Последние интервью
Новости

Евгений Чупрунов: "Школьный уровень, к великому сожалению, в последние годы падает"

09 ноября 2009 14:14  [6431]
Евгений Чупрунов: Школьный уровень, к великому сожалению, в последние годы падает

Евгений Чупрунов: Школьный уровень, к великому сожалению, в последние годы падает

Биография
Евгений Владимирович Чупрунов
родился 10 марта 1951 года в деревне Игумново Кстовского района в семье учителей. В школе серьезно увлекался астрономией, даже собрал телескоп. По окончании в 1973 году Горьковского государственного университета по специальности "физика" остался работать в альма-матер сначала заместителем, а затем секретарем комитета ВЛКСМ. Начиная с должности ассистента кафедры, он через 13 лет возглавил физический факультет ННГУ. В 2008 году был избран ректором Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Автор более 300 научных работ, доктор физико-математических наук, профессор. Член международного союза кристаллографов.
В 1976 году получил орден "Знак Почета", в 2002 году ему присуждена премия Нижнего Новгорода в области образования.
Женат, имеет троих детей.
Любит проводить свободное время на даче изаниматься садом.

-Говорят, физики очень сухие люди, но есть в нашем городе один физик, который не только умеет играть на баяне, но и целый духовой оркестр создал. У нас в гостях - ректор Нижегородского государственного университета им. Лобачевского Евгений Чупрунов. Евгений Владимирович, здравствуйте.

-Добрый день.

-Неужели на баяне до сих пор играете?

-Да, иногда это удается.

-Но не на собрании ректората?

-Конечно, нет. Это можно себе позволить только в очень узком кругу: для себя или для близких, для тех, кто понимает.

-Насколько я знаю, вас хотели забрать в армию буквально за неделю до защиты кандидатской диссертации.

-Вы очень хорошо осведомлены о подробностях защиты моей диссертации. Действительно, было так. Это был далекий 79-й год, наша Советская армия вдруг решила, что не может обойтись без политработника Е.В. Чупрунова, у которого уже была представлена диссертация на соискание ученой степени кандидата физмат наук.

-Неужели ученые не были нужны?

-Как говорится, это по разным ведомствам. Оказалось, что ученые нужны и в армии. Вы же говорили, что я создал духовой оркестр. Так вот, мой ученый дух, мои способности пригодились для того, чтобы в части, в которой я служил, появился духовой оркестр.

-Я думаю, служить вам было точно не скучно. Чем занимались?

-Меня переквалифицировали в политработники, а в политработниках должностей немного. Я стал начальником клуба. Причем, я сначала не понял своего счастья. Когда я приехал в политуправление округа, два веселых майора, которым, видимо, было скучно, сказали: "А вот должность не пригодилась очень хорошая - начальник клуба. Пойдешь?" А я не понял. Я говорю: "Мужики, а что ж хорошего-то?" - "Как, что? Там же одни балалайки и трубы. Они в самоход не ходят, не стреляют, и так далее, и так далее". Я осознал свое счастье, согласился, и до сих пор не жалею.

-Я думаю, что не жалеют и те, кто с вами служил.

Конечно.

-Рубрика "Без купюр", короткие вопросы - короткие ответы. Ученый - человек, сомневающийся во всем?

-Кроме собственной компетенции.

-Я знаю, что в деревне вы оборудовали собственную обсерваторию. А как пришли в астрономию?

-Очень давно, когда полетел в космос Гагарин, и когда мне удалось его увидеть вживую, я был поражен возможностями и решил все то, о чем пишут в книжках, увидеть собственными глазами. Сначала из-под козырька ладошки, потом захотелось увеличить - сделать телескоп, и так на всю жизнь.

-А при наличии в вузе ректора и президента одеяло друг на друга не перетягиваете?

-Вы имеете в виду только наш вуз или вообще?

-Вообще, и ваш.

-Это разные ответы. Как говорится, в России можно найти пример на любой случай: не стесняйтесь говорить о случаях - найдется пример. Я знаю, что происходят и перетягивания одеяла в разных вузах, я знаю, что бывают даже плохие отношения. У нас, к счастью, этого не произошло по целому ряду причин. Во-первых, у нас президент - очень уважаемый человек, у которого много своей президентской работы. Он представляет университет во властных структурах, в общественных - вместе с ректором, он президент Общественной палаты Нижегородской области, у него достаточно задач и функций, чтобы заниматься этими делами. Университету он помогает так, как это должен делать квалифицированный, умный, уважаемый человек. Мы с ним в этом отношении живем очень хорошо. Я надеюсь, что это будет продолжаться дальше.

-По календарю майя конец света наступит в 2012 году. А вы в мистику верите?

-Я могу посчитать, сколько раз он уже "наступал", и очень надеюсь, что это число бесконечное.

-И, все же, есть ли приметы, в которые вы верите?

-Конечно. Например, я же не могу позволить себе забыть что-то дома, вернуться и не посмотреть в зеркало. Я же должен посмотреть свою прическу, несмотря на то, что это достаточно однообразная картина.

-Женщина - венец творенья?

-Без комментариев.

-Каждый уважающий себя англичанин должен иметь небольшой садик. Вы тоже заядлый садовод?

-Конечно, у меня очень небольшой садик, в полгектара. Так случилось.

-И что же там, в этом садике?

-Цветы.

-Давно это увлечение, или это со временем появилось?

-Я сам не нижегородец. Если цитировать классику, то я в Нижний пришел "за рыбным обозом". Я сельский уроженец, заканчивал сельскую школу, и еще тогда полюбил прелести нашего нечерноземья Волги. И до сих пор этим живу, наслаждаюсь, работаю на земле.

-"В центре внимания" качество образования. Я сейчас смотрю опросы ВЦИОМ: почти половина россиян - 45% - считают, что можно получить престижную высокооплачиваемую работу без высшего образования. Вы с этим согласны или нет? Это угрожает вообще будущему России?

-Я к этому отношусь очень хорошо. К вам пришел техник поставить джакузи - это престижно, это высокооплачиваемо, и это не требует высшего образования. Поэтому в ваших словах никакой угрозы высшему образованию и перспективам нашего научно-технического развития я не вижу. Должна быть масса высокооплачиваемых, престижных, хороших профессий, которые не требуют высшего образования.

-Совсем недавно ННГУ присвоена категория Национальный исследовательский университет. Скажите, что конкретно это дает: а) для преподавательского состава и б) для студентов, которые к вам приходят?

-Это серьезный вопрос. Здесь я, наверное, должен перестать улыбаться и говорить достаточно серьезно. Во-первых, это оценка. Таких вузов в стране всего 14, а классических университетов, которые причислены к этому лику, всего два - кроме нижегородского это еще новосибирский. Больше нет. Но самое главное, это обязанности. Я не знаю, кто придумал такую формулу: деньги в обмен на обязательства. Государство выдает деньги, по российским меркам достаточно приличные, в этом году нам на оборудование выделяется 250 млн. рублей. Правда, с ноября месяца те, кто знает, что такое N94-ФЗ, меня сразу поймут и заулыбаются...

-Проблемы с точки зрения организации закупок...

-Совершенно верно. Но за эти деньги государство от нас требует неких показателей. Причем, не абстрактных - стать лучше, мощнее и прочее, а конкретных: мы должны увеличить выпуск аспирантов на столько-то процентов, увеличить количество патентов на столько-то процентов - по годам. Все это заставляет ректора думать о том, что будет, если этого не произойдет.

-А что будет, если этого не произойдет?

-Многое будет. Как один из вариантов - такое звание могут снять, что совсем плохо.

-То есть, его ни раз и навсегда дали?

-Его дают на десять лет. Теперь о том, что это дает университету. Это дает возможность подтянуть свою материальную базу, главным образом: купить оборудование, поставить новые лаборатории, причем, никаких ограничений, где покупать и у кого, нет. Если вы считаете, что какой-то микроскоп производят в Зеленограде - покупайте в Зеленограде, считаете, что в Оксфорде - покупайте в Оксфорде. Учитывая, что мы выполняли национальный проект и уже базу здорово обновили, это будет уже просто супербаза. Еще это возможность повысить квалификацию: можно послать наших специалистов поучиться работать на этом оборудовании, поучиться методикам и в Европу, и по России. И, конечно, это дает нам брэнд, если хотите.

-Вы ожидаете, что еще большее количество студентов будет стоять в очереди на факультеты ННГУ?

-Я надеюсь. Пусть эта очередь никогда не кончается.

-Кстати, про очередь. В этом году очередь регулировалась чуть по-другому - единый государственный экзамен сдавался. Удалось ли вам в этом году набрать более сильный состав студентов, чем в прошлом или нет?

-Я на этот вопрос вам не отвечу. Я физик, или, как лет 200 назад говорили, естествоиспытатель. Передо мной должен быть объект, должно пройти полгода, и студенты должны сдать первую сессию. Тогда мы можем сказать, лучше они или хуже. Если так пофантазировать, я не думаю, что много лучше, скажем мягко.

-Кстати, не планируете ли вы какие-то дополнительные испытания для тех, кто поступает в ННГУ?

-Нет. Мы не планируем. Я не очень понимаю, зачем они нужны. Убедиться, что студенты чего-то не знают? Для этого не нужны какие-то дополнительные испытания: они придут, сядут за парту, и мы поймем, чему их еще надо научить. Тем более, что мы так живем и работаем достаточно давно - доучиваем, поскольку школьный уровень, к великому сожалению, в последние годы падает. Наверное, и ЕГЭ вводится в связи с этим. Мы предпочитаем доучить, поэтому не устраиваем специальных контрольных работ, как в МГУ, чтобы показать: все, что по ЕГЭ пришло, плохо. На месте реагируем. Доучим, было бы желание.

-Рубрика "На острие", самые острые вопросы нижегородцев. Елена Степанюк, предприниматель: "Ко мне регулярно приходят выпускники различных вузов, и всех их приходится сначала учить работать по специальности, хотя образование у них профильное. Почему сегодня дают высшее образование, которое нельзя применить на практике?

-Я отвечу на этот вопрос. Это всегда так. Давайте пошире возьмем, если это возможно. Сейчас очень модная тема: давайте привлечем работодателей к тому, чтобы обучать детей. А давайте посмотрим, что произойдет. Предпринимателю Елене Степанюк сегодня надо специалистов, которые обладают определенными навыками. Что она должна сделать? Она должна прийти в вуз и сказать: "Подготовьте мне такого специалиста". Естественно, декан, заведующий кафедрой или ректор спросит ее: "Скажите, а вам с какого момента его готовить: с первого курса, с третьего курса, и готового возьмете?". Понятно, она возьмет то, что есть. Представим себе, что она умная женщина, и скажет: "Вы мне с третьего подготовьте, я поучаствую". Технологии сейчас, как говорят, меняются каждые пять лет, поэтому я боюсь, что ее заказ за три года настолько устареет, что все равно будет не то. Поэтому готовить студента на конкретные рабочие места можно в очень короткое время. Если же мы говорим о специалисте с высшим образованием, то он, все-таки, должен доучиваться обязательно в конкретном месте, на конкретной работе.

-Это нормальная практика.

-Конечно. Максимум, что можно сделать: он на пятом курсе обучается, Елена Степанюк его приглядела и на практику взяла к себе. Тогда вуз дает "нетленку", то, что пригодится ему через 15 лет, и ей, кстати, тоже. А она его научит тому, что он пришел 1 августа, сел на рабочее место, и уже знает, в какие столбики что записывать, Windows или Excel он будет пользоваться, и что он будет считать. Поэтому хорошее образование не должно готовить человека на рабочее место - оно должно давать базу, на которой очень легко дать необходимые навыки.

-Степан Трофимов, Нижегородский район: "Почему до сих пор высшее образование у нас бесплатное? Почему не сделать его платным, а студенты заключали бы контракты на обучение с различными компаниями, которые оплачивали бы их образование за будущее трудоустройство?" Но вы частично свою позицию уже сказали.

-Это вопрос не ко мне - это вопрос к руководству государства. Но оно у нас не все, простите, бесплатное, оно у нас частично и платное. У нас количество платных и бесплатных мест сравнимо, поэтому я не вижу какой-то большой трагедии в этом.

-Вопрос от читателей газеты "Аргументы и факты - Нижний Новгород", Ольга Никифорова: "После 91-го года большое количество ученых и преподавателей, составляющих гордость нашей науки, выехало за рубеж. Что нужно сделать для реализации трудоустройства в вузах необходимых стране и подготовленных научно-педагогических работников?

-Я хочу сказать, что количество выехавших и количество трудоустроившихся у нас в стране, все-таки, в пользу нашей страны. Мы продолжаем работать, учить. Я не уехал, хотя в 91-м...

-Предлагали?

-...мне было еще немного лет, я бы мог это еще совершенно спокойно сделать. Это уж сейчас вряд ли я куда-то смогу. Может быть, не все так страшно, хотя, конечно, проблема эта есть. А решение ее тоже понятное: человек должен знать, что, получив диплом, он приобретает материальные и духовные блага: он сможет жить, он сможет жениться, купить жилье и т.д. Ответ это реальный, тем более, довольно часто об этом говорится и на высшем уровне. Все рецепты понятны. Кого мы хотим оставить, тому мы должны платить деньги и давать блага. Все рецепты известны - изобретать ничего не надо.

-Английский физик Поль Дирак в 1933 году получил Нобелевскую премию. Он хотел от нее отказаться, потому что ненавидел рекламу. Но затем его уговорили получить Нобелевскую премию, сказав, что, если он откажется, это будет еще большая реклама. Скажите, а что для вас самая большая награда?

-Не знаю, честно вам говорю. Не задумывался на эту тему. Это достаточно абстрактный вопрос и коварный, я бы сказал. Коварный вопрос - это вопрос, который кажется очень простым, а когда ты даешь ответ, сразу понимаешь, что ты ошибся.

-А какой вы хотели дать ответ?

-Не скажу. Ты поправляешься, и сразу понимаешь, что ошибся еще более. Ты пытаешься еще раз, уже безнадежно, поправиться и понимаешь, что разговор этот надо прекратить.

-Хорошо. Какая у вас формула успеха, есть ли жизненное правило, которому вы следуете, которое можно считать вашим жизненным девизом?

-Жизненного девиза нет, но нечто похожее на такую формулу я вам могу сказать: "Работай. Будь собой! Наслаждайся жизнью!!!"

Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по субботам в 19.05 и на радио "Шансон" по субботам в 15.05 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.

Поделиться: