условиях войны Запада против России подвергаются санкциям. "Маша и медведь" и "Смешарики" запрещаются, как кремлевская пропаганда!

Кинофильмы и театральные постановки, снятые на выделенные бюджетные миллиарды не всегда обладают художественной ценностью, в отличие от финансовой. Данное направление можно посчитать неудачным и требующим более пристального внимания экспертного сообщества.

В следующем году Президент поручил перевести детское и юношеское кино, утерянного после распада Советского Союза на госфинансирование.

Только здесь необходимо не допустить ошибок проектов прошлых лет и все-таки создать общественный комитет, обратившись к опыту Государственного комитета кинематографии, Гостелерадио или даже Оскаровским, не комплексуя по поводу его американского происхождения.

Жанр документального кино требует не меньшего внимания. Посмотрите на огромную аудиторию и рейтинги научно-популярных фильмов Би би Си. К сожалению, это еще один из сегментов нашей культуры, где требуется активное импортозамещение. В этом жанре сегодня достойно функционирует лишь форматы военного репортажа и криминального расследования. Остальные направления нуждаются в восстановлении и развитии. Поэтому проект Олеси Шигиной "Русский голос", специализирующийся на социально - патриотических знаковых примерах крайне актуален и показывает необходимость государственной поддержки документалистики.

Подводя итоги, приведу мысль лидера "Русской мечты" А. Проханова – искусство, основанное на традиционных ценностях не должно быть застывшей конструкцией, а творчеством, постоянно ищущим новые подходы и формы. Что и показывает Олеся Шигина в своих фильмах, вызывающих проникновение в души людей.

Поделиться: