Последние интервью
Популярные интервью за год
Последние новости рубрики Культура и отдых
Культура и отдых

Гия Эрадзе: "Такого не было в истории фестиваля в Монте Карло, чтобы 59 человек приехало представлять Россию"

20 ноября 2018 10:37  [1765] Культура и отдых
Гия Эрадзе

Гия Эрадзе

Фото: НИА "Нижний Новгород"

Заслуженный артист России, генеральный директор продюсерского центра "Королевский цирк" Гия Эрадзе в программе "Герои Волги" рассказал о приглашении на фестиваль цирков мира в Монако, содержании животных, советской цирковой школе и развитии цирковой индустрии в России.

- Вы ведь в Нижнем Новгороде далеко не в первый раз. Я был в прошлый Ваш приезд на представлении, был аншлаг, всё очень успешно было. Как в этот раз?

- Такой же аншлаг. На удивление, когда мы ехали на гастроли в Нижний Новгород, я думал - два года прошло, можно чуть позже приехать. Но я никогда не вожу одно и то же. Мы любим этот город, этот замечательный цирк, очень уютный, удобный, большой, с двумя манежами - здесь созданы все условия для удобства артистов. Как раз перед фестивалем в Монако, куда мы едем представлять Россию, у нас идёт очень большой подготовительный процесс. И я попросил, чтобы нас отправили всё-таки в Нижний Новгород на гастроли, потому что очень много заявок было из вашего города. Мы ещё не успели приехать в Нижний Новгород - за пять-шесть дней до начала гастролей не было ни одного билета на премьеру.

- Спасибо, что выбрали Нижний Новгород. Мы действительно гордимся своим цирком, считаем его одним из лучших в России. Поскольку Вы-то все цирки видите в России - с точки зрения монументальности, качества, самой арены, нормально всё у нас?

- Все нормы соблюдены. Это именно тот профессиональный цирк, где можно показывать большие спектакли.

- А в других городах не всё так хорошо?

- Есть в Ижевске замечательный цирк. Сейчас, большое спасибо министерству культуры России, взялись за цирки - в последние годы очень много всего делается. Строятся новые цирки, новые здания, гостиницы ремонтируются.

- А что вообще нужно вам от государства на сегодняшний день? Чтобы не мешали?

- Мы напрямую зависим от министерства культуры России, потому что мы - государственные артисты компании "Росгосцирк", которая входит в прямое подчинение министерству культуры. Все наши цирки по всем городам страны - они все федеральные. И здания, и гостиницы тоже федеральные. И все цирки стоят в центре городов. Огромное цирковое государство, в полном смысле этого слова. Колоссальное количество цирков, гостиниц, комплексов, зооцирков и так далее.

Министерство культуры нас субсидирует, дотацию получаем. Хочется сказать слова благодарности лично Владимиру Мединскому (министр культуры РФ, - прим. НИА "Нижний Новгород"), который мне и вручал звание заслуженного артиста России и государственную награду в Большом театре. Кроме этого, хочу сказать ему большое спасибо за то, что он обратил внимание именно на цирки, чего не делали другие министры. Не буду перечислять фамилии этих министров, которых даже не было в цирке никогда. А Владимир Ростиславович был во многих цирках и открывал многие цирки, и следит очень чётко за цирковой индустрией в России.

- Есть мнение, что уровень жизни населения не растёт, если растёт, то совсем чуть-чуть, плюс инфляция, растут цены и т.д. Вроде как, не до излишеств. Как в этих условиях выживают цирки? Или, может быть, живут замечательно? Где вы находите новых зрителей? Или это подрастающие поколения - бесконечно новые дети?

- Есть города, которые мы для себя называем "цирковой город" - которые совершенно точно любят цирк, ходят в цирк. Нижний Новгород, наверное, из таких городов. Здесь люди знают, что есть цирк. Они точно знают, что есть "Королевский цирк Гии Эрадзе", который привозит разные проекты в России. Когда я приезжаю, и на афишах мои имя и фамилия - Гия Эрадзе - это однозначно не халтура, это на самом деле профессиональные коллективы. Будь это шоу "Баронеты", будь это шоу с бегемотами, будь это шоу "Пять континентов", который здесь, в Нижнем Новгороде, гастролировал три месяца в аншлагах. Все мои спектакли - всегда качественные, масштабные и глобальные. Сегодня в Нижний Новгород приехало 20 машин, 130 человек. Аналогов нет. Никто из гастролирующих коллективов не ездит с такими составами.

И всегда это - уровень. Это не значит, что масштабы — это качество. Но у нас всегда был большой цирк, где было много групповых номеров, много животных, много костюмов. Наш цирк - он совершенно иной, он другой. Это - синтез, сплетение жанров: эстрады, цирка, мюзикла. Это совершенно другое зрелище.

- Репутация в вашем бизнесе — это основа успеха, поэтому понятно, что Ваше имя на афише - это бренд.

- Да, и люди понимают: не важно, какое шоу Гия Эрадзе привезёт — это будет качественно. Это в первую очередь моя репутация перед публикой. Я очень много лет шёл к этой планке, этой вершине, её нельзя опускать.

- Задам Вам творческий вопрос. Для художника - а Вы художник, человек, который творит, - тема вдохновения и поиска новых идей является базовой. Известно, что у художников бывают паузы в общении с музой, бывают выгорания. Как Вы с этим боретесь?

- Я живой человек. Бывает настроение разное, но я никогда не падаю духом. Я — оптимист. При этом я — реалист. Люблю говорить конкретно, предметно. Я придумал номер, вижу его конечный результат, совершенно чётко понимаю, как его нужно сделать. У меня есть за столько лет отработанная творческая команда, которая делает все эти качественные номера.

Слушайте, ну - принцесса Монако нас пригласила, 59 человек, восемь машин в Монте Карло. Такого не было в истории фестиваля в Монте Карло, чтобы 59 человек приехало на фестиваль и представляло Россию. Понимаете, это лучший цирковой фестиваль в мире, который открывал принц Ренье. И вот, прямая его наследница, дочь, принцесса Стефания, с которой у меня прекрасные отношения, она лично пригласила нас на этот фестиваль. Буквально через два месяца мы поедем в Монако, в Монте Карло, показывать русский цирк.

- Надеюсь, Вас ждёт успех в этом деле.

- Жизнь покажет... И вдохновляет меня то, как в Нижнем Новгороде, например, на финале зрители стоя аплодируют моим артистам. Понимаете, я прохожу по закулисной части, я не могу пройти в фойе - ко мне подходят автограф взять, сфотографироваться, говорят спасибо. Как и любого творческого человека, это вдохновляет.

- Скажу Вам ещё раз спасибо. И задам вопрос для тех нижегородских зрителей, которые в силу разных причин ещё не попали на шоу, а ещё есть время до 2 декабря. Что они потеряют, что они не увидят, какие есть особенные вещи в вашем представлении?

- Не знаю, что они потеряют, но очень хочется, чтобы всё-таки пришли в цирк те, кто не ходит в цирк. Есть очень много людей в нашей стране, которые считают цирк детским искусством. Очень жаль. Надо прийти один раз на качественную программу, посмотреть шоу и понять, что такое сегодняшний цирк. Наш цирк шагает в ногу со временем. Даже менталитет детей, это же абсолютно другое поколение. Мы росли на сказках, советских мультиках. Это совершенно другая история. Сегодня пятилетний ребёнок лучше, чем я разбирается в мобильном телефоне. У них и интернет появился. Мы даже не знали, что такое мобильный телефон в детстве. И я горжусь, что я родился ещё в советское время. Та моя советская школа дана настоящими легендарными мастерами, народными артистами СССР, с которыми мне пришлось работать. Я ещё работал на манеже, несмотря на мой возраст, с Олегом Поповым. Мы открывали Санкт-Петербургский цирк на Фонтанке, я был художественным руководителем этого цирка. Я работал с Сергеем Запашным, с Ириной Запашной, мы прожили 10 лет в одном доме в Москве с этими легендарными артистами. Я дотронулся до этих легенд. А это именно та советская школа, которая была. И, к сожалению, эти люди уходят в силу своего возраста. Другие появляются, но это всё другое. Вот та школа, на мой взгляд, в плане цирка - настоящая.

- Тема содержания животных очень многих волнует.

- Достала эта тема – "цирк, животные, жалко-не жалко". В цирке животные были всю жизнь. Дуровы — одни из первых основателей дрессуры в России. Запашные, Бугримовы - миллион династий, которые были известны, которые гремели на весь мир и гремят по сегодняшний день. Цирк и животные — это одно целое. Цирк без животных не может быть, также как Большой театр без профессиональных балетных артистов.

В цирке для животных сделаны все условия. Их любят, их кормят, их поят. Мы с ними работаем, это наши партнёры. Появился один придурок, извините, который эту обезьянку истязал. Но нельзя же по одному человеку судить нас всех! Мы все живые люди. Кто-то сидит в тюрьме, кто-то живёт нормальной гражданской жизнью. Нельзя всех объединять под одну гребёнку.

Мы после каждого спектакля делаем экскурсию в закулисную часть. Каждый зритель может посмотреть обитание животных за кулисами: как они содержатся, где они живут. У них шикарный рацион. У меня 35 человек — обслуживающий персонал, который ухаживает, кормит, поит, моет этих животных. У нас люди в стране многие не живут, так как живут наши животные. По животному же видно, в каком оно состоянии: как оно выходит в манеж, забито, не забито, шерсть, оперение, если это птица.

- Прекрасно понимаю, что у дрессировщиков с животными выстраиваются особые отношения. Это очень много личного.

- Мы своих животных любим, это точно. Мы воспитали, мы взяли тигрят — малышей. И вот с такого возраста они у нас на руках жили. Мы их сосочкой кормили. Мы им это мясо сами скоблили. Потом переводили на фарш, потом на кусочки. Мы их воспитали, как же мы их можем не любить?!

Поделиться: