Последние интервью
Последние новости рубрики Общество
Общество

Елизавета Солонченко: "Люди – наш главный ресурс. Настало время его капитализировать на благо Нижнего"

22 марта 2017 10:15  [3742] Общество
Елизавета Солонченко

Елизавета Солонченко

Фото: Городская дума Нижнего Новгорода

В начале марта в "Арсенале" был дан старт проекту "Живой Нижний" – площадке, на которой активные горожане и эксперты получили возможность участвовать в планировании развития города. В интервью НИА "Нижний Новгород" заместитель главы Нижнего Новгорода Елизавета Солонченко рассказала о том, с каких проектов начнется "оживление" Нижнего Новгорода и почему оно необходимо.

– Елизавета Игоревна, откуда взялось название "Живой Нижний" и почему этот проект появился именно сейчас? Насколько он нужен городу?

– Проект призван создать в Нижнем Новгороде коммуникационные площадки, консолидировать активных горожан и привлечь их к формированию и реализации комплексных технологий современного развития Нижнего Новгорода. Существует общероссийский проект "Живые города", именно он и вдохновил нас на создание "Живого Нижнего". Что характерно, "Живые города" зародились в Ижевске, то есть, даже на уровне географии не история, спущенная сверху, не тот случай, когда московский или питерский проект со временем локализуют сначала в городах-миллионниках, потом в городах поменьше и надеются, что в конечном итоге это придет в каждый дом.

Инициаторами проекта "Живой Нижний Новгород" выступили Управляющий партнер компании "Т.М.-Сервис" Юлия Крузе и Заведующий кафедрой философии и политологии Нижегородского института управления РАНХиГС Андрей Дахин. В установочной сессии "Живого Нижнего Новгорода" также принял участие Александр Старков – руководитель Исполнительного комитета Национальной инициативы "Живые города". Он рассказал об успешных кейсах проекта, реализованных в Ижевске, Ульяновске и других российских городах.

Если вкратце, участникам проекта "Живой Нижний Новгород" предстоит сформировать новые концепции всестороннего развития по таким направлениям как экология, культура и образование, городские активности, соуправление при участии экспертного сообщества.

– То есть, "Живой Нижний" нельзя назвать инициативой мэрии?

– Ни в коем случае. Мэрия – лишь один из участников, не имеющая никаких привилегий по сравнению с другими участниками. В идеале городские инициативы должны рождаться на всех уровнях – от общественных объединений и инициативных группа горожан до профильных департаментов. И не только рождаться, но и реализовываться, проходя путь от идеи до ее воплощения в жизнь. Сейчас реалии таковы, что наиболее жизнеспособными оказываются инициативы сверху, инициативы, исходящие от первых лиц. Отчасти это дискредитирует само понятие местного самоуправления. Именно вовлечение максимально широкого круга экспертов и является тем самым моментом "оживления" активности города. Общественники, экспертное и бизнес-сообщество должны генерировать свои инициативы, а не только встраиваться в предложенные государством. Сейчас этот баланс нарушен.

Инициаторы проекта "Живой Нижний" надеются ситуацию изменить, задать новый тренд, оживить город. В нашем случае "оживитель" – это человек, который методично занимается позитивным изменением среды и созданием сообщества. В свою очередь экспертное сообщество готово снабжать его необходимым инструментарием и экипировкой, проводя "школы оживителей".

Поначалу некоторых участников "Живого Нижнего" смущала терминология проекта, все эти более свойственные научному и бизнес-сообществам "движки", "презентации формата Печа-куча". Но мы умышленно не стали отказываться от этого "новояза", не стали переводить происходящее в более привычную административно-бюрократическую терминологию. Было опасение, что стилистическое сходство с традиционными, запущенными сверху, проектами в конце концов приведет и к сходству по существу. К счастью, пока, похоже, "Живому Нижнему" это не грозит.

Оживление начинается с того, что горожане и городские сообщества достигают определенного уровня ответственности за судьбу города, у них появляется способность созидательно взаимодействовать. И самое главное – горожане должны знать, что их инициативы так же важны для города, как и инициативы администрации и федеральные проекты. Ведь зачастую в человеке включается внутренний цензор, говорящий: "Начальству видней". И большинство горожан взаимодействует с городской средой посредством наказов: нам бы лавочку во дворе поставить, нам бы мусор вывезти… Такой подход, безусловно, имеет право на существование – но он зачастую отдает инфантилизмом. Как минимум жители должны озвучивать свои требования не к абстрактной "власти" которая придет и починит, потому что "мы же налоги платим, и вообще выборы скоро", а к конкретной организации, обслуживающей конкретную территорию. Об этом как раз говорили представители ТОСов, участвовавшие в установочной сессии "Живых городов". Нужно не только повышать юридическую грамотность горожан, но где-то даже и менять ментальность.

– Один из участников "Живого Нижнего", Александр Сериков, выступил с идеей создания некоего консультативного органа, городского совета, как он его назвал. Инициатива фракции "Единой России" в Гордуме о создании городской Общественной палаты как-то с этим связана? Или эта идея вызрела в недрах гордумы параллельно?

– Это именно реакция на инициативу "Живого Нижнего". Существует общественный запрос на создание консультативного органа, в составе которого войдут лидеры общественного мнения и активные представители гражданского общества. В отличие от других проектов, озвученных участниками "Живого Нижнего", этот вопрос входит в компетенцию представительного органа, поэтому наша фракция и отреагировала. Суть работы Общественной палаты как раз и состоит в том, чтобы у той же администрации не было возможности принимать безальтернативные решения. Теперь у муниципалитета будет некий критический фильтр, который сможет донести до администрации мнение горожан и при случае выступить с – подчеркну – конструктивной критикой. А также донести до администрации те инициативы, которые по той или иной причине не попали в поле зрения депутатов и чиновников, однако от этого не стали менее актуальными для города.

И эта история отлично ложится и в контекст "Живых городов". Среди прочих проблем мегаполисов стоит выделить атомизацию жителей, их эгоцентричность и стремление к максимальной автономии домохозяйств. Это, если говорить о последствиях, ведет не только к сегрегации городской застройки, но и к тому, что число людей, участвующих в формировании городской политики и стратегии развития муниципалитета, сводится к минимуму. "Живой Нижний" хотел бы переломить и эту тенденцию.

– Уже можно говорить о каких-то промежуточных итогах работы "Живого Нижнего"?

– На установочной сессии были представлены несколько проектов, которые в результате ранжирования вызвали наибольший интерес собравшихся нижегородцев. В дальнейшем участники "Живого Нижнего" в соответствии со своими предпочтениями будут участвовать в разработке алгоритмов реализации выбранных ими проектов.

Если говорить об итогах установочной сессии, можно выделить несколько проектов. Во-первых, "Единый городской событийный календарь". Это интернет-агрегатор городских событий, который предоставит нижегородцам и гостям города исчерпывающую информацию о культурных и общественно-политических событиях в Нижнем. Работу площадки будут обеспечивать независимые и зачастую не знакомые между собой модераторы, что позволит минимизировать риск ангажированности.

Во-вторых, это общегородской "Фестиваль фестивалей". Он призван максимально широко представить творческий потенциал нижегородцев в различных отраслях – от рукоделия и народных промыслов до рок-музыки и фольклорных коллективов. Ключевое отличие "Фестиваля фестивалей" от большинства общегородских активностей заключается в том, что у фестиваля не будет ярко выраженной иерархии – главной площадки и одного человека, принимающего решения относительно репертуара и списка активноcтей. Авторы идеи "Фестиваля фестивалей" уверены, что децентрализация и максимально представительный оргкомитет смогут принести новизну и изменить традиционное представление об общегородском празднике.

В-третьих, это проект "Культурный двор". Он вызвал наибольший интерес представителей ТОС. Он призван отработать технологии взамодействия жильцов и общественных организаций для улучшения внутридворовых пространств.

– Но проекты по сути достаточно традиционны. В чем тогда принципиальное отличие от, условно говоря, плана работы администрации города на очередной календарный год?

– Суть в том, что мы намерены взять всё лучшее из опыта реализации корпоративных стратегий и народных инициатив. В некотором роде примирить эффективного менеджера и общественника старой формации. Это то самое муниципально-частное партнерство, о необходимости которого так много говорят. Когда говорят "муниципально-частное партнерство", все представляют себе исключительно участие бизнеса в финансирование городских проектов. Причем иногда их к этому, мягко говоря, принуждают, и многие считают это нормой. На самом деле горожане должны вкладываться в развитие города не только и не столько деньгами, а идеями и активностью. Говорят же, что люди – наш главный ресурс. Настало время его капитализировать на благо Нижнего.

Новизна заключается именно в подходе, а не в сути проектов. Мы не собираемся разворачивать Волгу вспять или ввести в календарь 32 августа. "Оживление" – не цель, а средство. А цель – сделать Нижний комфортнее для жителей.

Поделиться: