Последние интервью
Новости

Валерий Шанцев: "Нам не на трехдневную работу надо переходить в условиях кризиса, а на шестидневную"

23 января 2009 16:25  [4365]
Валерий Шанцев: Нам не на трехдневную работу надо переходить в условиях кризиса, а на шестидневную

Валерий Шанцев: Нам не на трехдневную работу надо переходить в условиях кризиса, а на шестидневную

НИА "Нижний Новгород" - Арсений Соловей

– Валерий Павлинович, Вы долгое время до прихода в Нижегородскую область руководили столичным мегаполисом. Наш регион – это в основном сельские города и поселения. Какие уроки Вы смогли извлечь для себя за этот сложный период работы на посту губернатора? Какие критерии Вы предъявляете главам районов? И стала ли Вам родной и понятной нижегородчина?

- Нижегородская область, конечно же, стала для меня родной, потому что я здесь узнал много людей, увидел и ощутил на себе всю красоту нижегородской природы, ауры, которая идет из глубины веков. Я сейчас с удовольствием исполняю песню, которая была написана без меня, но как будто про меня. Особенно мне нравится последний куплет: "Что говорить, я люблю Петербург и Москву, разлюбить их никогда не смогу, а вот Нижний Новгород – это значит домой". Мне здесь комфортно работается, я вижу, что плоды моего труда появляются прямо на глазах. В Москве я был одним из руководителей, а здесь я первый руководитель, многие из моих идей претворяются в жизнь гораздо легче, потому что мне не надо их ни с кем согласовывать. Работать первым руководителем всегда легче, если ты хочешь что-то сделать, чем вторым, третьим, пятым.

Разница между Москвой и Нижним большая. Москва – это город, который имеет большой финансовый ресурс, там гораздо больше налогооблагаемая база, чем у нас. Сегодня доходы бюджета в Москве в 10 раз больше, чем у нас, а численность населения лишь в 3 раза больше. А проблемы одни и те же: образование, здравоохранение, культура, спорт, благоустройство, дороги и так далее.

Я уже рассказывал о первых своих впечатлениях на посту губернатора, когда ко мне пришел Сергей Васильевич Наумов и сказал, что к 1 сентября не будет запущена в эксплуатацию одна школа. Надо 24 тысячи рублей, а в Минфине таких денег не было. Я понял, что ситуация чревата последствиями. Поэтому первой моей целью на посту губернатора было найти нужный финансовый ресурс.

За 3 года мы прошли от 33 млрд. рублей доходов до 105 млрд. рублей. На эти деньги нужно решать такие задачи, которых в Москве просто нет. Там поликлиник, которые были бы построены в 20-30-е годы. Там нет домов культуры, которые построили еще первые комсомольцы. По пропускной способности спортивных сооружений в 2005 году Нижегородская область занимала последнее место в ПФО.

Поэтому задач громадье, а ресурсов мало, но делать надо, я не привык плакаться, я привык работать. Моя работа с главами районов носила именно такой характер.. Когда с главами районов мы обсудили ситуацию, то поняли, что некоторые функции они не могут выполнять, так как у них мало ресурсов. Именно поэтому мы начали менять областное законодательство с тем, чтобы функции по земельным и финансовым ресурсам они передали правительству на добровольной основе.

В Нижегородской области не было ни главного архитектора, ни архитектурно-планировочного управления, разные люди управляли развитием застройки области. И таких вопросов было много. Надо было все это понять и начинать работать. Я уважаю тех глав районов, которые работают инициативно, решают вопросы по своей компетенции, я их поддерживаю. Раз в месяц мы встречаемся на совещаниях, обсуждаем все насущные, горячие вопросы, разработали программы по развитию каждого района. Я большинством глав вполне доволен. У нас сложился хороший, деловой контакт.

- Валерий Павлинович, в самом начале своей работы в качестве губернатора Нижегородской области вы дали понять, что не будете мириться с безалаберностью, безответственностью в вопросах наведения чистоты и порядка не только в областном центре, но и в районных центрах, сельских поселениях. Насколько эффективно, на Ваш взгляд, наряду с другими очень важными масштабными проблемами, решаются эти вопросы сегодня и в Нижнем Новгороде, и в районах области?

- На эту проблему меня натолкнул первый день моей работы, когда я ехал с работы домой в Зеленый город и вдруг увидел в лесу здоровенную свалку. Выяснил – Кстовский район. Я звоню главе района. Он мне отвечает, что не знает, чья это свалка, что у него нет таких функций, чтобы заниматься свалками. Тогда я твердо определил для себя, что если он не знает, тогда я должен узнать. В течение двух дней мы эту свалку убрали, я нашел людей, кто этим обязан в области заниматься.

В этой сфере нужна четкая дисциплина. Мы уже создали областную административно-техническую инспекцию. Количество свалок сократилось резко, города области стали чище. Кроме этого, мы объявили конкурс на благоустройство по районным центрам, каждый год подводим итоги, награждаем победителей. Каждый год делаем пилотный проект по одному городу. Уже привели в порядок Городец, Выксу, Семенов, сейчас определяем следующий город на 2009 год. Мы видим, что уже и жители включились в эту работу, начинают цветы около своих домов сажать, ремонтировать заборы, убирать мусор с улиц.

Кроме того, саму систему уборки территории надо строить по-новому. Нам надо сделать 7 межрайонных полигонов, 50 мусороперегрузочных станций, закупить 180 современных мусоровозов и 21 тысячу европейских контейнеров. У нас есть уже 13 тысяч контейнеров и 90 современных мусоровозов работает. Полигон в Игумнове вызывал всегда самое большое количество нареканий. Сейчас серьезная австрийская фирма берется за его рекультивацию, вкладывает туда 4 млрд. рублей. Будем продолжать требовать от районов и дальше заниматься этим вопросом.

- Валерий Павлинович, в 2008 году правительством области была утверждена комплексная программа развития Городецкого района до 2011 года "Городец –XXI век", которая предполагает и значительные финансовые расходы и существенные преобразования в регионе. В современных условиях нестабильной экономической ситуации есть ли уверенность в том, что программа будет реализована? Какова, на Ваш взгляд, в целом судьба подобных программ развития производительных сил других районов области?

- Каждый район нашей области должен иметь перспективы выхода на самоокупаемость. Если у какой-то структуры нет ресурса, то власть становится беспомощной. Нам важно было то, чтобы первые эшелоны власти, с которыми население в первую очередь имеет дело, были эффективными. Мы поставили главам МСУ задачу выйти на самоокупаемость к 2010 году. Такие программы разработаны в каждом районе. В большинстве районов они выполняются. Но в ряде районов приходится корректировать планы, особенно в нынешних условиях. Такая сложная ситуация, по моим оценкам, будет еще примерно в течение 2-3 лет. Надо будет сокращать расходы, увеличивать доходы, работать в ручном режиме с каждым предприятием, особенно поддерживать малый бизнес, создавать семейные предприятия, чтобы как можно больше людей трудилось. Лекарство от кризиса только одно - напряженная работа. А программы развития производительных сил – это тот инструмент, который должен нас вытаскивать из этой ситуации.

Что касается Городца, то мы, учитывая красоту этого города, обратили внимание на то, что нужно привести его в порядок. Мы провели работы по ремонту дорог, фасадов, кровель, по сбору мусора. На этом программа не останавливается. Надо заниматься и промышленностью, и сельским хозяйством, и туризмом, и торговлей. Кстати, в Городце для развития туризма есть очень серьезные возможности, там уже строится новая гостиница. Уже сейчас поток туристов увеличился в 2 раза. Надо использовать эти возможности, и мы будем помогать районам реализовывать эти программы даже в этих сложных условиях, потому что сегодня инвестор более тщательно, чем раньше, будет думать, где и в каких объемах ему реализовать проект.

Недавно один из депутатов Госдумы от Нижегородской области сказал, что в регионе не появилось ни одного крупного промышленного производства и региональный валовый продукт за год не изменился. Может быть, есть какая-то закрытая информация от СМИ?

- У нас региональный валовой продукт увеличился в 2 раза за последние 3 года и составляет сейчас 600 млрд. рублей. Это реальная статистика, эти данные всегда открыты. Мы крупных инвесторов оцениваем по их объему капитализации, а не по названию. Недавно мы заложили завод "Либхерр", у них 200 млн. рублей объем капитализации, 600 новых рабочих мест, 80 тысяч кв. метров площадей производства. Около Выксы мы построили новый литейно-прокатный комплекс, который имеет обороты равные 1/10 нашего годового оборота. На Кстовском нефтеперерабатывающем заводе мы начали крекинг нефти на 6 млн. тонн – это 50-60 млрд. рублей оборота в год. Кроме того, уже выделена площадка для строительства завода по производству 330 тысяч тонн ПВХ, а сегодня в России выпускается всего 600 тысяч тонн. Всего же на инвестиционном совете уже рассмотрено 2700 инвестиционных проектов, их капитализация равна около 1 трлн. рублей, они предполагают создание 145 тысяч новых рабочих мест с совершенно другой технологией.

- В Арзамасе немало предприятий, связанных с машиностроением, в частности, поставляющих комплектующие на конвейеры "ГАЗа". Работают они сейчас не с полной нагрузкой. Где-то сотрудников отправляют в частично оплачиваемые отпуска, где-то начинается сокращение штатов. Что делает областное правительство, чтобы стабилизировать ситуацию на крупных нижегородских предприятиях автопрома и в экономике области в целом?

- Еще в 2008 году мы разработали план мероприятий, который утвердило правительство. Каждый день работает координационный совет под моим председательством, мы смотрим, как выполняется этот план по стабилизации экономической ситуации в регионе. Всего у нас 6 предприятий попало в список тех, кем занимается российское правительство.

Почему сложилась такая ситуация на "ГАЗе" и целом ряде других предприятий? Прежде всего, потому, что резко упало потребление. Сегодня на автомобиль заказов в 2 раза меньше, чем было в 2008 году, когда было продано 200 тысяч автомобилей, причем из них 60% - за наличный расчет. Это не объяснить экономически, это объяснимо только с точки зрения психологии: люди хотят подождать, подержать у себя деньги, не покупать пока автомобиль, а вдруг потом возникнет какая-то проблема, а у тебя и денег нет.

Мы регулярно смотрим ситуацию на наших торговых точках, дилерских центрах и заметили, что за последнюю неделю спрос активизировался, люди начали появляться в магазинах, закончился страх, терпение. Вот, например, что такое "ГАЗель"? Это основная боевая машина нашей торговли и логистики. Ни одна иностранная модель не выдержит наших условий, кроме "ГАЗели", которая адаптирована на Россию. Поэтому если мы в этом году не набираем и 100 тысяч автомобилей, то вы понимаете, какие трудности создаются на "ГАЗе". Предприятие заняло такую позицию: не производить автомобили в никуда. Машины стареют, а запасные части нужны. Плюс кредитная система, которая получила пробоины в некоторых банках. Ведь такие крупные предприятия работают на большой оборотке, для этого нужны кредиты, а когда у них не получилось, то оборот у них снижается. Сейчас и этот вопрос почти решен.

Я лично почти два месяца в ручном режиме занимался нашими нижегородскими банками. Мы спасли все банки: у нас нет ни одного банка, который развалился бы и не выполнил своих обязательств. Были два очень проблемных банка: "Нижегородпромстройбанк" и ГБ "Нижний Новгород". Но мы использовали все возможности, в том числе и государства, чтобы спасти их, и сейчас они работают в том режиме, в котором и должны работать. Теперь надо также поправить ситуацию в реальном секторе экономики. Пока банки еще считают, что в таких условиях они могут нажиться, поднять процент, ввести какие-то дополнительные условия. Никто один у нас не спасется. Если банки будут продолжать себя так вести, то их клиенты обанкротятся. Мы все должны объединиться и повышать внутренний потребительский спрос. Если у тебя есть деньги и нужна квартира, то иди и купи эту квартиру, потому что рассчитывать на то, что она через какое-то время станет дешевле, бессмысленно. Чем меньше будет строиться жилья, тем оно будет дороже, чем меньше будет производиться автомобилей, тем дороже они будут: ну какой чудак будет продавать их дешевле себестоимости? Это значит, что каждый день ты будешь приближать себя к банкротству. Мы должны понять, что никакие внешние силы нас не спасут, только сами себя мы можем спасти. Почему многие наши предприятия, которые работали на экспорт, сегодня в плохом положении? Потому что в условиях мирового кризиса все страны закрыли свои рынки. Нам не на трехдневную работу надо переходить в условиях кризиса, а на шестидневную. Вот когда мы начнем больше работать, тогда мы можем себе сказать, что мы из кризиса выходим. А если меньше работать, то мы будем приближаться к такому состоянию, которое называется банкротством. Я хочу, чтобы главы МСУ у себя в районах такое разъяснение делали. Чем всегда отличалась Россия и русский народ? У нас никогда не было простого времени, вспомните трагические страницы нашей истории. И мы побеждали только тогда, когда мы собирали в кулак всю свою волю, силу, когда мы не делили вопросы на районные, городские, республиканские, когда каждый на своем посту делал свое дело. Вот что нужно делать для выхода из кризиса.

- В начале года главной новостью в России был газовый кризис. Нам показывали и рассказывали о том, как европейские страны переживают недостаток или отсутствие газа. Но ведь газоснабжение актуально и для многих районов области. В 2008 году в Воротынском районе проложили 60 км газопровода, в этом году также планировали большой участок. Не будут ли свернуты областные и федеральные программы по газификации в условиях финансовой экономии областного бюджета?

- Областные и федеральные программы по газификации в условиях финансовой экономии областного бюджета свернуты не будут. Программы по газификации у нас сверстаны и по 2009 году в том числе. Газификация – этот раздел программы развития области, который мы постараемся не секвестировать. Но будет сокращено количество объектов, которые только планируется заложить. В 2009 году мы планировали построить и реконструировать 460 новых объектов по всем районам области. Это генеральная линия правительства – строить, строить и еще раз строить в области образования, культуры, здравоохранения и спорта. Сегодня мы видим, что доходы снизятся примерно на 20% по сравнению с тем, что мы ожидали. Это реалии, от них никуда не уйти. Расходы на заработную плату, коммунальные платежи, на целый ряд текущих наших вопросов снижать нельзя. Программа развития была запланирована в объеме 26 млрд. рублей, мы провели ее оптимизацию и приняли решение сократить ее на 8,5 млрд. рублей за счет тех объектов, которые должны были начинать строить. Конкурсы по ним провели, но финансирование начнем тогда, когда позволят условия. По всем начатым объектам в 2009 году мы будем продолжать работу и все будем делать, чтобы это развитие шло. Программа развития в 2005 году была 500 млн. рублей, это было семь объектов за год, а не 360, которые мы оставили сейчас после секвестирования. Так происходит в каждой семье, когда снимаются те расходы, которые еще могут потерпеть.

- Вопрос не столько проблемный, сколько человеческий. Валерий Павлинович, меня всегда удивляла Ваша работоспособность и мобильность. Как Вы планируете свое рабочее время и как на все хватает сил? Как Ваша семья мирится с Вашей нагрузкой, недостатком Вашего внимания? Как Вы компенсируете свое отсутствие жене, детям, внукам?

- Для мужчины работа – это основа его нормального состояния, и когда говорят, что много работаю, поэтому устаю, это неправда, значит, у человека нелюбимая работа, вот если она у него любимая, то он может работать сколько угодно, и это его будет стимулировать трудиться и заниматься спортом и отдыхать. Я не могу сказать, что убийственно работаю круглые сутки. Стараюсь завершать работу где-то в районе 8 часов вечера, иногда задерживаюсь до 9-10. Спорт, теннис, зарядка каждое утро… А охота и рыбалка – вообще моя страсть. Что касается охоты, то я не отношу себя к числу охотников, которым надо обязательно добыть зверя, для меня важен сам процесс. Отдых в лесу всегда бывает полезным. Не могу сказать, что охочусь часто, но раз семь, наверное, в этом сезоне сходил.

Если говорить о родных, то я живу в Нижнем Новгороде с супругой, дети уже взрослые, живут отдельно, у них своя работа, своя семья. Дочь – директор школы, сын – менеджер в одной из крупных компаний, которая занимается ресторанным и гостиничным бизнесом. Как только приезжаем в Москву, то, конечно, встречаемся, общаемся, особенно с внуками, которые растут прямо на глазах. Супруга моя привыкла уже к такой жизни, у нее у самой работа непростая – она работает управляющим филиалом банка – сегодня трудное время для банков. Мы с ней иногда вместе приходим с работы, иногда она - позднее.

- Вопрос, который волнует не только Балахнинский район, но Нижний Новгород и область в целом. Удалось ли закрепить принципиальную договоренность о строительстве низконапорной плотины в районе поселка Большое Козино? Если да, то каковы реальные сроки начала строительства?

- Есть федеральная программа развития дорог, и проект строительства низконапорной плотины включен в эту программу и в постановление правительства. Сейчас планируется выделить 1 млрд. рублей на проектирование плотины, но надо еще спроектировать мост и дорогу, которая пойдет по телу плотины, а там еще будут два шлюза, которые будут работать 24 часа в сутки и пропускать суда любой грузоподъемности. Через эти шлюзы нужно сделать мостовое сооружение за счет областного бюджета, а это около 500 млн. рублей. Для создания дороги мы думает создать частно-государственное партнерство, но не для того, чтобы сделать дорогу платной, она будет бесплатной, а для того, чтобы в состав этого проекта вошли какие-то коммерческие объекты, например, строительство логистического центра. Проектирование примерно займет год-полтора, срок строительства таких объектов – от четырех до пяти лет.

- В нашей области с 2006 года реализуется программа "Покупай нижегородское". Но тем не менее пробиться в крупные торговые сети нашим сельхозпроизводителям зачастую бывает сложно. Какие новые шаги намерено сделать правительство области для поддержки и продвижения регионального товаропроизводителя?

- Мы с вами должны понимать, что мы живем в условиях рыночной экономики, поэтому продвигать товары нужно просто уметь. Поэтому мы для себя определили целый ряд мер, которые надо реализовывать. Во-первых, надо повышать качество и потребительские свойства своих нижегородских товаров. Мы ввели добровольную сертификацию товаров, на них есть значок – капелька и листочек зеленый – это значит, что эти товары без искусственных добавок и без ГМО. Если это масло – то это чистое масло, если это молоко – то это чистый молочный продукт. С 19 декабря 2008 года все наши предприятия должны выпускать продукцию молочную в соответствии с новыми утвержденными стандартами. То же самое по мясной продукции, по потребительским товарам.

Во-вторых, мы заставили крупные магазины существенно снизить входные бонусы для нижегородских товаропроизводителей. Но за этим надо следить постоянно. На мой взгляд, здесь нужно какое-то государственное решение, нужны законы, которые ограничивали бы определенное движение бизнеса, потому что нерегулируемого рынка нет нигде. Есть страны, где законом определены торговые надбавки. В 2008 году у нас закупочная цена на молоко менялась несколько раз, причем она опускалась до 6 рублей за литр молока, а в это время розничная цена молочных продуктов только увеличивалась. Значит, не все тут было честно.

Конечно, большое значение имеет реализация наших товаров по государственному областному заказу. Большинство наших учреждений покупают продукцию неизвестно где, только не в Нижегородской области. Яйца, например, покупают в Оренбурге. И по качеству, и по цене никакого преимущества нет, но налоги остаются в Оренбургской области. Если мы продукцию покупаем свою, то налогами возвращаются в бюджет примерно 38% стоимости этой продукции. Я не говорю, что нам надо изолироваться, но если есть своя продукция, то в первую очередь мы должны покупать свое. Если нет своей, то покупать российскую продукцию, но смотреть на качество и потребительские свойства.

- Валерий Павлинович, в новой структуре правительства Вы решили взять инвестиционный блок в свое прямое подчинение. Это действительно очень важное направление. Считается, что приход инвестора в районный центр может изменить жизнь села в лучшую сторону. Но иногда бывают случаи, когда отечественные инвесторы оказываются недобросовестными и не выполняют своих обязательства. Кто в ответе за то, что зарастает земля и люди остаются без работы?

- Если инвестиционный проект не реализуется, то надо разрывать инвестиционное соглашение и заниматься проектом заново. Работа по поиску инвесторов – это очень кропотливая работа. Когда мы создавали правительство, то у нас была нулевая база по строительству, по инвестициям. Сейчас, когда мы вышли на определенный уровень, то это уже другая ситуация. В сложных кризисных условиях выиграет тот регион, то правительство и то население, которое создает для инвесторов самые выгодные условия. У инвесторов есть несколько критериев принятия решения, один из главных – отношение власти к инвестору, как она его поддерживает или не поддерживает. Власть может поставить столько шлагбаумов, что устанешь их перепрыгивать. Чем инвестор быстрее разместит средства, тем он быстрее получит прибыль. Вот его главная цель. Когда я рассматривал новую структуру, то ориентировался на накопленный опыт работы. Наш инвестиционный совет, который работает раз в неделю, рассмотрел уже 2 700 проектов. Есть регламент работы, который предусматривает определенные сроки, но все равно это месяцы, полгода, год, когда оформляется межевание, землеустроительные планы, кадастровый учет, договоры землепользования. Разные вопросы относились к ведению разных заместителей губернатора, между которыми иногда было недопонимание. Я решил все это объединить в один блок и взять руководство на себя. Мы, конечно, делаем градацию, не с каждым инвестором я должен встречаться. Но это будет гораздо приятнее для инвестора, нежели наш сегодняшний механизм.

- Одна из самых волнующих тем на селе – дороги и автобусное сообщение между селами и районами. Я уверена, что неудовлетворительное состояние дорог, изношенность транспорта в первую очередь мешают развитию сельских районов. Как эти проблемы намерено решать областное правительство?

- Это вопрос довольно сложный, тяжелый, я не знаю, сколько лет в нижегородские дороги не вкладывалось ничего. Мы начали с 2006 года давать деньги муниципалитетам на их дороги, сейчас разработали программу строительства сельских дорог. У нас 1296 поселков, не имеющие дорог с твердым покрытием, это три тысячи километров. Нельзя сказать, что это нерешаемые вопросы. Я пришел к убеждению, что самое главное – это внимание, а порой даже не деньги.

С другой стороны, надо повышать качество этих дорог и снижать их себестоимость. Мы изучили мировой опыт и нашли 6 новых технологий. Это строительство дорог с помощью стабилизирующих растворов. Мы сделали несколько таких участков, сейчас начнем строить дороги по этой технологии десятками километров.

Программа строительства муниципальных дорог увеличилась в 2,5 раза с 2005 года. У нас и техники порой нет, чтобы ухаживать за дорогой, берут обычные самосвалы, приваривают к ним какие-то щетки, которые не работают. Жители некоторых районов отвечают мне, что у них никогда не было асфальта. Но я не отношу себя к тем людям, которые говорят, что не жили хорошо и нечего начинать. Мы заставим наши муниципальные учреждения покупать технику. Раз сделали дорогу, она должна эксплуатироваться нормально, чтобы она дольше служила. Если говорить по автобусному сообщению, то мы первые два года занимались покупкой автобусов для нужд Нижнего Новгорода. Когда я первый раз приехал в наш автобусный парк и увидел разбитые автобусы, на бортах которых было написано "Нижегородцам от губернатора", в первую очередь я поручил стереть надпись.

Сейчас уже куплено 850 автобусов, на линии выходят гораздо больше автобусов, чем в самый лучший советский период. С 2009 года начнется модернизация автобусного парка в районах области. Уже первые 100 с лишним автобусов мы отдали еще перед новым годом, в первом полугодии 350 автобусов уйдет в 12 районов, а всего нужно около 1 тысячи автобусов. Мы за 3 года – 2009, 2010, 2011 гг. – эту работу сделаем, тем более что большая часть автобусов производится в пределах области. Это реальная программа, для ее реализации выделены финансовые ресурсы. В каждом поселке должна быть дорога с твердым покрытием, тогда будет мобильность населения, и люди перестанут уезжать туда, где жизнь теплится, а не хуторок с дымком из трубы и больше ничего.

- Валерий Павлинович, в области очень позитивно воспринимается Ваша программа по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов в районах. В 2008 году открыты ФОКи в Семенове, Кулебаках, Первомайске, Перевозе, Лыскове. Честно говоря, мы этим районам завидуем. Будет ли продолжена программа строительства ФОКов в 2009 году?

- В 2005 году наша область занимала самое последнее место среди субъектов ПФО по обеспеченности спортивными объектами. Мы договорились с муниципалитетами, что плоскостными сооружениями будут заниматься они, а залами, бассейнами будет заниматься областное правительство. Жизнь показывает, что строим ФОКи мы не зря, надо продолжать и в будущем строить их. Пока на первом этапе мы планируем в каждом районном центре построить ФОК по типу тех 6-ти, которые мы сейчас имеем. Один в Сергаче мы построили в 2007 году, 5 – в 2008 году и заложили 11 новых ФОКов, а с мая 2009 года все 11 будут последовательно вводиться. В 2010 году их будет 14, а финиш этой программы – в 2011 году. В апреле, мае, июне 2009 года начнем закладывать ФОКи, которые надо будет сдать в 2010 году. В некоторых районных центрах, где проживает больше 20 тысяч человек, говорят, что им уже тесно в этих ФОКах, надо еще такой же.

В Нижнем Новгороде мы такие сооружения не строили пока, потому что здесь хоть что-то есть - спортзалы в школах, специализированные спортивные залы в вузах, детско-юношеские спортивные школы, а в районных центрах вообще ничего не было, поэтому ФОК там становится как бы пришкольным стадионом. Некоторые сначала говорили: "Зачем нам такие дорогие ФОКи, нам бы сараюшку какую-нибудь". Мы должны смотреть в перспективу. Наши хоккеисты Алексей Ковалев и Александр Овечкин побывали в ФОКе в городе Лысково и сказали, что не видели ни в одном из маленьких американских городов таких комплексов. Сараюшку можно всегда построить, но это значит - себя не уважать, детей своих обездолить. Если мы хотим быть сильными, то надо использовать свои возможности и ресурсы. Мы все с вами нижегородцы и мы должны терпеливо относиться к друг другу: власть к населению, а население к власти. Мы за три года доказали, что мы власть недурная, социально ориентированная, власть, которая работает над повышением качества жизни. Я готов встречаться с главными редакторами районных газет регулярно, потому что по вопросам чувствую, что и вам и нам не хватает такого общения.

Телевизионную версию интервью губернатора можно будет увидеть в эфире телекомпании ННТВ 26 января 2009 года в 20:20

Поделиться: