Последние интервью
Новости

Сергей Царяпкин: "Прекратите эти все подтанцовки, уже просто тошнит"

24 ноября 2009 09:00  [6657]
Сергей Царяпкин: Прекратите эти все подтанцовки, уже просто тошнит

Сергей Царяпкин: Прекратите эти все подтанцовки, уже просто тошнит

Биография
Поэт и патриот Сергей Иванович Царяпкин
родился 18 октября 1959 года в селе Столбищи Пильнинского района Нижегородской области.
Окончил местную школу, затем техникум. Переехав в Нижний Новгород, первым делом пошел в областное общество охотников и рыболовов, со временем стал почетным членом общества. Охотился вместе с руководителями крупных предприятий советской эпохи, первыми лицами города и региона.
В зрелые года поставил перед собой цель возродить духовность на своей малой родине и на собственные средства построил храм-часовню в родном селе. В 2008 году издал книгу стихов "Последний поэт деревни", всего выпустил шесть сборников стихов и песен, средства от которых пошли на работу храма.
Считает, что "в главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь".

-Про этого человека иногда говорят: "Нет ни гроша в кармане, но серьезно занимается благотворительностью. Построил храм-часовню, колокольню". Итак, у нас в гостях "последний поэт деревни", известный нижегородский поэт-песенник Сергей Царяпкин.

Сергей Иванович, здравствуйте.

-Здравствуйте.

-Вас знают, как благотворителя, заядлого охотника, но, больше всего, как поэта. Скажите, вы помните свое первое стихотворение, которое вам удалось написать?

-Да, конечно.

-Гордитесь им или, наоборот, стесняетесь?

-Если по-честному, испытываю гордость за этот стих. Но он никогда нигде не звучал, потому что над поэтами у нас все смеялись: "Ну, кто такой поэт, нашелся поэт, дважды два не знает, сколько, а туда же - поэт". Первый стих получился о нашей родине: "Пасти родное стадо". Когда только-только приходишь, нагуляешься, короткие ночи, только ляжешь в мазанке спать, и вдруг: "Сынок, вставай пасти". Вскакиваешь, кнут здесь, бутылка молока там, хлебушек, и вперед - с песней. Только придешь, только бы поспать, но, конечно, надо пасти, потому что у родителей много было работы. У меня две сестры. И кому пасти? Конечно, сыну. И сын берет кнут, свою котомку, идет пасти. Красивое, очень живописное место - наше село Столбищи. А наверху Майданская года, она большая, с нее видно все дали. Я написал стих:
Сегодня очередь пришла пасти родное стадо,
На зорьке мать меня, будя, напутствовать стала:
"В котомку я тебе кладу пожитки и краюшку".
И, покрестив меня вослед, по-нашему, по-русски.
Внизу раскинулось село с названием Столбищи,
С горы Майданской видно все: и отчий дом, глинище,
Вдали Андосский видно лес, Грошиху, Соколиху,
Старинску церковь, Барский пруд, а ближе Колотиху.
Стоит июль, макушка дня, все стадо мирно ходит,
Одна матренкина коза на полдень всех заводит.
Играет теплый ветерок, и ласточки летают,
А в небе жаворонок поет и лето воспевает.
Он прославляет тот свой край, что Родиной зовется,
И песня яростно его с небес потоком льется.
Вот примерно такой стих.

-А как обычные слушатели реагируют, когда слышат ваши стихи, песни?

-У меня много написано песен. Я воспеваю все красивые места Нижегородской области. Думаю, у нас самая красивая область в мире. Наш край нижегородский - это легенда.

-А почему-то все в Египет стараются поехать отдохнуть. Неправильно это, да?

-Да, ни разу за границей не был. Это зависит от мозгов. Не надо осуждать их, у них свои мозги. Не будут же все охотниками. Нравится сюси-пуси некоторым...

-Сюси-пуси - это что?

-Есть такие, ни рыба, ни мясо. Я их не осуждаю. Мы так на охоте выражаемся. У них свой почерк, у них своя манера, может, лишние деньги девать некуда. У нас таких нет. Я всего лишь раз был в Анапе. Покалил задницу на солнышке четыре дня, и уже никак не мог вытерпеть. Я стал там уже места находить, где птицы селились, потому что я очень люблю наблюдать за природой.

-Рубрика "Без купюр", короткие вопросы, короткие ответы. Живя в деревне, в детстве, наверняка, много работали?

-Конечно, без работы там вообще нельзя, там так получишь. Там даже и заставлять не надо. С отцом я рано начал косить на сенокос. Еще пацан, не знаешь, что такое запрячь лошадь, распрячь. Сенокос - высший пилотаж деревни. Скажут, сено закосить. У нас ведь был колхоз. Что такое колхоз, что такое патриотизм вообще? Представляете Пьянские луга, когда встанут человек 150 мужиков, сажень в плечах у всех, у всех косы, в рубашках. Как встанут косить, чувствуешь удаль, патриотизм, Россию всю. Вот таких два колхоза, как наш, и авианосец "Петр великий" полностью укомплектуешь. Сейчас негде брать, а тут полностью укомплектуешь, да какими мужиками. Предателя там точно не будет, там сразу выметут все.

-Тина Канделаки говорит практически со скоростью звука. А вы как быстро разговариваете?

-Я по натуре очень быстрый, эмоциональный человек. Я очень быстро говорю.

-Кстати говорят, что если бы не было политики, то не о чем было бы говорить. Согласны?

-Политика везде. Даже на охоте. Но вся политика заканчивается другим, все разговоры сводятся к одной теме, вы знаете, к какой.

-К какой? Хорошо, оставим за кадром.

-О политике говорить. Я в политике не учавствую, а друзья, кто политик, кто не политик. У меня другое к этому всему отношение. "Мощнее быть патриотом", - я говорю. Это не модно, но быть патриотом Родины - вечная мода. Мощнее ничего не придумаешь. Смотришь, что сделал по своей деревне, что делаю, о чем я пишу. Это не громкие слова, я не политик. Это любовь к родному краю и отечеству. Если бог дал человеку таланта, семь звезд у него светится, все равно человек будет богаче жить, будет лучше жить, ему больше достанется, будет слава. Некоторые хапают, я думаю: "Господи, куда, чего?" И потом, что меня в лаптях понесут, что его - одинаково. Даже Македонский руки вот так раскинул, и говорит: "Вот я с собой чего взял".

-Как у заядлого охотника у вас, наверняка, очень много разных баек. Скажите, какой самый страшный случай произошел с вами на охоте?

-Самый страшный случай у меня был на охоте, когда собака полностью штаны и все спрятала в кусты, и мне пришлось возвращаться с голой задницей с охоты. У меня собака была, лайка, она все таскала. Я ее учил то принести вещь, то перчатку специально брошу, то шапку. И вот однажды я пошел на охоту, в Артемовские луга, здесь недалеко. А такой снег пошел, заморозки были. И смотрю, плавает по озеру уточка. Я прикладываюсь, думаю, что-то не то. Бац! Говорю своей собаке: "Подавай". Она обычно все подает. Он говорит: "Нет, не пойду, пошел ты на фиг". Снежок идет. А я зимним плаванием занимался, мне до лампочки. "Эх, - говорю, - ты, лентяй". Раздеваюсь, все кладу. Только рубашка у меня – остальное все голое. И пошел. Дохожу, глубина, чирка беру, и к берегу. Раз, смотрю, а ничего нет. Я сначала: "Ну-ка, давай ищи", шуточкой. Он видно хватанул это все, как лежало, два прыжка у него получилось, и он где-то в кустах. А у меня одежда эта только появилась защитного цвета, военная. Я все перешарил - нет.

-И чем вся эта трагическая история закончилась?

-Я в панике. Думаю, сейчас наступит ночь, пройду в Ржавку, в деревню, раздену какое-нибудь чучело, бывают у них стоят, капусту сторожат. Раздену, какие-нибудь штаны найду, и все равно до города доеду. Но ничего, не пришлось. Иду я раздетый, все сверкает. Сапоги только резиновые у меня длинные. В общем, как Боря Моисеев. Едет машина. Я – на капот. Он чуть ли не шарахается: "Что за придурок". Но потом разговорились, он смеялся полчаса.

-В общем, отогрелись.

-Я приехал домой, и нельзя было домой даже зайти - как нарочно бабушки сидят около дома. Думаю, они сейчас выйдут, и я успею вскочить на эту площадку, быстро домой позвонить и взять собаку. Они уходят, я домой, а там никого нет. Идут опять эти бабушки, я приседаю, собакой это место закрываю. Они говорят: "Сережа, как охота?" - "Нормально". А у самого все раздето.

-С тех пор вы аккуратнее охотитесь?

-Аккуратнее.

-А кто такой настоящий охотник? Можете охарактеризовать?

-На сегодняшний день я прошел огни и воды. Сейчас у нас все подсели на футбол. Футбол, спорт это прекрасно, лишь бы молодежь чем-то занималась. Но лучше воспитания, чем школа юннатов, ничего не придумаешь. Во-первых, школа юннатов дает и любовь к Родине, к Отечеству, и патриотизм. И получается, опять же, любовь к богу с природой. Связано все. И потом этих ребят никогда не посадишь ни на иглу, ни на наркотики. В детстве, как я пришел в охотообщество, много у нас школ юннатов было. У нас любители птиц, собак: гончие, лайки, легавые, спаниели. Ребята с удовольствием шли туда. Кто-то скажет: "Вот убивают охотники". Но здесь даже Мазай, еще Некрасов писал: "Я их не бью ни зимой, и ни летом - шкура плохая, линяет косой. А, чур, зимой, не попадайся. Прицелюсь, бух, ляжешь и ух". Настоящий охотник - который любит природу и понимает. Сейчас охотой занимаются многие политики, но вы сами знаете, как им принесут и привяжут, никуда не денешься от этого. Я раньше охотился с Дмитрием Дмитриевичем Грязновым, секретарем обкома строительства. Это очень большая была величина. Я тогда был пацан. Приезжали мы на охоту раньше, но там эти охоты были какие, они волновались: "Игорь Иванович, успеем мы к 25-му съезду Партии пустить завод или цех?" Вот такие разговоры были. Я образно говорю. А сейчас уже какие разговоры...

-"В центре внимания" нравственный климат в обществе. Мы часто оперируем такими понятиями, как русская душа, русский характер. У меня данные ВЦИОМа: за последние 10-15 лет россияне стали более циничными, полагает 54% опрошенных, более образованными - 43%, но зато в россиянах, по мнению респондентов, стало меньше честности - 66%, искренности - 63%, патриотизма - 60%. Согласны с результатами?

-Да. Если насчет честности, честность честности рознь. Может, где-то и соврать ничего страшного нет, девушкам не будешь все честно говорить, в юности все равно соврешь. Это нормальное явление.

-То есть, девушек можно обманывать?

-Конечно, сам бог велел. Но опять, в каком возрасте.

-Я думаю, девушки не согласятся.

-Если красиво все соврать, почему бы не соврать? Это можно. А родителям соврать? Конечно, не соврешь.

-Мне очень интересно насчет истинного русского характера. Эти изменения влияют каким-либо образом на русский характер? Мы становимся немножко другими?

-Русский характер. Далеко не надо ходить, я по миру не ездил, кроме Нижегородской области я ничего не знаю. Буду опять о своей деревне. Я родился осенью, грязь, слякоть, Престол наш столбинский. Три храма стояло. Как бы бог сказал: "Нате вам Сережку в подарок, и он для вас что-то сделает". Родился в Престол, в этот день была слякоть, деревня вся такая серая. Представляете, осенняя деревня. Не было ни железных крыш, ни асфальта, и все дома были одинаково серые. Но патриотизм здесь в чем заключался, это военные годы, еще были ветераны, сила в ветеранах была. Они от войны, от того поколения. Потом, естественно, наше любимое политбюро. Это все делалось. Цензура была, которая сейчас очень нужна. Сейчас я смотрю программу по телевизору, я не знаю, это мисс какая-то, фильмы или концерт идут, все раздеваются. Я бы, вообще, что сделал бы с этими программами, с такими шоу. Их полностью бы всех раздел, а на следующую программу сказал бы: "На одевание". Уже хватит, вот-вот-вот, и уже дальше нет. Здесь цензура должна быть обязательно. Патриотизм, как может быть сейчас патриотизма, если дети смотрят. Был у нас День города буквально недавно, приезжали московские звезды такой величины, которые на слуху. Приходят родители, держат детей, близко подходят, смотрят на эти программы. Я сам написал столько песен для Нижнего Новгорода, моих песен вот нигде не слышно. У меня есть чудесная песня, если сейчас исполнитель будет. У меня много для города, больше, наверное, никто не написал. Своя музыка, свои направления. Я не хочу, чтобы ко Дню города песни звучали: "Смело мы в бой пойдем за власть Советов". Песня должна нести смысл, понимаете, о чем я говорю. Он должен от начала до конца идти, чтобы даже дети, и то понимали наш город. Город-герой сейчас хотят сделать, звание, статус.

-А заслуживает?

-Заслуживает, потому что исключительный город. Конечно, и песни должны звучать о нем. У нас столько много хороших талантов. Сделать бы в Нижнем Новгороде для поэтов (моя больная мозоль), для художников, для писателей такой большой зал, где тусовались бы люди. И все равно вот это все передавалось бы, кто хочет глотку порвать, скажи: "Туда, сюда, ла-ла-ла-ла, пошел". Вот такие моменты. Идею мэру нашему подкинуть.

-Мы передадим.

-У нас и самые красивые лобные места в городе в жесткой такой политике, отдавать детям на такое строительство. Если у кого-то много денег, кто-то что-то сумел достичь, пожалуйста, сделайте для людей. И вам скажут: ивановский, сидоровский, петровский этот дом. Он для всех, там богатств никаких не надо.

-Рубрика "На острие, самые острые вопросы нижегородцев". Евгений, Нижегородский район: "Поэзия в России не была в таком пренебрежении, как сегодня - от поэзии отвернулись все, даже сами поэты. Почему?"

-Почему? Много и на заказ. Мне сказали по моей книге (каждый кулик свое болото хвалит): "Аналогов этой книге в России просто нет и не будет". Само время другое, 20-й век закончился веком телеги и скрипа колес, сейчас в деревне жвачка, сникерсы и все остальное.

-"Последний поэт деревни", от этого названия самому не грустно?

-Нет, не совсем грустно. Грустно потому, что деревня (я сразу скажу, если не хитрить, не мудрить) закончилась, она уже такой не будет. Я хотел бы всем сейчас сказать, кто покупает в деревне дома: "Ни в коем случае не продавайте дома своих родителей, свою родину не продавайте. Если есть возможность, подновите дом, от родителей если остался". И есть такое напутствие, если кто-то приобретет дом в деревне и в кармане водятся большие денежки, рисоваться в деревне - все стоят дома серенькие, и вдруг - раз, особняк - ребята, не надо этого делать. Кто покупает дома в области, пускай они в чужой монастырь со своими песнями не ходят. Эта культура деревенская, мне кажется, очень востребована. Я сегодня прошел по магазинам, мне надо было одну вещь купить, просто даже такое излишество пошло, такая напыщенность. Люди уже даже ничему не радуются, абсолютная пустота. Хоть на джипе едет, никто ничего не смотрит, не радуется. Берегите деревенские дома, берегите этот покошенный забор, старую утварь. У меня даже стихи написаны о деревенских домах. И даже лишнее из города не прите все в деревню. Потому что приехал в деревню, подхожу к брату, спрашиваю: "Что ты делаешь"? - "Подвесные потолки". А там курица у него прыгает на подвесных потолках.

- Олег Никифорович, пенсионер: "Совсем невозможно смотреть концерты по телевизору: песни стали без смысла и на один манер. Неужели перевелись хорошие композиторы?" Практически в унисон с вами.

-Вот мои все песни, аналогов моих песен просто никто не сделает. Если взять Москву, она всегда черпала, мы, как кузница были для Москвы, такие города, как Нижний Новгороди все остальные в России. Я не хочу обидеть Москву, скажут: "Кто ты такой, обижать". Но она уже выдохлась просто полностью, там уже не знают, что показывать. Сейчас надо, наоборот, за основу брать патриотизм, культуру. Дали бы мне немножко денежку, я бы сейчас нашел исполнителя своих песен. Ноты есть. У меня сейчас написана песня "Заливные луга", исключительная песня, про Пильну я написал. Да у меня вообще песен много, про Нижний Новгород написал. Пожалуйста, отталкивайся. И концерт надо делать уже в сельском хозяйстве, силовых структурах. Как раньше были концерты, все отлажено, прекратите эти все подтанцовки, уже просто тошнит.

-Вопрос от читателей газеты "Аргументы и факты - Нижний Новгород", Лариса Александровна: "Сейчас много говорят о вымирании сел, что государство не поддерживает их и денег не дает. А на самом деле там все просто пьют и работать не хотят. Было бы желание, а деньги можно заработать везде. Согласны?"

-Согласен.

-Или поспорите?

-Нет, я согласен с одним.

-И готовы поспорить с другим?

-Есть такое, что подсадили всех на иглу, сейчас в каждой деревне не по одному, а по три киоска. И главная выручка - водка, алкогольные напитки.

-А деньги-то откуда, водку надо покупать на деньги.

-Вот представляете, какая интересная система: вроде денег нет, а на водку хватает. Ведь там не будут водку "Абсолют" брать или какую-то московскую "Кристалл". Там водка - самый суррогат. И так же лето, сидит молодежь, на гитарах играют и сосут пиво. Представляете, это страшно, сосут пиво, как медведи мед качают. Водка, молодежь больше пиво, но с него тоже вообще дуреют. И мужики, у которых работы нет. Они тоже все подсели. Кому-то помогут что-то сделать, из города приедут, немножко денежки есть - они помогают, калымят, все прочее делают. Опять же, кто не хочет работать. Если кто-то творческие есть люди, конечно, кто занимается пасекой, медом, они всегда будут на плаву. Кто-то скотиной занимается. Но мне очень обидно, у меня даже в книге есть такие моменты: он пашет весь день, но копейки на буханку хлеба даже не зарабатывает. И приезжает какой-то, извини, пожалуйста, засранец на джипе, папа ему подарил, на трубе он сидит какой-то там. И, понимаете, полколхоза стоит одно колесо. У меня мурашки по телу, я не знаю, что готов сделать, не дай бог, революция, я за себя не ручаюсь в такие моменты. Мне это неприятно.

-"Формула успеха". Платон считал, что всех поэтов надо гнать из государства.

-Кроме Царяпкина.

-Да. Его оставляем, потому что у него, наверное, есть жизненное правило, девиз, формула успеха, которую мы с вами сейчас и запишем. Итак, формула успеха от Сергея Царяпкина.

-Если талантлив человек, если у него горит семь звезд во лбу в России, пускай он хотя бы две звезды, хотя бы одну звезду отдаст народу.

Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по субботам в 19.05 и на радио "Шансон" по субботам в 15.05 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.

Поделиться: