Ростелеком
Международный конкурс журналистов
Последние интервью
Популярные интервью за год
Последние новости рубрики Культура и отдых
Культура и отдых

Арсений Гончуков: "Очень надеюсь, что Год кино пройдет для кино незаметно, и мы сможем уберечь авторские проекты от тлетворного влияния государства"

17 февраля 2016 15:56  [3246] Культура и отдых
Арсений Гончуков

Арсений Гончуков

Фото: из соц. сети

(НИА "Нижний Новгород" - Татьяна Неровня) История кино в России насчитывает более 100 лет. И за это время кинематограф переживал много перемен, смен режимов и идеологий. В интервью НИА "Нижний Новгород" Арсений Гончуков рассказал о том, что в настоящее время представляет собой современное авторское кино и в каком направлении ему необходимо двигаться.

- Ваше мнение, как эксперта: может ли год кино что-то поменять в российской киноиндустрии?

- Поменять может, но мне кажется, что данная инициатива является крайне вредной. Прошлый год был годом литературы и закончился он сожжением книг, как бы год кино не закончился сожжением пленки на костре. Это конечно я так невесело шучу, но мне действительно кажется, что чем больше государство обращает внимание на ту или иную сферу искусства (а это вещи очень тонкие) - тем хуже. Это мое глубокое убеждение. Я думаю, что ничего хорошего не получится и пользы никакой не будет. В современном российском кино есть такие масштабные системные нерешаемые проблемы, что повлиять на них в кризисное время еще и со стороны государства - это все равно, что ложкой черпать океан. Посмотрим на первую инициативу: поддержать режиссеров и создателей кино семью миллиардами рублей безвозмездно. Это выглядит все равно, как дарить женщине цветы только на 8 марта. Тут надо либо дарить всегда, либо никогда. Тогда будет польза. Из этих инициатив может родиться только кино про Гагарина, про какую-нибудь Зыкину, про легенду №17 - тенденциозные лубочные и топорно сделанные фильмы, призванные поднять дух патриотизма и таких лент будет становиться все больше и больше. Ведь вряд ли дебютантам скажут: давайте ребята, говорите о том, что наболело! А это значит, теперь дебютанты будут снимать патриотическое кино, что уже страшно.

- А что касается семи миллиардов рублей, эти деньги как-то помогут?

- Это самое худшее, что можно сделать для продюсера в принципе. Это путь к дальнейшему развращению киноиндустрии. Отечественные продюсеры - это немногочисленное сословие очень недалеких, как правило, жадных, плохо воспитанных, неумных людей, которых не интересует ничего кроме трех копеечек, которые они могут украсть, они и крадут- то неуклюже. Лучше бы уж государство разобралось с коррупцией в данной сфере. Посадить бы дюжину вот таких воров и бракоделов, можно прямо с Мосфильма начать, там много таких сидит. Эти продюсеры просто привыкли к кормушке. Они толкутся в приемной Минкульта, они на цыпочках стоят и заглядывают в глаза тем руководителям, которые распределяют государственные деньги. Я сам это своими глазами видел, как они там в приемной трутся с глазами котика из фильма "Шрек". Жалкое зрелище эти наши продюсеры. Им не говорят: попробуйте заработать денег, снимая хорошее кассовое кино, им просто, как нищим дают подачки, хуже этого придумать сложно.

Речи о том, что кино должно зарабатывать, что нужно создавать институты поддержки киношкол, в целом даже не идет, хотя такая практика является совершенно обычной в развитых странах. Просто нате вам кучу денег и поддержим дебютантов в этом году. Поэтому резюмируя сказанное: вряд ли есть здравомыслящий и не желающий украсть человек, который скажет, что эта инициатива пойдет на пользу. Я очень надеюсь, что Год кино пройдет для кино незаметно, и мы сможем уберечь кино от тлетворного влияния государства.

- Как должно развиваться независимое кино? Есть ли у нашего отечественного кино перспектива в условиях кризиса?

- С одной стороны большинство фильмов существует на деньги государства. Естественно, что государство скажет, то и будут делать кинематографисты. Тем более что наш министр Мединский показал, что он человек жесткий и конкретный, и что на государственные деньги сниматься фильмы, подобные "Левиафану" не будут. Собственно, достаточно показательна ситуация с известным документалистом Виталием Манским, которому минкульт отказал в финансировании фестиваля "Артдокфест" просто потому, что тематика фестиваля не соответствует идеологическим установкам государства. С другой стороны, не хочу показаться сильно пафосным, но за последние четыре года я снял четыре полнометражных фильма, не попросив у государства ни копейки. И эти ленты транслировались на многих телеканалах и в кинотеатрах, а это означает, что создавать качественное кино можно и нужно отдельно от государства. Просто надо уметь. И не воровать.

- Как вам удалось провести такую работу без финансовой поддержки?

- Во-первых, это не блокбастеры, это авторское кино. Тут нет графики и спецэффектов, что удешевляет стоимость. Во-вторых, это опыт - мы долго учились снимать кино дешево, без продюсеров. Мне всегда сильно помогают друзья и коллеги. Конечно же, были частные инвесторы, которые готовы были жертвовать на интересные проекты. Это долгая история. Факт в том, что эти фильмы есть - и это не кино, сделанное на коленке, это качественное кино с замечательными актерами и профессионалами, снятое за 700 тысяч рублей. Мой фильм "Сын" был показан на федеральном телеканале ТНТ. Два фильма показаны на телеканале "Культура". Не говоря про все остальное. Фильм, созданный по стоимости буфета и еды для группы на "взрослой" съемочной площадке. Такой подход к созданию кино - мой индивидуальный опыт, и не факт, что кому-то удастся так же. Но я все равно за то, чтобы кинематографистам переставали бесконтрольно давать деньги. Надо, чтобы он и научились сами думать, как заработать их. В будущем кино не должно зависеть от государства. Но, чтобы этого достичь, как раз государству надо поддерживать киношколы, высшее образование в сфере кино, творческие объединения и новые идеи на постоянной основе, а не раз от разу к какой-то дате. Но государству это не выгодно, так оно теряет свой контроль.

- Является ли окупаемость фильма критерием качества?

- Финансовый показатель, конечно же, не критерий качества, и так никогда не было. Стихи, которые Пушкин писал - разве они были коммерчески успешны? Финансовый показатель применим только с точки зрения бизнес-проекта. Если кто-то, например, печет пирожки и продает их у метро себе в убыток, то это плохой бизнес-план. Кино и искусство живут по-другому. Как оценить финансовую успешность творчества Германа или Тарковского? Если мы говорим об авторском кино - финансовая оценка возможна, но абсолютно необязательна.

- Каковы ваши творческие планы на будущее?

- В прошлом году мы выпустили фильм "Последняя ночь" и хотели делать новый фильм. У нас уже есть готовый сценарий и создана команда. Но я решил приостановить работу в силу моих личных причин. Не было денег, а хотелось снимать хотя бы с минимальным бюджетом. Я почувствовал усталость и некое разочарование. Очень тяжело снимать авторское кино каждый год. А разочарованность связана с тем, что кинопрокат - это тоже большие жирные коммерческие жабы, которые сосут деньги у населения за счет зарубежных релизов, и им точно нет дела до авторского кино. Им вообще никто не нужен. Любая отечественная киносеть - это, по сути, супермаркеты и им дела нет до каких-то молодых авторов. Я говорю об этом не потому, что я снял какой-то крутой фильм, а его не показывают, а потому что мне постоянно приходят отзывы на мое кино и, читая их, я понимаю, что они нужны людям, что в России есть потребность в таком кино. У нас есть свой зритель - это десятки и даже сотни тысяч человек, судя по просмотрам в интернете. В прокате собрать столько зрителей невозможно, потому что прокатчики знать нас не хотят. Да и наши великие кинокритики тоже не желают сильно сосредотачиваться на фильмах молодых авторов. Они считают, что не круто писать о русском кино. Так что пока я не знаю, буду ли я в дальнейшем снимать полнометражное кино.

- Есть ли у вас творческие планы в других сферах помимо кино?

- Я пишу с детства стихи, но так и не стал поэтом в общепризнанном понимании, по-прежнему продолжаю писать. Я много пишу про кино, как колумнист, правда, писать роман или пьесу я точно не собираюсь. Зато много времени уделяю написаниям сценариев, мне это действительно нравится. Это моя профессия.

- Как заработать молодому человеку, который увлекается авторским кино?

- За молодых авторов кино я спокоен. Я вижу, что сейчас молодые талантливые люди востребованы, и никто не сидит без работы. Несмотря на кризис, рынок медиа очень широк и постоянно нуждается в притоке все новых и новых кадров. Можно писать, можно снимать вирусные и рекламные ролики. Можно заниматься многими интересными вещами и заработать этим деньги, и еще будут оставаться деньги на кино.

- Есть ли в Нижнем Новгороде свои кинотрадиции и интересные авторы?

- До недавнего времени кино и Нижний Новгород - это были совершенно несвязанные вещи. Но кино - это же, как вирус, это модно, идеей снимать кино заражаются многие. Как раньше самыми популярными мужчинами были летчики, то сейчас это кинорежиссеры или актеры. С недавних пор у вас стала появляться некая живая сила. Сейчас я связываю будущее кино в Нижнем с ребятами, которые объединяются вокруг такого человека как Денис Лафанов, Иван Зархин, Галя Курочкина. Это люди, которые создали кинообъединение, сплотившее сейчас энтузиастов и талантливых людей, и совместно нашими усилиями был произведен некий импульс, который, надеюсь, будет иметь долговременный эффект. Появляются некие силы, некие пассионарии, которые пытаются что-то двигать и возрождать в кино на периферии.

Поделиться:

Газпромбанк
Мебельный базар
Фонд Кондрашова
Вход для пользователей