Последние интервью
Популярные интервью за год
Последние новости рубрики Общество
Общество

Михаил Буров: "Только по любви создаются чудеса"

05 октября 2009 15:36  [6388] Общество
Михаил Буров: Только по любви создаются чудеса

Михаил Буров: Только по любви создаются чудеса

НИА "Нижний Новгород" публикует полный текст интервью директора нижегородской авторской академической школы Михаила Бурова для авторской программы Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга"

Михаил Васильевич Буров родился 5 декабря 1953 года в селе Панино Горьковской области. После окончания Горьковского государственного педагогического института поехал в родной район на должность директора школы. Через два года работы на селе стал первым секретарем Сосновского райкома. После прохождения службы в армии перешел на работу в Горьковский обком. Однако через 6 лет вновь вернулся в педагогику. С 1995 года является бессменным руководителем школы №186. Женат, воспитал сына и дочь. Увлекается садоводством и кулинарией. Убежден, что по любви создаются прекрасные вещи.

-Он пошел в директора школ для того, чтобы уехать за границу. Но вошел во вкус и остался в Нижнем Новгороде. У нас в гостях директор нижегородской авторской академической школы Михаил Буров.

Не нужен нам берег Турецкий и Африка нам не нужна… Так получается?

-Получается, что так. После университета я пошел работать директором школы на село. А потом был период, когда я совершил комсомольский путь и решил поработать в школе, но для того, чтобы уехать за границу.

-Но оказались истинным патриотом…

-Да, я человек влюбчивый. Полюбил коллектив, работу, хотя она была сложная. Мы создали некую атмосферу, из которой уйти было невозможно.

-Вам не обидно, что вы выбрали профессию, которая сейчас не в большом почете? Во всяком случае, с точки зрения заработной платы.

-Самое главное – это не раскаиваться. Я не раскаиваюсь. Я благодарен богу и судьбе, что состоялся в этой профессии.

-После окончания института вы стали директором школы. Вообще только единицы в стране могут похвастаться тем, что, не проходя определенные ступени, стали директором. Злые языки утверждали, что "мохнатая лапа" помогла, так ли это?

-Все было гораздо проще. Я сам из Сосновского района, многие меня там знали. Когда я окончил вуз, они захотели, чтобы я вернулся в свои родные края. Сразу предложили стать директором школы, хотя был вариант – предложили поработать в Монголии. Может быть и хорошо, что у меня не было опыта. Школа была в отдалении от районного центра и напряженная работа, все шишки и трудности – только на пользу пошли.

-Рубрика "Без купюр" - короткие вопросы, короткие ответы. Говорят, что учителя были очень послушными детьми. Вы уроки не прогуливали?

-Я был в целом прилежным и ответственным учеником. В школе мы радовались, когда учитель заболел, когда кто-то опаздывал на урок, потому что мы были детьми. Сейчас, когда я ставлю себя на их место, все воспринимается по-другому.

А ответственность моя проявлялась, когда была подкреплена интересом. Например, я стал учителем русского языка, хотя очень любил математику. Если я не сделал творческое задание по математике, я просто не хотел идти в школу. Вставал рано-рано утром, но делал его.

-Вы с тех пор встаете в четыре утра?

-Я по природе такой человек. Творчество проявляется рано утром, когда ты свободен от рабочего дня, когда отдохнувший. Я творил утром.

-Как учителю заслужить уважение учеников? Строгостью?

-Что бы ни говорили, но дети больше всего ценят в учителе профессионализм. Надо не только знать все о своем предмете, но и обладать знаниями в разных областях. А требовательность должна быть только при одном условии, если она осуществляется с глубоким уважением к ребенку, с демократизмом.

-Бернард Шоу как-то заметил, что в жизни у человека есть две трагедии. Первая – это не добиться исполнения своего самого сокровенного желания, а вторая – это добиться исполнения своего самого сокровенного желания. Ваше самое сокровенное желание в жизни уже исполнилось?

-У человека много желаний и, как правило, они все сокровенны. В целом, я добился того, чего хотел. А если вспомнить известное изречение, то я построил дом, я посадил дерево и вырастил сына. У меня еще есть дочери. Возможно, не все еще в жизни сделал, но есть еще время.

-ЕГЭ и отмена медалей, говорят, позволили покончить с учительской мафией?

-Я думаю, что мафия в школах – это надуманно. Возможно, кому-то и помогали получить медали, а теперь не помогают. Была не мафия, а какая-то игра с нравственными вещами. Я понимаю ситуацию, когда ребенок старается, он действительно напряженно работает, помочь ему, причем прилюдно, можно, вопрос только в размере этой помощи. Потому что эти люди – трудяги. Быть успешным во всех предметах - это сложно.

-Я знаю, что вы любите готовить. А жену совсем дисквалифицировали?

-Это одно из моих жизненных кредо – каждый человек, особенно в моем возрасте, должен делать то, что он любит. Конечно, он должен выполнять другие функции, но только по любви создаются чудеса. Я люблю готовить, люблю работать в саду. Жена тоже готовит, но, возможно, для нее это занятие менее любимое, чем для меня. Поэтому, когда я на кухне, ее там нет.

-Сейчас многие пытаются раскрыть талант. Сегодня в городе можно найти школу на любой вкус. Есть школы, в которых предлагают обучить езде на лошадях, изучить цветоводство. Некоторые считают, что это способствует творческому развитию ребенка, другие – что это всего лишь выкачивание денег из родителей. Вы что скажете?

-Я не против таких специализированных школ – художественных, эстетического плана, музыкальных. Моя позиция – школ должно быть много, и как можно больше разных.

-Сейчас многие обсуждают, необходимо ли оценивать детей в школах? Есть разные подходы к этому. Я знаю, что в вашей школе оценки ставят очень редко. Не расхолаживает ли это учеников?

-Оценка в школе должна быть. Вы имеете в виду оценку в виде отметки. Мое мнение и моих коллег – отметки в школах ставить не нужно. Проще всего поставить три или четыре и успокоится на этом. Важна качественная оценка.

-Словесно надо оценивать?

-И словесно, и письменно. Надо оценивать качественно – как ребенок развивается по сравнению со своими прошлыми показателями. Это можно только описать.

-Почему нельзя ввести критерии оценки? Ставить баллы исходя не из общих оценок в классе, а исходя из прошлых оценок.

-Мы над этим и работаем. Для этого используем портфолио ученика. Ученик сам себя оценивает. Самооценка как раз видна в его портфолио. Есть оценка учителя, родителей. Тогда мы смотрим на позицию оценки с разных сторон.

-А дневники у вас есть в школе?

-Наверное. Понимаете, сейчас есть электронные варианты дневников, я не сторонник этого. Это уводит родителя от общения, от решения тех проблем, которые могут возникнуть в школе. А это важнее, чем отметка, выставленная в дневнике. Это легкий путь: получил пять – молодец, или почему три? Или когда подготовка домашнего задания проходит вот так: "Я на кухне готовлю, а ты мне пересказывай". Это не наш вариант.

-Как создать возможность для раскрытия таланта своего ребенка? Поменьше дисциплины или побольше заставлять чем-то заниматься?

-Талант может быть очевиден. Да, возможно, надо создавать условия в специализированных учреждениях. Есть такие дети, но их не так много. Сложнее найти скрытый талант. Надо создавать условия, чтобы он все попробовал. Мы создавали такие центры и давали там детям полную свободу. Сам процесс выбора важнее. Хождения по этим мукам, выбор. Причем, ребенок сам должен сделать этот выбор, а мы поддержать его. Каждая школа должна создавать среду, и, конечно, дома ребенку надо давать попробовать. Но мы не знаем, когда ребенок может определиться. Мы предполагаем, что это происходит к восьмому классу.

-А некоторые вообще всю жизнь не могут сделать разумный выбор.

-Мы поставили для себя эту задачу целенаправленно.

-Все в жизни касается выбора – куда пойти работать, с кем общаться, с кем дружить.

-Да. А представляете, что человек только через десять лет понимает, что выбрал не ту профессию. Это трагедия. Поэтому наша задача помочь ребенку как можно меньше делать ошибок. Весь учебный процесс, начиная с седьмого класса, у нас на этом построен. В седьмом классе мы его готовим, в восьмом – даем попробовать, даем программы по самоопределению, а в девятом он защищает портфолио – выбор своей профессии. Это оценивают дети, родители, насколько он правильно выбрал, исходя из своих возможностей. В десятом классе мы поддерживаем этот выбор психологически. Потом он выбирает себе вуз в соответствии со своими интересами. Это идеальный вариант, на наш взгляд, хотя есть и проблемы.

-Рубрика "На острие" – самые острые вопросы нижегородцев. "Сегодня модными стали слова "инновации", "нанотехнологии". О каких инновациях в образовании может идти речь, если в школах до сих пор боятся подходить к компьютерам?"

-Наверное, тут преувеличено. Если в школе есть достаточное количество компьютеров, а дома – тем более, то компьютеров не боятся. Это раз. Во-вторых, инновации – это новый выбор, новое устройство в школе. Это продиктовано жизнью, это не утопия, а реальность. Возьмем пример, мы ввели профильное обучение. Там достаточно большая зона свободы для школы. Они проходят в бизнес-центрах, там ученики создают новое образовательное пространство. Появляются новые программы. Важно, что эта программа должна родиться и появиться от запроса детей. Тогда эта программа инновационная и нужная.

-"Очень жалко, что здоровье наших детей губится в школах, де качество горячего питания оставляет желать лучшего. Неужели, нельзя ввести нормальные обеды для детей?" У вас как с обедами?

-Нормально. Можно ввести нормальные обеды. Все это зависит от школы, от ее руководства, от качества продуктов и квалификации поваров.

-Какой у вас охват горячим питанием школьников? Дело в том, что глава Нижнего Новгорода Вадим Булавинов сделал замечание, что в некоторых школах охват горячим питанием составляет всего 30-40%. Вопрос в том, что некоторые родители не платят деньги и не обеспечивают детям горячее питание.

-У нас так проблема не стоит. В школьном питании должна быть креативность, выбор. У ребенка всегда должен быть выбор. Организовано специальное питание для малышей, а все остальное ребенок может выбрать – есть два кафе, он может выбрать еду на раздатке. Есть проблемы с питанием, потому что какой-то ребенок не ест кашу. Я тоже чем-то не питаюсь, потому что не люблю. Главная задача – это решить проблему выбора, проблему вариативности. Я посоветую директорам школ выйти на этот путь, когда кафе, столовая являются структурным подразделением, хотя это хлопотно и затратно. Я заинтересован, чтобы были качественные продукты, мы их закупаем сами, проверяем, мы делаем запасы, чтобы в трудную минуту готовить какие-то варианты.

-"Почему у нас говорят, что образование бесплатно, когда в школах не прекращаются поборы на ремонт, на новое оборудование, на химреактивы?"

-Есть родители, которые хотят организовать пространство для детей в своем классе. Я никогда не обращался к родителям в классах, что вот сделайте то, сделайте это. Фактически школу всем необходимым обеспечивает государство. Роскоши мы себе не можем позволить, родители хотят сделать что-то другое. Дети живут в школе целый день, особенно учащиеся начальных классов. Родители создают какие-то фонды, организуют для детей экскурсии, закупают канцелярские товары, питьевую воду. Не могу сказать, что это поборы, это больше традиция. Я всегда говорю всем, что, пожалуйста, милые родители, сделайте это красиво. Не заставляйте тех, кто не может, будьте гуманны к тем, кто социально не защищен. Если поступают деньги, связанные с благотворительностью, то все должно быть официально, у нас ведется бухучет. И каждый родитель может в любой момент посмотреть через Интернет, куда делись деньги.

-Самая известная сейчас детская писательница Джоан Роуллинг, написавшая "Гарри Поттера", в свое время была учителем. Говорят, что учителя – это люди, которые хотят вернуть свое детство.

-Согласен. Я на себе это ощущаю, я вроде бы мужчина уже, но иногда мне хочется, чтобы бутерброд упал маслом вниз.

-Ваша формула успеха, жизненное правило и девиз?

-Я задумываюсь часто об этом. Если очень коротко – глобально мыслить и решать локально. Например, мой сад. Я хочу, чтобы там глобально все было прекрасно, все органично и меня радовало. А все остальное я делаю локально.

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по пятницам в 22.00, повтор программы по субботам в 12.35. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по субботам в 19.05 и на радио "Шансон" по субботам в 15.05 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.

Теги:
Поделиться: