Архив НТА. Copyright © 1999-2006 НТА
Виктор Клочай: Работа правительства идет эффективно, хотя резервов по повышению ее эффективности много
Виктор Владимирович, можно ли сказать, что команда правительства Нижегородской области сформирована? Как Вы оцениваете работу областного правительства на данном этапе?
На мой взгляд, команда сформирована и способна решить практические вопросы управления регионом. Оценивать работу правительства – прерогатива губернатора, Законодательного собрания, общественности. Но в целом работа, на мой взгляд, идет удовлетворительно, хотя резервов по повышению эффективности работы правительства много.
Вы ушли из экономики в политику. Не жалеете о совершенном поступке?
Не жалею. Политика и бизнес для меня интересны по-своему. Меня беспокоит тот факт, что на протяжении многих лет целый ряд потенциальных возможностей, которые имеет Нижегородская область, не реализовывались. Есть осознание необходимости того, что надо ситуацию улучшать и исправлять, добиваться очень конкретных результатов, двигаться вперед. Я чувствую себя нижегородцем и мне не безразлично то, что происходит на нижегородской земле. Мне нравится Нижегородская область, и я хочу, чтобы она развивалась и процветала. Я приложу для этого все усилия.
Руководство Нижнего Новгорода и Нижегородской области – "единоросы". А Вы не собираетесь вступить в какую-либо партию?
Даже как-то не задумывался об этом. После КПСС я больше никуда не вступал. На самом деле, то, что делает "Единая Россия" сегодня – заслуживает достаточно серьезного внимания и высокой оценки, на мой взгляд.
Насколько целесообразно развитие рынка авиаперевозок, о котором в последнее время много говорится в региональном правительстве? Не каждый может себе позволить купить авиабилет ну, скажем, до Казани…
Задача стоит сделать авиаперелеты доступными. Не может билет до Москвы стоить 15 тыс. рублей, пусть даже в бизнес-классе. Авиакомпания "Сибирь" – яркий пример. Я понимаю, "Боинг" летает, все хорошо, с одним "но": дорого. Таких цен даже в Европе нет, я уже про Соединенные Штаты не говорю.
На самом деле это вопрос организации эффективной работы компании перевозчика и работы самой инфраструктуры с минимальными издержками. Эксплуатационные расходы должны быть как можно более низкими. Это самая сложная задача. Российское самолетостроение, к сожалению, находится в достаточно тяжелом положении, а импортная техника, как правило, не сертифицирована, и мы сталкиваемся с проблемой сертификации, и как следствие, проблемой дополнительных затрат. Тем не менее, варианты есть.
Вы утверждаете, что авиабилет до Москвы за 500 долларов это дорого. А сколько, по-вашему, должен стоить авиационный билет?
Билет в бизнес-классе должен стоить в два, два с половиной раза меньше.
Международный аэропорт "Нижний Новгород" в этом году получит деньги на ремонт взлетно-посадочной полосы?
Мы получили подтверждение о выделении денег из федерального бюджета. Деньги запланированы, но, к сожалению, это не те средства, которые позволят завершить ремонт. Будем и дальше работать в этом направлении вместе с нижегородскими депутатами Государственной думы и представителями Нижегородской области в Федеральном собрании РФ.
Как обстоят дела с авиакомпанией "Волга-Авиа"? Удалось ли разобраться с собственниками акций?
Сейчас мы проводим системный анализ компании. С кем и как она работает, каким летным составом, и какими иными специалистами она располагает. Хочу отметить, что правительство области контролирует ситуацию и намерено выкупить все 100% акций в областную собственность. Сейчас области принадлежит 50 процентов акций. Дело осложняется тем, что лицензии на право перевозок "Волга-Авиа" не имеет, и она просто сдает свои самолеты в аренду. Вероятно, и мы будем летать под флагом другой авиакомпании, потому что вот так запросто лицензию не получишь, но зато самолеты будут наши.
На открытии форума "Россия единая" много говорилось о том, что правительство области поддержит ВЗАО "Нижегородская ярмарка". Какие меры сейчас предпринимаются правительством? Кто следит за судебной тяжбой ярмарки с "Fokker development Inc"?
Губернатор лично контролирует эту ситуацию. Юридическая служба и соответствующий департамент при правительстве Нижегородской области следят за ходом суда. Кроме того, не так давно в структуре правительства появился заместитель губернатора Нижегородской области по развитию имущественно-земельных отношений, предпринимательства, охране окружающей среды и объектов культурного наследия Ирина Живихина. Это ее компетенция, она достаточно активно вникает во все процессы, у нее очень хороший опыт работы.
Правительство приобретет 100 больших автобусов в 2006 году. Решит ли это проблему пассажирских перевозок? Сколько реально автобусов необходимо городу?
Да, разумеется, этого числа недостаточно. 100 автобусов – это минимальная цифра для реализации программы возрождения социального автотранспорта в областном центре.
Губернатор поставил задачу перед нами увеличить закупки автобусов в 3-4 раза. Мы над этой задачей работаем.
Вы сказали – увеличить закупки в 3-4 раза. К какому году и где будете брать деньги?
Мы уже приступили к реализации программы. Автобусы будут приобретаться по лизинговой схеме. Параллельно ведется работа по сокращению издержек работы автопредприятий и продаже площадей тех из них, которые были расформированы в результате укрупнения автопарков. Параллельно правительством ведется поиск дополнительных источников финансирования. Планируем в этом году закончить.
Насколько инвестиционно привлекательна Нижегородская область для крупных западных компаний? Почему многие западные компании – такие, как, например, "Toyota" и "Nissan" предпочли Нижегородской области другие регионы?
Нижегородская область очень привлекательна с точки зрения привлечения инвестиций. Во многом этому способствует ее удачное географическое расположение, большой научно-промышленный потенциал, высококвалифицированные кадры. Проблема с привлечением крупных компаний, мне кажется, состоит в том, что сегодня крупные игроки на мировом рынке знают в России только два города – Москву и Санкт-Петербург. Когда говоришь "Нижний Новгород", они всегда переспрашивают – "Что? Где он находится?". Это еще одна задача, которую нам предстоит решить: нам нужно подготовить материалы и распространять информацию о территории, презентовать область на внутрироссийском и международном уровнях.
Еще один фактор – это логистика. Хотя, на мой взгляд, компании сильно заблуждаются, когда ориентируется на припортовые территории. С одной стороны, любая компания начинает со сборочного производства, то есть она везет готовые элементы кузова, агрегаты и так далее. Им лучше все в порту выгрузить и сразу же здесь начинать сборку, чем вести дальше, скажем, до Нижнего Новгорода. Но когда нужно будет организовать производство компонентов, преимущество Москвы и Санкт-Петербурга сразу утрачивается, зато проявляется наше преимущество. У нас имеется готовая инфраструктура, есть корпуса, где достаточно поставить нужное оборудование и начинать производство.
В Нижегородской области не хватает газа и электричества? Стало известно переговорах с "Газпромом", о планах брать электричество с Костромской ГЭС. Губернатор Шанцев заявил о том, что вопрос о достройки Горьковской АТЭС не стоит. Как область будет строить свою политику в части энергообеспечения?
На самом деле, на сегодняшний день какой-то большой нехватки газа и электричества в области нет. Но, по мере развития промышленности, дефицит будет, и эта тема, которая находится в центре внимания правительства Нижегородской области.
У нас уже есть предложения к Министерству экономического развития РФ и главе этого ведомства Герману Грефу. Есть предложения и к РАО "ЕЭС России". Этот вопрос курирует лично губернатор Валерий Шанцев.
Кроме того, к 2007 году будут построены две новых линии электропередач: ЛЭП-500 кВ от Костромской ГРЭС до Нижнего Новгорода и ЛЭП-220 кВ, проходящая через северные районы Нижегородской области. Это позволит ликвидировать существующий дефицит энергоресурсов Нижегородской области. РАО "ЕЭС России" намерено вложить в строительство новых ЛЭП более 3-х млрд. рублей. Предполагается также финансирование проекта за счет бюджетных и внебюджетных средств. Надо отметить, что с ОАО "Промгаз" (дочерняя структура ОАО "Газпром") достигнуто соглашение о разработке генеральной схемы газоснабжения и газификации Нижегородской области. Реализация схемы даст возможность полностью решить все вопросы газообеспечения, в том числе промышленных предприятий Нижнего Новгорода и Дзержинска.
Уже решен вопрос по включению в план работ на 2006 год проектирования газораспределительной станции "Горбатовка", введение в эксплуатацию которой позволит улучшить газоснабжение промышленных потребителей и электростанций. В перечень проектно-изыскательских работ на этот год включен и газопровод Красные Баки – Урень протяженностью 70 км. Строительство этого газопровода решит проблему газификации северных районов области.
Архив НТА. Copyright © 1999-2006 НТА