Последние интервью
Последние новости рубрики Общество
Общество

Александр Липенков: "Новые частные маршруты найдут своего пассажира, но вряд ли будут самыми популярными"

19 мая 2017 11:15  [3112] Общество
Александр Липенков

Александр Липенков

НИА "Нижний Новгород" - Юлия Асташкина

С 21 апреля по 21 мая оценку регулирующего воздействия проходит, пожалуй, самый обсуждаемый проект правового акта нижегородской администрации - новая маршрутная сеть. Наиболее масштабному обновлению подвергается сфера коммерческих маршрутов: планируется отменить 26 "частных" маршрутов и ввести 23 новых. К обсуждению НИА "Нижний Новгород" попросило подключиться кандидата технических наук, доцента кафедры "Автомобильный транспорт" НГТУ им.Алексеева Александра Липенкова. В интервью информагентству он проанализировал предлагаемые мэрией транспортные изменения, пояснил, зачем администрация "укорачивает" маршруты, а также оценил перспективы развития метрополитена и электротранспорта в Нижнем Новгороде.

- Александр Владимирович, планируемые изменения в маршрутной сети Нижнего Новгорода жители активно обсуждают и критикуют. Давайте мы попробуем начать с положительного. Есть за что похвалить городскую администрацию?

- Изменения в маршрутной сети назрели давно. Ее стихийное развитие привело к тому, что существуют полностью дублирующие друг друга маршруты муниципального и коммерческого перевозчика. Уход от этого можно рассматривать как положительный момент. Кроме того, вводятся новые маршруты, соединяющие микрорайоны, до этого не имеющие прямого сообщения - например, "мкрн Бурнаковский" и "Цветы".

Тем не менее, в Нижнем Новгороде уже сложно открыть такой маршрут, который бы оказался чрезвычайно востребованным. Новые маршруты, бесспорно, найдут своего пассажира, однако надеяться, что это будут самые популярные маршруты нижегородцев, не стоит. Большинство маршрутов "длинные", количество подвижного состава на них явно не будет большим. Как следствие - высокий интервал движения и не очень высокая популярность.

- После введения новой маршрутной сети маршруты, в основном станут короче, чем были раньше. Для чего это делается, как Вы считаете?

- Хороший вопрос. Поясню. Муниципальные перевозки всегда убыточны. "Короткие" маршруты позволяют снизить затраты перевозчика, повысить эффективность его работы. Дотации уменьшаются, и свободные средства можно направить на другие цели. На "длинных" за рабочую смену водитель успевает сделать всего два-три полных оборота, при этом на таких маршрутах всегда есть участки, где пассажирообмен очень незначителен. А пробег подвижного состава и затраты очень велики.

- Но многим пассажирам при таких изменениях придется добираться до места назначения с одной, а иногда и с двумя пересадками.

- Чтобы пассажиры не почувствовали "укорачивание" маршрутов, они должны перевозиться гораздо быстрее. Если Вы будете добираться до места работы быстрее, даже с учетом пересадки, то "укорачивание" не ухудшит качество перевозки пассажиров. Однако есть одно "но". К сожалению, предпосылок для увеличения скорости сообщения в настоящий момент немного. Нужен более скоростной транспорт, выделенные для автобусов полосы, адаптивные светофоры. Это большие затраты. А при той же скорости сообщения и том же подвижном составе "укорачивание" будет воспринято негативно.

- Давайте отдельно рассмотрим несколько маршрутов. Один из новых частных маршрутов предполагает, что доехать от мкрн "Мещерское озеро" до "Щербинок" можно будет только через мкрн "Молитовский". Оправданно ли такое удлинение маршрута и отмена 44 частного маршрута?

- Чем более извилистый маршрут, тем больше время доставки пассажиров из точки "А" в точку "Б". Принятие такого решения более чем спорно, вызывает сомнение и требует подтверждения результатами обследования.

- Вводится маленький, "закругленный" маршрут "Дачный-Молитовский". Насколько востребованным он будет?

- Если департамент транспорта открывает маршрут, значит, были обращения жителей и некоторый пассажиропоток на данном маршруте все же будет.

- Нет ни одного частного маршрута, который идет из микрорайона "Мещерское озеро", а также из мкрн "Молитовский" в центральную часть Нижнего Новгорода.

- Есть маршрутное такси №24 и муниципальный автобус №52. Если транспорта недостаточно - стоит рассмотреть возможность продления или изменения схемы уже существующих маршрутов. Возможно, достаточно будет увеличить количество подвижного состава на маршруте №52, обеспечив при этом регулярность движения по данному маршруту.

- Есть жалобы и от жителей достаточно удаленного от центра города микрорайона "Цветы".

- Существуют расчетные методики, которые позволяют точно определить количество подвижного состава, необходимого для обслуживания микрорайона. Нужно просто заниматься этим вопросом, собирать данные, проводить расчеты. Микрорайон развивается, будет развиваться маршрутная сеть.

- А удастся ли администрации с помощью введения данной схемы уйти от дублирования маршрутов?

- Лишь в некоторой степени. На замену одних дублирующих маршрутов приходят новые. Например, новый маршрут "Долгополова - Верхние Печеры" будет дублировать автобусы маршрута №45 и №90 на участке "Верхние Печеры - пл. Минина". При том, что на этом участке степень дублирования и так высока.

В Нижнем Новгороде количество транспорта избыточно. Да, на некоторых участках в определенные часы могут наблюдаться проблемы. Но они носят локальный характер. Нужно всего лишь скорректировать расписание с учетом "пробок" (такие методики существуют в НГТУ), по ряду маршрутов незначительно увеличить число подвижного состава.

- В Дзержинске в 2015 году власти приняли решение о прекращении трамвайного движения в городе. Какая судьба, на Ваш взгляд, ждет электротранспорт в Нижнем Новгороде?

- Электротранспорт переживает не самые лучшие времена. С одной стороны, он экологически чистый, с другой стороны - достаточно медленный, особенно троллейбусы. Рост благосостояния населения предъявляет повышенные требования к скоростям сообщения, и электротранспорт не всегда им соответствует. Если ничего не менять, то вопрос закрытия может встать и в Нижнем Новгороде.

Уже сейчас многие высказывают недоумение: почему на ул. Белинского не отменят трамвайное сообщение? Повысить привлекательность электротранспорта можно развитием его маршрутной сети, введением нового скоростного подвижного состава по выделенным линиям. Из-за отсутствия финансов это сейчас невозможно, поэтому электротранспорт продолжит оставаться в затруднительном положении.

- И последний вопрос: станция метро в Нижегородский или Сормовский район?

- Обе станции метро важны для города. Я бы выбрал вариант с развитием сормовского направления, так как его проще реализовать, и быстро был бы достигнут положительный результат для города. Но надо сказать прямо: пока метро не "войдет" в спальные районы, оно будет испытывать проблемы и с окупаемостью и с популярностью.

Поделиться: