Последние интервью
Новости

Владимир Смирнов: "Школа" - это какая-то клоака, где все на все способны"

09 марта 2010 14:28  [3473]
Владимир Смирнов: Школа - это какая-то клоака, где все на все способны

Владимир Смирнов: Школа - это какая-то клоака, где все на все способны

Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Бессонные ночи и зубрежка в погоне за отличными оценками и медалями. Но это ли является гарантией успеха? У нас в гостях руководитель одного из самых успешных учебных учреждений России - директор лицея №38 Владимир Смирнов.
-Владимир Константинович, вы уже 20 лет в этой должности. Не скучно?

-Нет, потому что это очень интересно. Учреждение, которое я создал, несколько необычно, оно нестандартно. Учиться в нем желают многие. С нами с большим удовольствием сотрудничают высшие учебные заведения, которые для нас являются партнерами по совместной деятельности. Поэтому результаты такие убедительные. Самое главное, что у нас поступают в вузы - не было ни одного срыва, непоступления в высшее учебное заведение. Это один успех. А второй – более 90% поступают в соответствии с избранным направлением, профилем обучения. Такие результаты всегда тонизируют, но нам нельзя расслабляться.

-Вы были четвертым, самым маленьким ребенком в семье - наверняка, баловнем росли?

-Да особенно-то нет, потому что время военное и послевоенное было не для того, чтобы детей баловать. Время было такое жесткое. Конечно, любовь родителей, мамы, безусловно, была, я это помню прекрасно. Но так, чтобы особенно баловали - нет.

-В 27 лет сразу после окончания института вы стали директором школы. Скажите честно, в звездной болезни вас обвиняли?

-Нет. Не обвиняли. У нас было несколько успешных студентов, которые были чуть постарше. "Старичками" нас называли, поскольку мы перед этим поработали на предприятии, отслужили в армии - в то время три года служили, все-таки, - и потом поступили. Тогда было такое правило, на третьем году службы предоставляли возможность поступления в вуз. Поступил - учишься, не поступил - дослуживай несколько месяцев. Поэтому ребята были активные, более подготовленные к жизни, к делу выпускники института, в общественной жизни себя как-то показали. И таких было несколько человек. А поскольку я получал именную стипендию, был среди всех, может быть, первый, если нескромно говорить, мне дали даже право выбора школы в разных районах.

-Вы поехали в Лысковский район?

-Я поехал в Лысковский район, в Барминскую среднюю школу, это в 40 км от моей родины - от Васильсурска. Родители еще живы были тогда, и меня, конечно, тянуло поближе к дому и к Волге. Я на ней вырос.

-Рубрика "Без купюр", короткие вопросы - короткие ответы. Некоторые считают, что ЕГЭ - это развал советской системы образования. Другие считают, что это уникальная возможность для жителей деревень и сел поступить в вуз. А вы как считаете?

-Развалом, может быть, называть и не следует, но уникальной возможностью, тем более, не следует. Все-таки, классическая форма поступления в вуз, когда перед тобой человек с суммой знаний, и ты видишь его уровень и определяешь его способности - это одно. А когда все на одном поле собрались - здесь трудно определить человека, его профнамерения, его способности, его мышление. И моя позиция как практика - я многократно высказывался на этот счет - однозначна: ЕГЭ просто ввели, как альтернативу классической форме и слишком увлеклись. Хотя руководство страны и, в частности, Президент совсем недавно заявлял о том, что ЕГЭ будет продолжаться, но будет не единственной формой. Но пока мы других форм, к сожалению, не знаем.

-Вы как-то заявляли о том, что муж должен зарабатывать деньги, а жена - заниматься домашним хозяйством.

-Вообще говоря, в России так всегда и принято было.

-Неужели вы думаете, что большое количество женщин сейчас поддержат вас в этом?

-Отнюдь нет. Я так сейчас не думаю. Время больших перемен произошло. Все должны самовыражаться так, как они хотят. И к этому нужно стремиться. Просто это было время еще дореволюционной России, да и в нашем Советском Союзе когда-то тоже было. Я помню даже очень хорошо, когда на производстве работали отцы, а мамы занимались хозяйством. Это было очень неплохо. Но это до определенного времени.

-Вы привыкли в жизни многое начинать с нуля. С нуля начинали в Лысковском районе в школе, с нуля - лицей. Что заставляло побороть страх, начинать такие масштабные проекты?

-Внутренние силы, наверное. Во-первых, я очень рано вышел, как говорится, на самостоятельную дорогу, покинул родительский дом, а дальше продвигал, себя, как мог, и к решениям приходил в силу обстоятельств. Поэтому начинать трудное дело, новое, тяжелое, малоизведанное меня, в принципе, не пугало. Было бы неправильным сказать, что я там не боялся ничего. В 27 лет стать директором крупной общеобразовательной школы да еще с интернатом, да во многих зданиях и с печным отоплением, с массой проблем и т.д. Я по крупицам опыт набирал, и так было всегда.

-"В центре внимания". Успешная учеба - успешная карьера? Многие проводят бессонные ночи, зубрят, пытаются получить самые лучшие оценки, стремятся к медалям. Сами вы, я знаю, учились очень неплохо, особенно, в институте. Все-таки, успешная учеба - это залог успеха в жизни или нет?

-Конечно. Учиться надо хорошо. Если ты стремишься к чему-то конкретному, то надо себя подготовить.

-Хорошо. Вот несколько примеров. Николай Гоголь - у него тройка была по литературе. Возьмем Альберта Эйнштейна. В школе он учился очень плохо, учителя его считали чуть ли не идиотом. Говорят, он до конца своих дней пользовался шпаргалкой, чтобы таблицу умножения не перепутать.

-Есть конкретные ситуации какие-то. Жизнь так многогранна и так субъективна, что всякое бывает. У меня тоже были двойки, кстати.

-Не только за поведение?

-Нет. Математичка меня не полюбила в восьмом классе, а я не полюбил ее, и начались двойки. Потом я их стал исправлять.

-В 2002 году Владимир Путин, когда рассматривал основные проблемы образования, одну из проблем особо выделил: запредельная нагрузка учащихся. Причем, "запредельная" - это цитата. У вас в лицее кроме обычных занятий существуют еще и необычные практики. Например, лекции в вузах. Более того, ученики пишут отдельные научные работы. Не кажется ли вам, что лицеисты, тратя свое время на учебу, практически не находят времени на творчество, на индивидуальное развитие и, по сути, могут развиваться не гармонично.

-Действительно, лицей относится к разряду образовательных учреждений несколько повышенного статуса. Повышенный - значит, программа сложнее, объемы большие, их надо осилить. Но все дозировано, все спланировано. Даже занятия в вузе - в виде элективных предметов в рамках учебного плана, в рамках учебного времени. Научно-исследовательская работа, а это у нас очень важное и, пожалуй, самое приоритетное направление в плане дополнительного образования - вынесена за пределы учебного плана. Но это требует большой внутренней организации с хорошими мотивами и с хорошей конкретной целью. Для учеников очень важно определить, что первое, что второе. Поэтому я считаю, что целеустремленный ученик с хорошим мотивированным отношением к учебе не перегружен. Перегружен тот, кто много увлекается зубрежкой. Естественно, эта категория всегда будет перегружена.

-Кстати, недавно администрация Нижнего Новгорода и ТК "Волга" у вас в лицее презентовала мультфильм о Нижнем Новгороде, который я предлагаю сейчас посмотреть.
(идет просмотр фильма)
Ряд учеников, которые смотрели фильм, изъявил желание при помощи профессионалов, телекомпаний создать мультфильм. Вы как директор готовы поддержать начинание своих учеников в этой стремлении?

-Это же здорово, когда ребята сами оценивают и сами определяют название.

-То есть, можно ожидать, что это появится?

-Конечно, без сомнения.

-Рубрика "На острие", самые острые вопросы нижегородцев. Ольга Прокофьева, Сормовский район: "Министр образования Фурсенко одобрил сериал "Школа", сказав, что он привлек внимание общественности к школе. (Видимо, мало внимания было) А Русская православная церковь жестко осудила сериал, заявив, что это ведет к развращению нравов. А вы какой точки зрения придерживаетесь?"

-Я, наверное, придерживаюсь точки зрения большинства тех людей, с которыми приходилось общаться.

-Это ваши коллеги?

-И коллеги, и не просто коллеги. Край не надо показывать, самое плохое. Надо как-то о нем говорить, может быть, в иной форме, потому что складывается впечатление, что школа - это какая-то клоака, где все на все способны.

-То есть, вы там связи со своим лицеем никак не нашли?

-Да не должно такого быть даже в самой обычной школе - в элементарной, нормальной, стандартной школе. Нет такого, что показано в этом фильме. С другой стороны, он заставляет задуматься, что ведь что-то есть.

-И ведь это важно.

-Да, ведь это, к сожалению, не исчезает, не сужается, а наоборот, приобретает какой-то размах. Конечно, это пугает.

-Евгений Дорох, студент: "Вы тесно сотрудничаете с университетами и предприятиями города. Как-то не верится, что ваши выпускники идут работать по специальности на заводы и конструкторские бюро при том, что сегодня все хотят быть юристами". Что скажете?

-Наше учреждение имеет настолько большую ориентирующую силу, что сюда поступают ребята с явным намерением получить инженерную или естественную специальность. Естественные специальности - это касается государственного университета: у нас пять базовых факультетов, которые с нами работают, и на которые поступают выпускники. Поэтому при 100%-ном поступлении у нас уже около четырех тысяч выпускников, начиная с 1993 года. Все-таки, более 90% идут на инженерные факультеты, половина всех поступающих ежегодно, а поступление примерно 230-250 человек - выпуск у нас огромный, 9-10 классов выпускаем. Половина всех выпускников поступает на факультеты Нижегородского технического университета. Наиболее приоритетный институт радиоэлектроники и информационных технологий - бывший когда-то радиофак. Это понятно, сейчас время, которое вызывает особый интерес к данной специальности. Поэтому лицей вместе с вузами настолько хорошо и уверенно ориентирует, мы закладываем первоначальные основы будущей инженерной профессии.

-Вопрос от читателей газеты "Аргументы и факты - Нижний Новгород", Светлана Скоболь: "В Нижнем Новгороде есть научное общество учащихся. Что дает участие в нем и победа? Разве это не просто расширенный реферат?".

-Отчасти, может быть, это и так. Расширенный реферат - это по форме. По сути, научно-исследовательской деятельностью занимается та категория учащихся школ, которая имеет глубокий интерес к той или иной сфере знаний. Если взять лицей, в плане дополнительного образования, оно у нас многогранное и, конечно, занятие научно-исследовательской работой является самым приоритетным направлением этого допобразования. Мы являемся коллективными членами городского научного общества учащихся, наши ребята блестяще себя зарекомендовали, получают десятки дипломов. А то, что сейчас как-то все пересмотрели, ЕГЭ ведь все так вот покрыла, как облаком тучи, и забыли, что есть талантливые, одаренные дети, о которых Президент хорошо говорит. Но с ними надо иначе работать. Если ребенок блестяще закончил школу, лицей. Если он защитил и получил диплом высокой степени научно-исследовательской работы, если он талантливый человек, и ему надо что-то досдать и принять его. Он готовый студент, прекрасный будущий специалист. Поэтому НОУ - это очень важное направление и очень важное средство развития научно-исследовательских навыков с большой перспективой. Я могу так сказать: наши ребята всегда получали большое количество дипломов при государственном университете, потому что научными руководителями были преподаватели разных кафедр пяти "естественных" факультетов. Им оставалось только досдать один предмет - русский язык, потому что следующий предмет брался из аттестата, и защита работы блестящая, как правило - и они студенты. Почему-то это надо было убрать. Просто лишили вузы и школы этой совместной работы, такой прекрасной формы. Мне хочется верить, что все-таки, мы вернемся к разуму.

-Это произойдет, как вам кажется?

-Я думаю, что произойдет. Тем более, что ЕГЭ - это не вечно и не однозначно.

-Формула успеха. Все-таки человек, который сумел столько проектов в жизни реализовать, наверняка, задается вопросом: какова она - формула успеха? Что позволяет вам идти по жизни? Какая ваша формула успеха?

-Я лукавить не буду - я тоже об этом думаю, тем более, в таком возрасте, когда за плечами уже очень много. Главное или не главное, но у человека должно быть какое-то определенное генетическое начало - человек должен быть способным от природы-матушки. Ведь можно учиться много, как говорят, но не очень умным закончить. Это раз. Второе, конечно, надо хорошо рассчитывать в хорошем смысле слова ситуацию. Создать лицей - это было очень тяжелое дело. Сейчас в Нижнем Новгороде девять лицеев и девять гимназий. Но, в отличие от нашего учреждения, они преобразовались из школы - в лицей, из школы - в гимназию. Это тоже не просто. Я не хочу коллег своих обидеть, но одно дело, на своей базе, а вот создать учреждение с нуля и, тем более, создать такие условия, чтобы пошли учиться дети из разных школ, это совсем другое. Почему лицей технического направления, физико-математического? Когда наши органы власти, в то время исполком горсовета и районный исполком дали мне задание разработать проект нового инновационного образовательного учреждения, я начал с анализа. Гуманитарный мне, может быть, ближе, но ведь у нас такая инфраструктура, такая гигантская промышленность (не важно в принципе, спад или подъем). У нас такая высшая техническая школа. Общество движется материальным производством, поэтому я четко рассчитал, что нужно техническое направление, тогда пойдут к тебе. А гуманитарное тоже интересно, но не такое масштабное. Поэтому нужен точный расчет, видение проблемы и умение найти способ решения.

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по пятницам в 22.00, повтор программы по субботам в 12.35. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по воскресеньям в 12.05 и на радио "Шансон" по воскресеньям в 15.05 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.

Поделиться: