Последние интервью
Популярные интервью за год
Последние новости рубрики Бизнес
Бизнес

Светлана Булгакова: "Тот, кто не рискует, не идет в бизнес"

12 июля 2017 19:06  [753] Бизнес
Светлана Булгакова

Светлана Булгакова

В 2016 году количество индивидуальных предпринимателей в Нижегородской области вернулось на докризисный уровень, однако обороты малых предприятий докризисных объемов пока не достигли. В том числе и потому, что на развитие нужны деньги, а получить их малому бизнесу бывает довольно сложно, особенно без залога. О том, где малый бизнес может получить беззалоговый кредит и как даже отказ можно использовать для развития, рассказывает директор по массовому бизнесу Альфа-Банка в Нижнем Новгороде Светлана Булгакова.

- Число предпринимателей в регионе увеличивается - растет ли вслед за ним спрос малого бизнеса на кредитные ресурсы? И готовы ли банки идти навстречу этому спросу?

- Ориентацию на работу с малым бизнесом уже можно считать трендом в банковской среде. Она связана, с одной стороны, с некоторой стабилизацией ситуации в стране, а с другой - с принятием новых правил игры и адаптацией к новым условиям. Когда в конце 2014 года обрушился курс рубля и ключевая ставка Центробанка взлетела до 17%, и предприниматели, и банки застыли в ожидании того, что будет дальше. Но постепенно бизнес начал "ощупывать" рынок, и как только тренды стали понятны, он принял новые правила игры и начал искать для себя возможности. Уйдя с одних рынков, часть предпринимателей двинулась в другие сферы с новыми идеями и интересными проектами, более приспособленными к текущим условиям. Отсюда и их интерес к кредитованию: именно за счет заемного финансирования этот бизнес развивается, приспосабливается к рынку.

Банковский сектор, в свою очередь, ищет возможность вложиться в малый бизнес для получения дополнительных доходов. Впрочем, предприниматели рассказывают, что пока некоторые кредитные предложения для небольших компаний так и остаются на уровне деклараций.

- А Альфа-Банк идет навстречу бизнесу?

- Да, и довольно активно. Наша политика - не придумать продукт и ждать, когда заемщик к нам придет, а изучить запросы бизнеса, его основные финансовые задачи - и предложить подходящее решение. Как показала практика, этот подход себя оправдывает: у нас за последний месяц в пять раз выросли объемы инвестиционного кредитования. Это отражает, с одной стороны, тренд на смещение интересов бизнеса в сторону инвестиционного кредитования, так как предприниматели сейчас нацелены на развитие, а не на выживание, а с другой стороны, конкурентоспособность нашего предложения. Ведь если год назад банки ужесточали условия кредитования и сами выбирали заемщиков, то сейчас банки смягчают условия по рискам, и уже клиент выбирает как минимум из трех-четырех банков. И он выбирает нас.

- Почему предприниматели предпочитают вас? Какие продукты их привлекают?

- В первую очередь, конечно, наш беззалоговый нецелевой кредит "Партнер". Ведь клиенты ищут предложение, которое сэкономит им время и деньги, будет удобно и в котором банк проявит свое "человеческое лицо". А сегодняшний предприниматель в первую очередь не хочет обременять свои активы залогами, а также тратить время и средства на оценку этого залога и его страхование. Тем более что у малого бизнеса нередко бывают сложности с залоговой базой, и ее трудно оценить. А мы, основываясь исключительно на оценке возможностей бизнеса, выдаем небольшим компаниям до шести млн рублей - это неплохое кредитное плечо.

При этом мы понимаем, что малый бизнес может развиваться, только быстро приспосабливаясь к меняющимся условиям. А это значит, что денежные ресурсы при необходимости могут быть моментально перенаправлены в другое русло. В этом смысле наш кредит "Партнер", который имеет своей целью скорее развитие бизнеса, чем конкретную покупку или вложение – идеальный вариант для предпринимателя. Неважно, на что пойдут средства - на развитие бизнеса, исполнение контракта, новое оборудование, покупку недвижимости – мы не будем требовать подтверждений его использования. Потому что банк не может лучше предпринимателя знать, как ему развивать бизнес.

И конечно, ставки у нас самые привлекательные – от 12,5%, за последний год мы снизили их на четыре пункта. Вот и весь секрет нашей конкурентоспособности.

- А спрос на оборотные кредиты тоже растет?

- Да. Причем иногда спрос на овердрафт для наших клиентов удовлетворяется даже раньше, чем возникает риск кассового разрыва: недавно мы запустили предодобренный экспресс-овердрафт для тех, кто у нас обслуживается. Ведь мы ведем расчетный счет предпринимателя и понимаем, какие обороты регулярно проходят на его счетах и насколько они стабильны. Поэтому сами обращаемся к бизнесмену с предложением овердрафта, например, на млн рублей, причем ему даже не обязательно иметь кредит в нашем банке. И что немаловажно - деньги на пополнение оборотных средств бизнесмен может получить уже через сутки, достаточно просто приехать к нам с паспортом и печатью и подписать договор. Предложение практически уникально: для внедрения такой технологии требуется большой опыт работы в сегменте массового бизнеса и автоматизированные процессы, которые требуют серьезных инвестиций.

- Ускоряется ли в целом процесс выдачи кредитов?

- Конечно, ведь мы стараемся идти в ногу со временем. Вообще Альфа-Банк как крупная финансовая организация имеет возможность инвестировать средства в автоматизацию многих процессов, связанных с оценкой заемщика, одобрения кредита, выдачи займа. Мы уже видим, что среди клиентов востребованы предодобренные предложения, и будем продолжать развивать этот сервис и наполнять его другими продуктами.

Кроме того, банк в целом настроен на ускорение процессов. Предприниматели настрадались в очередях, заполняя многочисленные бумажки, а в Альфа-Банке пакет документов минимален, наши менеджеры помогают бизнесу заполнить анкеты и сами готовы перевести отчетность компании в нужный формат. В дальнейшем, думаю, большинство продуктов вообще перейдет в онлайн, уже сейчас многое можно сделать с помощью интернет-банка.

- Но пока клиентские менеджеры остаются главным каналом взаимодействия финансового учреждения и бизнеса. Можно ли назвать Альфа-Банк банком "с человеческим лицом"?

- Однозначно. Вообще сейчас во многих бизнес-процессах большую роль играет
некая общая философия взаимодействия с клиентом. А мы сейчас не просто выдаем займы, но и помогаем развивать бизнес. Ведь предприниматель, приходя в банк за кредитом, фактически проходит проверку, насколько его бизнес здоров и твердо ли он стоит на ногах. И даже если он не может получить кредит на запрашиваемую сумму, это не приговор, а повод задуматься о том, что не так с бизнесом и что именно нуждается в корректировке. Может быть, у него уже серьезное обременение кредитами, и оборотов недостаточно, чтобы поддерживать дополнительную кредитную нагрузку. Или, например, бизнес зависит от сезонности или одного поставщика. И здесь мы готовы вместе с предпринимателем рассмотреть, в чем проблема и какая нужна помощь. Это хорошая подсказка для бизнеса, причем совершенно бесплатная. И бывает, что потом предприниматель возвращается к нам за кредитом, но уже за другой суммой, а порой и за другим банковским продуктом. По нашим подсчетам, переориентация в продукте происходит в 30% случаев.

- Какие еще продукты может выбрать бизнес?

- Например, вместо кредита на расширение коммерческого автопарка предприниматель может выбрать лизинговые инструменты. С одной стороны, это позволяет обойтись без увеличения кредитной нагрузки, а с другой - сэкономить на налогах, отнеся расходы на себестоимость. При этом в лизинговый платеж можно включить и допуслуги, например, страховку. Кроме того, мы планируем предложить малому бизнесу банковские гарантии. А это значит, что ИП может принимать участие в тендерах на госзакупки: во-первых, наличие банковской гарантии - обязательное условие участия во многих конкурсах, а во-вторых, этот инструмент позволяет не вынимать деньги из оборота до заключения контракта.

- Растет ли уровень предпринимательской и финансовой грамотности бизнесменов?

- В целом да, но чтобы ускорить этот процесс и помочь бизнесу грамотно развиваться, Альфа-Банк для своих клиентов-предпринимателей постоянно проводит образовательные конференции, форумы и семинары. Эти мероприятия совершенно бесплатны, а при выборе тематики мы ориентируется на актуальные запросы, которые услышали от местных предпринимателей. Темы самые разные, начиная от налоговой и бухгалтерской практики и заканчивая продвижением товара на рынке. И это уже приняло масштаб просветительского движения, потому что наши форумы Alfa Business Week "Точки роста вашего бизнеса" проходят во всех регионах присутствия Альфа-Банка и собирают огромные залы. Мы констатируем, что чем более человек образован в сфере предпринимательской деятельности, тем его взгляд на бизнес более рационален.

- Но многие предприниматели по-прежнему боятся кредитов. Как понять, что уже пора?

- По моему опыту, есть два главных показания для обращения к банку за кредитом. Во-первых, это понимание, что привлечение заемных средств обойдется дешевле и будет проще, чем изъятие их из оборота. А во-вторых, обеспеченность активами и договорной базой, потому что преобразовать актив в инвестиционные средства не всегда целесообразно, а банк в первую очередь смотрит на то, что у бизнеса впереди.

Но бояться кредитов не нужно. Конечно, риски есть всегда, но тот, кто не рискует, не идет в бизнес. Ведь предприниматель – это человек, который видит не только риски, но и возможности.

 

 

Поделиться:
Мебельный базар