Последние интервью
Новости

Елена Турилова: "Дети очень любят, когда с ними занимаются мужчины"

16 марта 2010 18:26  [7982]
Елена Турилова: Дети очень любят, когда с ними занимаются мужчины

Елена Турилова: Дети очень любят, когда с ними занимаются мужчины

Биография
Елена Константиновна Турилова
родилась 23 августа 1957 года в городе Усть-Катаев Челябинской области. Через пять лет семья переехала в Заволжье Горьковской области. В школе активно занималась спортом и посещала многочисленные секции. После школы поступила в Горьковский педагогический институт, тогда же окончила курсы экскурсоводов и проводила экскурсии по музею имени Ильи Николаевича Ульянова.
После окончания института пошла работать в дошкольное учреждение Нижегородского района. За 30 лет работы прошла профессиональный путь от воспитателя и методиста до заведующей. Вот уже 10 лет возглавляет детский сад №20, который неоднократно становился лауреатом городских и областных конкурсов, Всероссийского конкурса "Детский сад года". В 2008 году стал лауреатом II Всероссийского конкурса "Инновации в образовании". А в 2009 был внесен в Национальный Реестр "Ведущие образовательные учреждения России".
Замужем, воспитала дочь.
Увлекается путешествиями, прогулками по лесу, спортом.
Жизненный девиз: "Дорогу осилит идущий".

-Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Мы все хотим дать нашим детям самое лучшее образование. Сюда пытаются попасть многие, но удается единицам. У нас в гостях заведующая уникальным детским садом №20 Елена Турилова. Вам не грустно, что вы не можете принять всех желающих в ваш детский сад?

-Конечно, не грустно, потому что детский сад рассчитан на определенное количество детей. Сейчас и так группы достаточно перегружены, а для детей это не совсем хорошо.

-У вас по сути три родины. Урал, где вы родились - Заволжье, где росли, и Нижний Новгород, где учились, где работаете. А какому из этих мест принадлежит ваше сердце?

-Наверное, для каждого человека очень важно место, где он родился. Это, конечно, Урал. Но прожила я там совсем немного - до пяти лет, а все школьные и детские годы прошли в Заволжье. Я училась в замечательной школе №8. Конечно, в памяти все замечательные пионерские сборы, сборы макулатуры и все то, что свойственно было для школы тех лет. Школа привила желание учиться, и я с большой теплотой вспоминаю и Заволжье, и детские годы. Ну а студенческие годы уже связаны с городом Горьким, с Нижним Новгородом. Это тоже памятные годы, агитбригады, картошка.

-Такую любовь в сердце делите на все три места?

-Разделить, наверное, невозможно.

-Психологи советуют менять место работы каждые два года, а сферу деятельности - раз в восемь лет. Вы уже 30 лет в дошкольном образовании. Скажите, пожалуйста, вам не надоело? Только честно.

-Нет, не надоело, потому что мой выбор был осознанный. Перед глазами был пример моей тети - заслуженного учителя России.

-И космонавтом не хотели стать?

-Нет. Я всегда знала, что после окончания школы я пойду в педагогический институт. Я всегда этого хотела.

-Рубрика "Без купюр", короткие вопросы - короткие ответы. Как известно, в России до революции мальчики и девочки воспитывались раздельно. А вы как считаете, раздельное воспитание на пользу?

-Это сейчас тоже очень актуально. Очень много пишут, говорят на эту тему. В дошкольных учреждениях у нас совместное воспитание мальчиков и девочек, но, конечно, индивидуальный, дифференцированный подход должен быть. Потому что необходимо учитывать те отличия, которые существуют между мальчиками и девочками и в физическом, и в интеллектуальном плане. А они есть, и существенные, поскольку у мальчиков мозг развит совершенно по-другому, чем у девочек, и это два разных мира. Организуя педагогическую деятельность, надо обязательно это учитывать и в организации среды. Должны быть игрушки и для мальчиков, и для девочек. И, самое главное, мы должны воспитывать в детях лучшее: в мальчиках - мужественность, в девочках - женственность.

-А в вашем детском саду как воспитывают мужество в мальчиках?

-Есть разные методики, есть спортивные игры. В ходе этих игр идет воспитание этих качеств. Обязательно проводим беседы. Потом, они приобретают в процессе общения здесь опыт рыцарского отношения к девочкам, и есть целая серия таких занятий.

-Но за косы девочек все равно дергают?

-Нет. И заботятся, и заступаются за девочек. Этому учит как раз дошкольное воспитание. Поэтому совместное воспитание девочек и мальчиков - это не плохо, но нужен индивидуальный, дифференцированный подход, создание условий.

-Почти все мы помним свою первую учительницу, но мало кто из нас может вспомнить первую воспитательницу. Вам не обидно?

-Ну почему, некоторые дети помнят свою первую воспитательницу и приходят спустя много лет. Я сама работала воспитателем, и у меня есть воспитанники, которые окончили педагогический институт и тоже работают в дошкольном учреждении.

-В детском саду воспитатель - женщина, нянечка - женщина. Не мужское это дело, или причины глубже?

-Тут целый комплекс причин, в том числе, и низкая заработная плата, и менталитет, конечно, здесь сказывается. Много здесь причин. Хотелось бы, чтобы в дошкольном воспитании было больше мужчин. У нас в детском саду, например, их двое. Это инструкторы по физическому воспитанию. Конечно, дети очень любят, когда с ними занимаются мужчины. Это обычно спортивные секции.

-Главная тема: стоит ли бояться детских садов? Родители, когда ведут свое любимое чадо в детский сад, очень сильно переживают. Новые возможные инфекции, новое питание, новый распорядок дня. Действительно ли новички болеют чаще?

-Конечно, в период адаптации дети болеют. Но здесь нужно учитывать, что ребенок должен быть подготовлен к дошкольному учреждению.

-Что значит, быть подготовленным?

-Во-первых, режим дня. Уже при поступлении в дошкольное учреждение родители должны подготовить ребенка к тому режиму, который будет в дошкольном учреждении. Это режим сна, режим питания, режим прогулок. Поэтому надо ребенка готовить. У нас в детском саду есть адаптационная группа - группа выходного дня, куда мы принимаем детей двухлетнего возраста и готовим их к поступлению в дошкольное учреждение. Дети приучаются и к режиму, и приучаются (самое главное) к общению друг с другом. Потому что это тоже очень сложно, это проблема для домашних детей.

-У вас в детском саду есть такое понятие, как смешаная группа, когда в одной группе ребятишки с трех до семи лет учатся вместе. Не тормозит ли это их развитие?

-Мы считаем, что это наиболее эффективная форма комплектования учреждений. Мы много лет работаем со смешанным комплектованием, и это очень хорошо, особенно, для младших детей, потому что развитие их осуществляется значительно быстрее. Они тянутся за взрослыми детьми, а у взрослых детей есть возможность проявлять качества заботы, внимательного, бережного отношения. Очень трогательно наблюдать, когда старшие ребятки ухаживают за малышами, как раз за теми, которые только пришли, завязывают им шнурочки, помогают. Потому что сейчас один ребенок в семье, в основном, как правило, а дети очень хотят проявлять свою заботу и любовь. И в детском саду есть такая возможность.

-Здорово, что ваш детский сад лает такую возможность. У нас есть вопрос от Алены Елагиной: "У моих знакомых девочке четыре года. Шесть дней в неделю после садика родители водят ее на дополнительные занятия: бассейн, изостудия, театральный кружок, курсы английского, уроки танцев. Ее родители уже еле выдерживают такой ритм. Как вы считаете, а ребенку такие нагрузки на благо? "

-Нет, такие нагрузки не на благо, конечно. Надо посещать не более двух кружков. Это очень тяжело для ребенка. И вообще очень хороший вариант, когда кружки есть в дошкольном учреждении. У нас разного профиля кружки: и спортивные, и интеллектуальные. Есть и подготовка к школе, есть развивающие занятия, поэтому никуда вести ребенка не надо. Но нагрузки должны быть дозированные и, еще раз говорю, не больше двух кружков, потому что это очень тяжело для ребенка.

-Рубрика "На острие", самые острые вопросы нижегородцев. Ольга Крылкина, Приокский район: "Сейчас преподавать английский язык детям начинают еще в детском саду (ваш детский сад, я знаю, не исключение). Не кажется ли вам, что это просто понты. Ведь эффективным это будет только если и дома иностранный язык практиковать?"

-У нас в детском саду с пяти лет практикуется изучение английского языка. Но это веяние времени, и многие родители желают, чтобы именно в дошкольном учреждении дети уже начали изучать язык. Кстати, они очень хорошо и с большим желанием занимаются. И на праздниках выступают, и стишки рассказывают. Но здесь надо учитывать, опять же, возраст, особенности детей, и правильно методически проводить. Педагог должен заниматься по лицензированным программам и, конечно, в игровой форме. Если это все правильно организовано в игровой форме, то это еще плюсом способствует развитию детей. Это и память, и произвольность. Тут плюсов очень много. Но должна быть преемственность.

-Александр Аристархович, пенсионер: "Почему руководство города говорит, что детские сады финансируются нормально, а с родителей постоянно деньги собирают? Разве это не поборы?"

-Конечно, все знают, что финансируются дошкольные учреждения недостаточно в силу объективных, конечно, причин.

-Всегда хочется больше, это логично.

-Конечно, чтобы создать современную развивающую базу в дошкольном учреждении, нужна помощь родителей. Родители - наши социальные партнеры, мы совместно решаем задачи воспитания детей. Но здесь помощь должна оказываться добровольно, родители должны пожелать оказать эту помощь - здесь давления не должно быть - и в правовом поле. Существуют формы оказания помощи. Это попечительский совет в различной форме: с образованием юридического лица, без образования юридического лица. Возможны варианты.

-В вашем детском саду попечительские советы на какой ниве трудятся?

-Это наши партнеры, наши помощники. Благодаря им в учреждении создана такая хорошая, одна из лучших, развивающая база учреждения. Помогают во всем: и в проведении ремонтов, и в организации праздников. Мы вот закупили очень хорошие костюмы и взрослые, и детские. Мы можем выступать и выступаем на конкурсах различных. Хор мы одели в очень хорошие сарафаны.

-Вопрос от читателей газеты "Аргументы и факты - Нижний Новгород", Сергей Никифоров: "Моего внука в садик можно увести только с боем: с утра закатывает истерики и упирается, идти ни в какую не хочет. Мы уже и с воспитателями говорили, и садик меняли, и все равно не хочет. Что мы делаем не так?"

-Во-первых, надо ребенка настраивать на детский сад, положительно настраивать, приучать к режиму еще до поступления. То есть, определенный путь, определенную работу родители должны проделать еще до поступления в детский сад.

-А вот не хочет он идти в детский сад, и все. Насильно вести?

-Нет, насильно не нужно, конечно, вести. Есть еще период адаптации. Тут надо разбираться с индивидуальными особенностями детей. Но если в дошкольном учреждении создана такая обстановка, где ребенку хорошо, уютно, интересно, тогда ему обязательно хочется идти в детский сад, если его встречают любящие педагоги и хорошая развивающая среда. У нас иногда дети не хотят вечером уходить из детского сада.

-Видят маму и плачут?

-Плачут, и не хотят уходить. И мама предлагает конфетку, чтобы увести ребенка из детского сада. Такие случаи бывают.

-Ваш детский сад является победителем многочисленных конкурсов, вообще является одним из ведущих образовательных учреждений страны. А чем гордитесь, прежде всего, вы?

-Я горжусь своим коллективом. Это самое главное, потому что, какая бы развивающая, современная база ни была, какие бы программы мы ни разрабатывали, если не будет тех людей, любящих детей, преданных, профессиональных, то ничего не получится. У нас работает команда педагогов- единомышленников.

-Наша ключевая рубрика "Формула успеха". Итак, какова она ваша - формула успеха Елены Туриловой?

-Знать свою цель, стремиться к ней. Трудолюбие и упорство в достижении цели.

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по пятницам в 22.00, повтор программы по субботам в 12.35. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по воскресеньям в 12.05 и на радио "Шансон" по воскресеньям в 15.05 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.

Поделиться: