Последние интервью
Последние новости рубрики Экономика
Экономика

Архив НТА. Copyright © 1999-2006 НТА

Виктор Клочай: "Работа правительства идет эффективно, хотя резервов по повышению ее эффективности много"

02 февраля 2006 15:48  [3782] Экономика
Виктор Клочай: Работа правительства идет эффективно, хотя резервов по повышению ее эффективности много

Виктор Клочай: Работа правительства идет эффективно, хотя резервов по повышению ее эффективности много

НТА - Арсений Соловей

Вице-губернатор, первый заместитель председателя правительства Нижегородской области по развитию научно-производственного и экономического потенциала Виктор Клочай в эксклюзивном интервью корреспонденту Нижегородского телеграфного агентства рассказывает о планах правительства Нижегородской области по привлечению инвестиций в экономику региона, о ходе реформы пассажирского автотранспорта в областном центре, о планах по развитию нижегородского аэроузла и об основных проблемных вопросах экономики и промышленности региона.

Виктор Владимирович, можно ли сказать, что команда правительства Нижегородской области сформирована? Как Вы оцениваете работу областного правительства на данном этапе?

На мой взгляд, команда сформирована и способна решить практические вопросы управления регионом. Оценивать работу правительства – прерогатива губернатора, Законодательного собрания, общественности. Но в целом работа, на мой взгляд, идет удовлетворительно, хотя резервов по повышению эффективности работы правительства много.

Вы ушли из экономики в политику. Не жалеете о совершенном поступке?

Не жалею. Политика и бизнес для меня интересны по-своему. Меня беспокоит тот факт, что на протяжении многих лет целый ряд потенциальных возможностей, которые имеет Нижегородская область, не реализовывались. Есть осознание необходимости того, что надо ситуацию улучшать и исправлять, добиваться очень конкретных результатов, двигаться вперед. Я чувствую себя нижегородцем и мне не безразлично то, что происходит на нижегородской земле. Мне нравится Нижегородская область, и я хочу, чтобы она развивалась и процветала. Я приложу для этого все усилия.

Руководство Нижнего Новгорода и Нижегородской области – "единоросы". А Вы не собираетесь вступить в какую-либо партию?

Даже как-то не задумывался об этом. После КПСС я больше никуда не вступал. На самом деле, то, что делает "Единая Россия" сегодня – заслуживает достаточно серьезного внимания и высокой оценки, на мой взгляд.

Насколько целесообразно развитие рынка авиаперевозок, о котором в последнее время много говорится в региональном правительстве? Не каждый может себе позволить купить авиабилет ну, скажем, до Казани…

Задача стоит сделать авиаперелеты доступными. Не может билет до Москвы стоить 15 тыс. рублей, пусть даже в бизнес-классе. Авиакомпания "Сибирь" – яркий пример. Я понимаю, "Боинг" летает, все хорошо, с одним "но": дорого. Таких цен даже в Европе нет, я уже про Соединенные Штаты не говорю.

На самом деле это вопрос организации эффективной работы компании перевозчика и работы самой инфраструктуры с минимальными издержками. Эксплуатационные расходы должны быть как можно более низкими. Это самая сложная задача. Российское самолетостроение, к сожалению, находится в достаточно тяжелом положении, а импортная техника, как правило, не сертифицирована, и мы сталкиваемся с проблемой сертификации, и как следствие, проблемой дополнительных затрат. Тем не менее, варианты есть.

Вы утверждаете, что авиабилет до Москвы за 500 долларов это дорого. А сколько, по-вашему, должен стоить авиационный билет?

Билет в бизнес-классе должен стоить в два, два с половиной раза меньше.

Международный аэропорт "Нижний Новгород" в этом году получит деньги на ремонт взлетно-посадочной полосы?

Мы получили подтверждение о выделении денег из федерального бюджета. Деньги запланированы, но, к сожалению, это не те средства, которые позволят завершить ремонт. Будем и дальше работать в этом направлении вместе с нижегородскими депутатами Государственной думы и представителями Нижегородской области в Федеральном собрании РФ.

Как обстоят дела с авиакомпанией "Волга-Авиа"? Удалось ли разобраться с собственниками акций?

Сейчас мы проводим системный анализ компании. С кем и как она работает, каким летным составом, и какими иными специалистами она располагает. Хочу отметить, что правительство области контролирует ситуацию и намерено выкупить все 100% акций в областную собственность. Сейчас области принадлежит 50 процентов акций. Дело осложняется тем, что лицензии на право перевозок "Волга-Авиа" не имеет, и она просто сдает свои самолеты в аренду. Вероятно, и мы будем летать под флагом другой авиакомпании, потому что вот так запросто лицензию не получишь, но зато самолеты будут наши.

На открытии форума "Россия единая" много говорилось о том, что правительство области поддержит ВЗАО "Нижегородская ярмарка". Какие меры сейчас предпринимаются правительством? Кто следит за судебной тяжбой ярмарки с "Fokker development Inc"?

Губернатор лично контролирует эту ситуацию. Юридическая служба и соответствующий департамент при правительстве Нижегородской области следят за ходом суда. Кроме того, не так давно в структуре правительства появился заместитель губернатора Нижегородской области по развитию имущественно-земельных отношений, предпринимательства, охране окружающей среды и объектов культурного наследия Ирина Живихина. Это ее компетенция, она достаточно активно вникает во все процессы, у нее очень хороший опыт работы.

Правительство приобретет 100 больших автобусов в 2006 году. Решит ли это проблему пассажирских перевозок? Сколько реально автобусов необходимо городу?

Да, разумеется, этого числа недостаточно. 100 автобусов – это минимальная цифра для реализации программы возрождения социального автотранспорта в областном центре.

Губернатор поставил задачу перед нами увеличить закупки автобусов в 3-4 раза. Мы над этой задачей работаем.

Вы сказали – увеличить закупки в 3-4 раза. К какому году и где будете брать деньги?

Мы уже приступили к реализации программы. Автобусы будут приобретаться по лизинговой схеме. Параллельно ведется работа по сокращению издержек работы автопредприятий и продаже площадей тех из них, которые были расформированы в результате укрупнения автопарков. Параллельно правительством ведется поиск дополнительных источников финансирования. Планируем в этом году закончить.

Насколько инвестиционно привлекательна Нижегородская область для крупных западных компаний? Почему многие западные компании – такие, как, например, "Toyota" и "Nissan" предпочли Нижегородской области другие регионы?

Нижегородская область очень привлекательна с точки зрения привлечения инвестиций. Во многом этому способствует ее удачное географическое расположение, большой научно-промышленный потенциал, высококвалифицированные кадры. Проблема с привлечением крупных компаний, мне кажется, состоит в том, что сегодня крупные игроки на мировом рынке знают в России только два города – Москву и Санкт-Петербург. Когда говоришь "Нижний Новгород", они всегда переспрашивают – "Что? Где он находится?". Это еще одна задача, которую нам предстоит решить: нам нужно подготовить материалы и распространять информацию о территории, презентовать область на внутрироссийском и международном уровнях.

Еще один фактор – это логистика. Хотя, на мой взгляд, компании сильно заблуждаются, когда ориентируется на припортовые территории. С одной стороны, любая компания начинает со сборочного производства, то есть она везет готовые элементы кузова, агрегаты и так далее. Им лучше все в порту выгрузить и сразу же здесь начинать сборку, чем вести дальше, скажем, до Нижнего Новгорода. Но когда нужно будет организовать производство компонентов, преимущество Москвы и Санкт-Петербурга сразу утрачивается, зато проявляется наше преимущество. У нас имеется готовая инфраструктура, есть корпуса, где достаточно поставить нужное оборудование и начинать производство.

В Нижегородской области не хватает газа и электричества? Стало известно переговорах с "Газпромом", о планах брать электричество с Костромской ГЭС. Губернатор Шанцев заявил о том, что вопрос о достройки Горьковской АТЭС не стоит. Как область будет строить свою политику в части энергообеспечения?

На самом деле, на сегодняшний день какой-то большой нехватки газа и электричества в области нет. Но, по мере развития промышленности, дефицит будет, и эта тема, которая находится в центре внимания правительства Нижегородской области.

У нас уже есть предложения к Министерству экономического развития РФ и главе этого ведомства Герману Грефу. Есть предложения и к РАО "ЕЭС России". Этот вопрос курирует лично губернатор Валерий Шанцев.

Кроме того, к 2007 году будут построены две новых линии электропередач: ЛЭП-500 кВ от Костромской ГРЭС до Нижнего Новгорода и ЛЭП-220 кВ, проходящая через северные районы Нижегородской области. Это позволит ликвидировать существующий дефицит энергоресурсов Нижегородской области. РАО "ЕЭС России" намерено вложить в строительство новых ЛЭП более 3-х млрд. рублей. Предполагается также финансирование проекта за счет бюджетных и внебюджетных средств. Надо отметить, что с ОАО "Промгаз" (дочерняя структура ОАО "Газпром") достигнуто соглашение о разработке генеральной схемы газоснабжения и газификации Нижегородской области. Реализация схемы даст возможность полностью решить все вопросы газообеспечения, в том числе промышленных предприятий Нижнего Новгорода и Дзержинска.

Уже решен вопрос по включению в план работ на 2006 год проектирования газораспределительной станции "Горбатовка", введение в эксплуатацию которой позволит улучшить газоснабжение промышленных потребителей и электростанций. В перечень проектно-изыскательских работ на этот год включен и газопровод Красные Баки – Урень протяженностью 70 км. Строительство этого газопровода решит проблему газификации северных районов области.

Поделиться: