Последние интервью
Новости

Александр Носов: "Это должны уметь делать все люди, а достойная профессия - это инженер"

25 января 2010 18:57  [6233]
Александр Носов: Это должны уметь делать все люди, а достойная профессия - это инженер

Александр Носов: Это должны уметь делать все люди, а достойная профессия - это инженер

-Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Ему трижды говорили о том, что не суждено стать артистом, а он им не просто стал, а получил звание Заслуженного артиста России. У нас в гостях артист Нижегородского театра кукол Александр Носов.

Александр Федорович, здравствуйте.

-Здравствуйте.

-Вы уже практически 30 лет играете в куклы. Не женское ли это занятие?

-Думаю, что нет. Кукла сама по себе может весить 50 г, а может весить и 3,5 кг.

-Хрупкие женские плечи не выдержат.

-Да. Не только плечи, но и шея. Я в одном спектакле играю волка, в спектакле "Волк и козлята". Там моя макса весит 2 килограмма 400 граммов. Мне приходится в этой маске танцевать. И когда мы репетировали, приходилось очень часто надевать маску и работать. Мало того, там есть подбородок деревянный, которым я открывал рот волка. У меня сводило скулы на репетициях, а когда я шел домой, мне все говорили: "А почему ты вот так вот идешь?". Так что, как у войны не женское лицо, так у актера-кукольника должны быть сильные руки и шея.

-Ваш отец водитель-испытатель, инженер. Неужели он хотел видеть вас артистом?

-Нет. Он сам прекрасно пел, играл на баяне, на гитаре, но считал, что это должны уметь делать все люди, а достойная профессия - это инженер. До четвертого класса я ходил в наш детский сектор (мы жили тогда в городе Заволжье), и, достигнув каких-то определенных успехов, я получил приглашение. Я и Павел Пахтусов из нашего балетного кружка получили приглашение в Ташкентское хореографическое училище.

-И что же отец?

-Я пришел, показал это направление. Отец привязал меня к кровати, выпорол, на моих глазах разорвал документ и сказал: "Если я еще раз увижу тебя около детского сектора, тебе будет плохо". С балетом я покончил в четвертом классе.

-Удивительно, что вы четыре раза пытались поступить в театральное училище. Что же мешало комиссии вас зачислить?

-Много раз актеров спрашивали: "Как вы поступали? Почему вы поступили или не поступили?" Здесь, как монетку подбрасываешь и ловишь.

-Трижды мимо.

-Один раз я поступил после 8-го класса. Но приехал в Заволжье, растрезвонил там всем друзьям своим. Они сказали: "Да ты что! Там восьмиклашек не любят. Будешь изучать историю, физику, химию. Зачем тебе это надо?" И я подумал: "Да, действительно, я ведь хочу быть актером, я хочу изучать фехтование, речь, а тут будет физика и химия". И не пошел. Закончил 10 классов, а потом, когда поступал уже, прошел три тура, Валерий Галендеев, который принимал экзамены и был зав. кафедрой нашей, сказал: "Вы понимаете, Александр, нужны рослые мужчины, которых мы сейчас набираем для Драмы, вы, к сожалению, не подходите. Но если бы мы набирали для ТЮЗа, нет проблем. Приходите на следующий год". На следующий год я уже подумал: "Почему так мелко плаваю?" Подзаработал денег на Заволжском моторном заводе и поехал в Ленинград. Хотел уже быть актером и кино, и театра. Там я тоже прошел все туры, но на собеседовании меня спросили, кто такой Таиров, каких я знаю актеров хороших БДТ. Ну что мальчик из Заволжья - ничего не знал, поэтому ничего у меня тоже там не получилось. Я расстроился, вышел из Ленинградского института, а там за углом был чешский луна-парк. Я пошел туда, прокатал там все деньги, вышел оттуда, и вдруг меня окликают: "Саша, Александр". Я поворачиваюсь - такой приятный мужчина, с бородкой, с усами. Это Виндерман Роман Михайлович. Он говорит: "Александр, я видел вас на вступительных экзаменах, и предлагаю вам поехать ко мне в Свердловск. Я руководитель курса, я вас беру". Я говорю: "Все, хорошо, ладно".

-Несмотря на 26 ошибок, которые сделали в сочинении?

-Это уже там было, уже в Свердловске. Он говорит: "Приезжайте". Я приехал, с чемоданами подошел к театральному училищу, и последняя десятка заходит. Я говорю: "Ребята, покараулите чемоданы". Вошел. Он сидит. Меня приняли. Я сдал первый тур, второй, третий, проплясал там лучше всех, на пять сдал историю, чего не было никогда. После этого написал сочинение. И мы уже гуляли в гостинице, праздновали свою победу. Утром приходим, больные головы у всех. Я себя не нахожу в списках. Я иду к директору и говорю: "Произошла ошибка, меня нет в списках". Она говорит: "Кто ты такой?" Я говорю: "Носов". Она говорит: "У тебя 26 ошибок в сочинении. Зачем ты столько написал: шесть листов". Я говорю: "Хотел тему развить". Она говорит: "Вот, пожалуйста, все - до свидания". Я говорю: "А Роман Михайлович сказал, что..." Она говорит: "Он уехал на сельские гастроли, ничего не получается. Все - до свидания". Я с таким же неудачником - Володей из Владимира - сажусь в поезд, нас девчонки без билета пускают на третью полку, кормят сухариками и чаем. Мы двое суток добираемся до Горького, после этого едем в Заволжье утром ранним, тоже бесплатно. Подходим к дому (у нас четырехэтажный дом), и я говорю: "Володь, поднимайся в квартиру №24, постучи - мама тебе откроет. А я посмотрю, какие у нас газеты пришли". Почтовый ящик открываю, а там телеграмма: "Выезжай. Принят кандидатом. Едем в колхоз". Вот так я поступил. Роман Михайлович приехал из сельских гастролей...

-Приходилось ли вам когда-нибудь использовать галстук в качестве инструмента в вашей работе?

-Да, у меня был галстук, и он висел с глазами. Я в него засовывал руку, и получалось, что он, как змея. Он слезал с моей шеи и самовольно, так сказать, действовал. А вообще актерские руки, особенно кукольника, могут очень многое. Я вам могу показать, что они могут. Руки актера-кукольника тоже, своего рода, куклы, тоже инструмент.

-За границей на пике популярности нордическая ходьба – это ходьба с палками, бег по утрам. Скажите, есть ли у вас какие-то утренние полезные привычки?

-Нет. Недавно нам сделали подарок в театре - почти каждый актер прошел курс массажа. С массажистом я подружился и он мне показал гимнастику Саркози. С того дня, как он мне ее показал, я пытаюсь ее так или иначе делать.

-Это что-то очень сложное?

-Да нет. Я выдавать эти тайны не буду, потому что если все начнут делать, все будут пользоваться успехом у женщин.

-Вы не хотите конкурентов.

-Нет, нет. Единственная моя утренняя привычка пошла, когда я был за границей на фестивалях, начиная с Венгрии. Я люблю очень бегать по утрам, но почему-то только за границей. Дома я сколько ни начинал, два, три раза, неделя - потом все это бросается.

-Может, просто лень?

-Нет. Какие-то, мне кажется, заботы, все... А там ты начинаешь с этого день. Кстати в Германии со мной забавная история приключилась. Я не верю в приметы, пускай любая кошка проходит передо мной, я перешагну и пойду дальше. Когда последний раз были в Эссене полтора года назад, я там бегал. Так как мы жили недалеко от кладбища, то мне немец Хайрех, у которого я квартировал (мы называли того, у кого мы жили, папа и мама) сказал: "Александр, ты можешь бегать по этому кладбищу, и если тебя вдруг остановят, хотя этого не произойдет никогда, ты можешь сказать: "Oh, mein herz". То есть, это я делаю для сердца, для здоровья, и тебе сразу скажут: "Пожалуйста-пожалуйста, бегай". Да, хорошее такое выражение: "Oh, mein herz". "А если ты встретишь молодую девушку, и она тебе понравится, чтобы показать, что ты ей доволен, ты можешь сказать: "Oh, mein herz!" Я говорю: "Хорошо!" Он говорит: "А когда ты уже не можешь пить пива столько, сколько пьют твои немецкие друзья, ты можешь сказать: "Oh, mein herz!" И тогда они скажут: "Все, Александр, тебе хватит". На этой одной фразе можно жить в Германии. Так вот, когда я утром бегал по этому кладбищу, я заметил, что, на одном участке бегают кролики, видимо я, пробегая, их будил. И я стал подмечать: увижу двух кроликов - день нормальный, если пяток увижу, то день какой-то необычный: мы едем в Голландию, попадаем на какие-то званые обеды и ужины. И я уже стал побольше бегать, ну два круга, чтобы побольше кроликов увидеть, и жизнь была более насыщенной.

-Рубрика "Без купюр", короткие вопросы - короткие ответы. Я знаю, что за спектакль вам иногда приходится играть по пять-шесть ролей. Вы играете на многих музыкальных инструментах. А готовы ли сегодня сыграть на чем-нибудь?

-Я играю на многих инструментах. Во-первых, на гитаре играю. Как в подворотне выучился, так и играю. На пианино точно также. На барабанах. Но у меня всегда вызывали восторг звуки губной гармошки. И когда в Германии на одном вечере мы начали петь, напевшись уже, я взял расческу, приложил к ней фольгу и стал играть. На следующий день при нашем ужине один из немцев пришел и подарил мне вот такую штуку. И очень долго извинялся. Это была губная гармошка. Я думаю, да что же он извиняется-то, все же нормально. Переводчица была далеко, и я не успел спросить. Только приехав уже в Нижний Новгород, я понял, что футляр это для очков, а в нем была губная гармошка.

-Главная тема - заядлый театрал. Вымирающий вид в России или нет? Я нашел заметки известного журналиста: "На участившихся спектаклях московских артистов можно увидеть людей, которые открывают для себя театр впервые. Спрашивают: "А что такое партер? А где у вас балкон висит?"... театр гоняется за зрителем, предлагая спектакли "с довеском" в виде бара, сауны, джакузи и т. п." Нужен ли театру такой зритель?

-Театру нужен любой зритель, мне кажется. Но я, прослужив в театре 30 лет, почему-то все больше и больше ухожу к тому, что театр должен быть не очень многочисленным. Потому что вот эти огромные стадионы - там бегает кто-то, но это можно загримировать кого угодно.

-На большом экране крупно покажут - все увидят. Подкрасить можно.

-Ну да, но я почему-то думаю, что мне более в радость спектакли, которые проходят камерно: пять, шесть, десять человек, двадцать, тридцать, сорок. По крайней мере, на этом спектакле можно почувствовать дыхание зала, вздохи детей, которые смотрят. Это очень многого стоит. Когда мы играем спектакль в театре, несмотря на то, что у нас ширма, и мы бросаем голосе через ширму, делаем посыл, все равно ощущение зала либо подхлестывает, либо дает какие-то тонкие-тонкие маленькие ниточки, которые тебя начинают будоражить, и ты начинаешь играть не то, что лучше, - сокровеннее что ли. Ты понимаешь, что тебя понимают. Мне кажется, будущее за театром не очень большого размера, за камерным. Поэтому я последние спектакли делал, недавно создал для себя вертеп. Мне очень интересно, когда маленькие создания трех-, четырех-, пяти-, шести лет подходят и говорят: "А ведь царь Ирод плохой был?" Я говорю: "Да". - "А вот это что за рука там была?" Я говорю: "Это была смерть". - "О, так вон она какая..." Это очень дорогого стоит.

-Часто ли вам приходится встречаться с идеальным зрителем? И если ли вообще такое понятие: "идеальный зритель" в театре? Каким он должен быть?

-Я не знаю, есть ощущение. Конечно, чтобы произошел идеальный зритель, нужно множество разных компонентов. Нужно, чтобы актер встал с утра, и у него настроение было хорошее, потому что, если, к примеру, у него что-то болит, то он приходит и уже делает через силу. Но когда все в жизни складывается: ты прошелся с утра, морозный воздух, ты пришел в театр, пошутил с этим, с этим, попил чайку, да еще получил фотографии праздника, который ты делал. Ты все это посмотрел, выходишь на спектакль и начинаешь играть. И вот тут происходят какие-то перебросы: ты им слово - они реагируют, ты им еще ситуацию. И так получается взаимосвязь. Я убежден, что театр - это актер и зритель. Может не быть света, может не быть музыки, может не быть зала (может, это лужайка), но все равно два компонента должны оставаться: актер и зритель. Может не быть декорации, может не быть кукол: можно сделать все на хлопках, можно сделать все на пальцах, но если есть зритель и актер, тогда есть театр.

-В апреле 2009 года ВЦИОМ проводил опрос. Почти половина россиян практически не посещает театр - 47%, 29% сограждан вообще никогда в нем не бывали, 7% посещают театральные постановки один раз в два-три года или ежегодно, 8% - несколько раз в год и лишь 1% - ежемесячно. Почти треть россиян не стала бы ни при каких условиях ходить в театр чаще, чем на данный момент- 31%. По этой статистике можно грустить, можно негодовать, можно что-то делать. Вот вы сейчас имеете уникальную возможность огромной категории нижегородцев сказать, а нужно ли ходить в театр, и если нужно - зачем.

-Я сейчас, когда вас слушал, вспоминал эту рекламу, когда предлагают что-то: "А, вы не хотите? - Тогда мы идем к вам". Вот я думаю, если они не ходят в театр, то театр должен прийти к ним. Недавно меня мой знакомый батюшка отец Олег пригласил в церковь, когда у них были рождественские праздники. Я приехал к ним и стал показывать спектакль. После этого мы с батюшкой пили чай, и он сказал: "А вы знаете, Александр Федорович, сегодня пришли и посмотрели ваше представление (я показывал моноспектакль) люди, которые никогда в жизни даже не предполагали, что такое возможно. Они привели детей, но они сами увидели. Я, говорит, смотрел за ними и удивлялся, что они вдруг из этих мужей, таких небритых, суровых, которые с утра таскали бревна, пилили их, кололи, топили печки, постепенно становились детьми все больше, больше, больше, и на какое-то мгновение, на эти 45 минут, пока шел спектакль, у них все отпало, и они были, как дети. Мне кажется, если люди не ходят в театр, театр может к ним приехать. Я сейчас очень много провожу праздников, дней Рождения. Я приезжаю и вижу, где люди идут на контакт - я их вывожу, и мы вместе с ними проводим этот праздник. Я могу, конечно, и один, и с детьми, но когда взрослые приходят, и детям это плюс, да и мне подспорье.

-Рубрика "На острие", самые острые вопросы нижегородцев. Олег Тумкин, Нижегородский район: "Почему актеры не могут жить дружно? Вечно сплошные скандалы, то в ТЮЗе, то в Большом, то в МХАТе. Это отличительная черта всех творческих людей?"

-Вы знаете, мне, конечно повезло – я актер-кукольник. А актеры-кукольники очень сильно отличаются от всех других артистов. В драме, в опере солист выходит, поет партию, раскрывает грудь, чтобы у него все дышало, все остальные молчат, орекстр работает на него. А мы, актеры-кукольники, чем мы ценны? У нас, например, народная артистка может подойти и сделать тебе "хвостик", когда ты играешь собачку, повертеть им, ты сам можешь помогать Заслуженному артисту. Двое, трое Заслуженных артистов могут вести одну куклу. Я в спектакле "Руслан и Людмила" играю роль Черномора: я держу голову и туловище, сзади меня Заслуженный артист держит руки, впереди три Заслуженных и три обычнымх актера ведут бороду и мы должны работать как единое целое, командой. Поэтому у нас такого нет. А потом, когда начинаются склоки, то прекращается театр, это однозначно.

-Вопрос от читателей газеты "Аргументы и факты. Нижний Новгород". Елена Серафимович. Вы играте роли, находясь в тени. Артистов обычных театров узнают на улицах, в магазинах. А вам ее обидно, что ваше лицо никто не видит, и зритель помнит не вас, а вашу куклу?

-Вы понимаете, ко мне это не относится, потому что на своих моноспектаклях, а их 13 уже, я делаю хитрее - не закрываю лицо и выхожу. У меня есть специальные паркетные, столовые спектакли. Даже когда работаешь марионеткой, то тебя видно. И поэтому мое-то лицо узнают. И всегда когда прихожу говорят: "А он к нам приходил. Это клоун Саша". Правда не говорят, что это Дед Мороз, потому что я скрыт густой бородой, красным носом. Хотя, вроде бы что-то узнаваемо. Новый год – это отдельная история, конечно. Я много могу про это говорить. Потому что год разбит на множество разных отрезков: это премьера, это спектакль в театре, это сдача своего спектакля, это гастроли и отдельно – период до Нового года. Накануне я достаю свой чемодан, раскрываю, разглаживаю бороду, смотрю грим, проверяю есть ли вата, встряхиваю все толстовки, поддевки, достаю звенящие рукавицы. И я уже мысленно как бы проникаю в этого дедушку, у меня становится грубее голос. И в этот период мне сложно играть спектакли, потому что голос уже настраивается, и даже если заболеешь, то все равно говоришь Дедом Морозом. И домой приходишь, уже не сипишь, не хрипишь, а все равно выходишь в костюме и что-то просыпается. Как говорят, актеры лечатся: сидит дома – у него насморк, сопли, выходит на сцену – все пропало, только уходит со сцены – опять все появляется.

-Многие переходят границу между самокритикой и самоедством. Вы себя не заедаете, Вы не слишком по отношению к себе?

-Нет, кто-то мне давным-давно сказал, что надо любить себя, хотя я себя скорее успокаиваю. Когда что-то не получается я себе говорю: "Ну, ты понимаешь, вот это так–то произошло, из-за этого. Не расстраивайся, в следующий раз будет лучше".

-Какая ваша формула успеха?

-Я давным-давно подумал, что если бы на Земле все люди занимались тем, что они умеют делать хорошо, то тогда бы было полное процветание. Мне нравятся люди, которые делают свое дело качественно и хорошо. Недавно у меня на спектакле сломалась кукла, и я никак не мог починить. Принес ее нашему "Папе Карло", объяснил, что сломалась кукла. Он быстренько ее починил, но не так. Я ему говорю: "Понимаешь, я начинаю работать ртом, и глазки заедают". После этого он починил так здорово, что стало даже лучше, чем было. Каждый должен к своей работе подходить очень-очень ответственно. Если же резюмировать, то формула успеха будет такой: "Все в мире будет благолепно и умно, если каждый к своей работе относится честно и разумно".

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по пятницам в 22.00, повтор программы по субботам в 12.35. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по субботам в 19.05 и на радио "Шансон" по субботам в 15.05 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.

Поделиться: