Политика

Эксперт-мониторинг событий с 24 февраля по 3 марта 2023 года от АНО "Минин-центр"

03 марта 2023 19:05  [1629] Политика

НИА "Нижний Новгород" - Ирина Отмахова

Эксперты "Минин - центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в России и Нижегородской области, в которых проявляются долговременные тенденции.

Федеральная тема – Стратегическое противостояние.

Эксперт "Минин – центра", к.и.н., доцент ННГУ им.Н.И. Лобачевского Сергей Кривов считает, что наиболее часто обсуждаемым вопросом последнего времени является вероятность широкомасштабного наступления в ходе специальной военной операции, как со стороны российских войск, так и Вооруженных сил Украины (ВСУ). Очевидно, что для Киева такая необходимость является более острой, поскольку на официальном уровне целью продолжения войны для него является выход на границы 1991 г., или, как минимум, на рубежи по состоянию на 24 февраля 2022 г. В более радикальных вариантах заявляется о наложении на Россию гигантских репараций, её демилитаризация и даже разделение на ряд территорий. Пусть и не в столь явной форме о разгроме России говорят и западные официальные лица, что стало очевидным во время последней Мюнхенской конференции по безопасности. Так или иначе, наступление ВСУ становится уже политически мотивированным, в противном случае украинское руководство рискует потерять поддержку союзников и даже собственного населения.

Наиболее вероятным является южное (запорожское) направление, учитывая, прежде всего наличие здесь вполне осязаемых и значимых целей: Мелитополь, Мариуполь, выход к Азовскому морю, блокирование сухопутного коридора в Крым, а также перспектива "деоккупации" самого полуострова. Здесь также большие пространства, отсутствие плотной городской застройки и множества водных преград, что позволяет планировать как основные, так и отвлекающие манёвры. Вопрос, тем не менее, в наличии ресурсов для наступления. Учитывая недоступность такого рода информации, а также данныхо потерях воюющих армий, мы можем полагаться главным образом на разрозненные и часто косвенные источники. Официальная украинская сторона, как правило, не озвучивает собственные потери. Так, ещё в сентябре заместитель министра обороны Анна Маляр назвала количество убитых около 9 тыс. человек, оговорившись, что указанная цифра не включает потери в Мариуполе. Министр обороны РФ С.Шойгу тогда же озвучил цифру 61 тыс. убитых. Не исключено, что украинское командование может в действительности не владеть всей информацией о количестве погибших, учитывая, прежде всего потери в рядах территориальной обороны, создание которых началось ещё 22 февраля, за три дня до объявления всеобщей мобилизации. Так, в первые недели процесс их создания носил хаотичный характер и точно неизвестно, сколько теробороновцев погибли в это время. Косвенно на значительные потери указывает и сам факт продолжающейся мобилизации, которая 19 февраля была продлена ещё на 90 дней. При этом очевидно, что она испытывает всё большие сложности, свидетельством чему являются размещаемые в сети ролики и публичные скандалы о вручении повесток на остановках, торговых центрах и переходах. Хотя нет уверенности, что это случается повсеместно, наличие таких сюжетов контрастирует с очередями в военкоматы весной 2022 года. При этом проходящие за рубежом ускоренное обучение украинские военнослужащие достаточно быстро направляются на удержание позиций в районе Бахмута, что усложняет формирование достаточных для весеннего наступления резервы. Остается открытым и вопрос по поставкам вопрос о поставках вооружений. Так, Германия пообещала передать 148 довольно устаревших Леопард 1А5, сопоставимых по большинству критериев лишь с Т-62. Однако вопрос о сроках поставок остается пока не до конца понятным, а основная надежда на все ещё имеющиеся небольшие запасы советской техники в странах бывшего Варшавского пакта, а также в некоторых африканских и азиатских странах.

При этом даже при наличии резервов, вооружений и техники, при попытке глубокого прорыва ВСУ выйдут из зоны прикрытия своих ПВО и артиллерии. Таковые достаточно эффективны в статичном положении на заранее подготовленной линии обороны с использованием западных контрбатарейных радаров, систем слежения и раннего обнаружения целей, что смогло сгладить катастрофические потери ВСУ по артиллерийским орудиям, РСЗО и системам ПВО. Однако в этом случае они попадают под огонь российской артиллерии и фронтовой авиации. Кроме того, возникнет проблема снабжения горючим, осуществляемая сейчас бензовозами прямо от западных границ к линии боевого соприкосновения. При невысоком расходе топлива в обороне такая логистическая схема вполне эффективна и не позволяет российскому командованию отслеживать маршруты поставок. Однако активные наступательные действия, к тому же с западной техникой с большим расходом топлива, могут стать серьезной помехой для продвижения.

В отношении российской армии мы также не обладаем информацией о ее ресурсах. Очевидно, что информация о нехватке ракет и снарядов является сомнительной, учитывая значительные запасы и налаженное производство. К тому же расчеты многих аналитиков основаны на произвольном толковании статистики выстрелов и пусков ракет различных модификаций и калибров. Другое дело, что любой глубокий прорыв связан с дополнительными рисками, включая растягивание линии боевого соприкосновения и усложнением логистики. Удержание территории требует и большего количества военнослужащих, что может обусловить новую волну мобилизации. Однако это увеличивает нагрузку на систему тылового обеспечения, а также является вызовом социальным настроениям в российском обществе.

Более того, по всей видимости, проанализировав тактику украинских войск под Бахмутом, российский Генштаб склоняется к вполне оправданной мысли, что наиболее эффективной в настоящее время является тактика навязывания противнику "сражений на истощение", поглощающих резервы ВСУ. Так, до сих пор в этом районе украинский Генштаб держит 10-12 бригад, а включая укрепрайоны следующей линии обороны - Красный Яр и Константиновку около 30. При этом очевидно, что для украинских войск наличие одновременно двух сражений такого масштаба может оказаться критическим. По всей видимости, к этому и начинает склоняться российское командование, постепенно формируя новые "котлы". Очевидно, что при этом необходимым условием становится их относительная удаленность друг от друга для максимального затруднения переброски резервов и снабжения. Одним из таких направлений с высокой степенью вероятности, становится Угледар. Несмотря на сообщения о якобы фатальных потерях здесь российских войск, их масштабы преувеличены и более свидетельствуют об ожесточении боестолкновений. При этом украинское командование уже начало стягивать сюда резервы, в том числе и из-под Бахмута. Вторым таким направлением с высокой степенью вероятности станет линия Лиман – Северск с угрозой для агломерации Славянск-Краматорск.

В этой связи возникают существенные риски для дестабилизации положения на других участках, что в целом не входит в планы российского командования, поскольку приведет к распылению ограниченных ресурсов. Наиболее сложная в этой связи ситуация складывается вокруг Приднестровья. Стягивание украинских войск к границам Приднестровья заставляет российское руководство прорабатывать варианты реагирования. Однако ключевым здесь является позиция Молдовы, частью которой официально является и Приднестровье. Очевидно, что президент Майя Санду является сторонницей унии с Румынией. Однако ситуация в этом государстве не является прямой проекцией на украинские реалии. При всех оговорках в Молдове сложилась политическая нация, в рамках установок которой получила распространение идея отдельной молдавской идентичности с добавлением "один язык (румынский), два народа". Кроме того, молдавская армия не поддерживает такие устремления, поскольку только сохранение молдавского суверенитета сохраняет статус для её офицерского корпуса и генералитета. Также не следует забывать, что отношения Кишинева и Тирасполя не являются копией политики Киева по отношению к Донбассу. Между ними установились пусть и сложные, но в целом конструктивные отношения.

Наконец, 2 марта на территорию Климовского района Брянской области, непосредственно граничащего с Украиной, проникла группа вооруженных людей. По информации прессы и телеграмм-каналов это была украинская ДРГ в составе так называемого Русского добровольческого корпуса. По мнению ряда аналитиков, данное событие следует рассматривать в контексте целой чреды инцидентов, включая полеты беспилотников на приграничные районы РФ, эскалацию в районе Приднестровья с целью спровоцировать российское политическое и военное руководство на активизацию боевых действий по широкому фронту с целью распыления ресурсов и ослабления наступательного потенциала на основных участках линии боевого соприкосновения.

Федеральная тема – Образование. Послание Президента

Эксперт "Минин-центра", профессор НИУ РАНХ и ГС, д.филос.н. Андрей Дахин подчеркивает, что послание президента РФ Федеральному собранию РФ определило вектор своеобразной новой образовательной политики, направленный на восстановление отечественной традиции высшего образования, на возвращение "специалиста" в качестве базового уровня высшего образования, к которому может быть добавлена и магистратура, и аспирантура.

Новый вектор возвращает в сферу государственного суверенитета ключевое звено системы образования, которое на протяжении последних тридцати лет по умолчанию стало полем внедрения "передового западного опыта". Провозглашённая в 1990-х гг. интеграция в "Болонский процесс" повела к сокращению в наших ВУЗах наших преподавателей и к росту количества учителей из западных ВУЗов; она повела к сокращению в образовательной программе дисциплин, разработанных нашими преподавателями, а также к замещению их дисциплинами западных педагогов. Ещё немного и наша система высшего образования была бы готова для полного замещения наших преподавателей преподавателями западными.

Возвращение высшего образования в лоно российской государственной политики позволит восстановить сильные стороны отечественной традиции высшей школы. В частности – сочетание широкой базы фундаментального образования и профессиональной специализации, сочетание полноценного гуманитарного и естественно-научного образования. В свете приоритетов политики совершенствования системы патриотического воспитания, политики сохранения и развития традиционных духовно-нравственных ценностей проблема восстановления отечественной системы гуманитарного образования приобретает особую значимость. Предстоит своеобразная реабилитация гуманитарного образования, возвращение полноценного комплекса гуманитарных дисциплин, в структуре которых только и могут сформироваться, окрепнуть и вести человека по жизни духовно-нравственные, идейно-мировоззренческие ориентиры. Готового решения пока нет, его необходимо найти самостоятельно.

Для этого потребуется концентрация ресурсов отечественных гуманитарных наук и восстановление связки "отечественная наука – отечественное высшее образование". Качество, содержательность отечественных образовательных программ напрямую зависит от качества научных исследований, на результатах которых только и могут учиться студенты, будь то "физики" или "лирики". Вузовской науке для этого потребуется перейти на новый уровень производительности, на новый уровень финансирования, на новый уровень организации труда, на новый уровень публикационной активности.

Как видно, за сухой строчной послания президента РФ Федеральному собранию об отечественной системе высшего образования стоит комплекс основательных задач, которые выходят далеко за рамки появившихся разговоров о четырёх- или пятилетнем стандарте высшего профессионального образования.  

Муниципальная тема – Первый в России "Центр когнитивной обороны" открыт в Нижнем Новгороде.

Эксперт "Минин–центра", Алексей Орехов подчеркивает, что именно здесь будут принимать решения о степени информационных угроз и мерах их пресечения.

Первая в стране научно-образовательная площадка по работе с экспертным сообществом и молодежью была задумана для реализации программ противодействия когнитивным угрозам.

Ее презентация состоялась 21 февраля в НГЛУ им. Добролюбова в рамках форума "МИР. МОЛОДЕЖЬ. РАЗВИТИЕ.",  посвященном Дню защитника Отечества.

Партнерами форума выступили Нижегородское отделение Всероссийской общественной организации политической партии "Единая Россия" - "Молодая Гвардия ЕР", администрация Нижнего Новгорода, региональное отделение Изборского клуба и региональное отделение Движения "Русская мечта", аппарат антитеррористической комиссии в Нижегородской области.

С приветственным словом перед участниками форума выступили ректор НГЛУ им. Добролюбова, доктор филологических наук, профессор Жанна Никонова, министр образования Нижегородской области Ольга Петрова, председатель Городской Думы Нижнего Новгорода Олег Лавричев.

В молодежном форуме приняло участие более двухсот человек, в числе которых были представители многочисленных общественных объединений, участники СВО, представители ДНР и ЛНР, ветераны боевых действий, студенты и школьники 10-11 классов.

На форуме выступили ведущие эксперты в вопросах  информационной пропаганды.

Так, одним из первых слово взял медиатехнолог из Москвы, член обще федерального движения "Русская мечта", кандидат политических наук, специалист по информационным войнам, психологическим операциям и акциям прямого действия, Сергей Нешков. Он представил свое видение ситуации в докладе "Россия в огне когнитивной войны: угрозы и возможности преодоления".

Он также подчеркнул, что в Нижнем Новгороде открывается первый в стране Центр когнитивной обороны на базе НГЛУ имени Н.А.Добролюбова, который организуют выпускники и преподаватели МГУ, НГЛУ и Нижегородское региональное отделение Движения "Русская мечта".

Поделиться: