Последние интервью
Последние новости рубрики Общество
Общество

Лариса Моторина: "В работе я стараюсь придерживаться демократической политики"

17 января 2014 17:06  [6697] Общество
Лариса Моторина

Лариса Моторина

НИА "Нижний Новгород" - Марина Лайд

В конце декабря 2013 года глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов представил Ларису Моторину в должности директора городского департамента культуры.

Среди первых задач на ближайшую перспективу для нового руководителя департамента он обозначил привлечение профессионалов к обсуждению культурной стратегии города. В интервью НИА "Нижний Новгород" Лариса Моторина рассказала о первоочередных задачах, культурной политике и планах на 2014 год.

- Лариса Юрьевна, Олег Кондрашов обещал журналистам, что назначение на пост директора городского департамента культуры будет неожиданным и сдержал свое слово. А насколько лично для Вас такое решение было неожиданным? Не пугает ли Вас бремя ответственности?

- Для меня это предложение было неожиданным – это я говорю с долей открытости. Во время нашей первой с Олегом Александровичем встречи он интересовался, как развивается музей Добролюбова (которым я на тот момент руководила), как в целом мне видится дальнейшее развитие Нижнего Новгорода с культурной точки зрения. Тон у него был очень заинтересованный, чувствовалось, что глава администрации реально хочет сделать из Нижнего Новгорода центр культурных инициатив.

Могу сказать, что мне, как руководителю музея, было по-хорошему завидно, когда я наблюдала за процессом возрождения улицы Рождественской – я имею в виду реализацию проекта "Рождественская сторона". Ведь руководство города принимало в этом самое живое участие, причем с самого начала. Как оно было заинтересовано в том, чтобы эта старинная улочка зажила совершенно новой жизнью. Это не могло не вызывать радость! Сейчас существует координационный совет "Рождественской стороны", реализуются различные проекты. Помню, что на официальном открытии "Рождественской стороны" в День города отчетливо ощущался и комфорт, и уют этой старинной улицы, и гостеприимность, как в давние времена – казалось, каждый дом здесь говорит на своем языке.

Другая наша историческая улица – Большая Покровская. Здесь тоже каждый дом – это целая история, такая архитектура, столько мемориальных досок, но мне она кажется немного "холодной", а на "Рождественской стороне" есть душа…

Отрадно, что Олег Александрович поддерживает многие культурные начинания. Безусловно, охватить все невозможно, но когда ты чувствуешь заинтересованность руководителя, хочется работать! А это значит создавать такую атмосферу, чтобы и жителям здесь было комфортно, и у наших гостей – туристов – было ощущение, что тут их ждут.

Когда у нас зашел разговор о том, чтобы предложить мне должность директора городского департамента культуры, я сразу подумала об ответственности. Но получить такое предложение было почетно! Думаю, Олег Кондрашов до того, как сделать мне это деловое предложение, заручился поддержкой культурной общественности. И, конечно, мне хочется это доверие оправдать.

- Какая культурная политика, на Ваш взгляд, должна быть в таком городе, как Нижний Новгород?

- Культура – это проводник между властью и обществом. Насколько активными будут эти диалоги, связь власти и общества, настолько это будет отражаться на общем нашем развитии. Мы все говорим о необходимости инвестиций в экономику, но сейчас они нужны и в человеческие ресурсы – мы должны думать о формировании подрастающего поколения, молодежи, стремиться к тому, чтобы они составили гармонично развитое общество, общество, которому будет интересно жить в Нижнем Новгороде.

Но сказать однозначно, какой будет культурная политика, сейчас, конечно, сложно. У меня есть предложение создать Совет по культуре – координационный, попечительский, общественный – но Совет при главе администрации и, возможно, предложить главе администрации его же и возглавить. Совет не ради того, чтобы он просто был, а чтобы работал – как на "Рождественской стороне", такая рабочая структура, которая позволит выстроить эту культурную политику. Но для начала нужно понять, кто войдет в этот совет – думаю, это будет почетно.

Необходимо и участие в культурных процессах меценатов. Это стало какой-то забытой формой. А если вспомнить историю, сколько замечательных имен меценатов она хранит! Меценатов в полном смысле этого слова, а не тех, кто готов помогать только на одной-единственной основе: а что я за это получу? На мой взгляд, меценаты также могли бы войти в состав такого совета.

Учреждения культуры сегодня призваны не развлекать, а вовлекать. Необходимо четкое понимание идеологии культуры. И идти, как говорится, к светлому будущему нужно рука об руку с учреждениями образования, с наукой – почему бы отдельные научные разработки не применять в музейном, библиотечном деле.

Одним словом, я готова выступить с инициативой создания такого совета уже в ближайшее время. К тому же 2014-й год - год культуры!

- Что из того, что есть у города сейчас, Вы бы назвали неким культурным брендом?

- Думаю, это Нижегородский кремль – он не уступает аналогичным сохранившимся сооружениям, ни разу не был захвачен врагами за всю историю своего существования. Не стоит забывать и о том, что наш Кремль вошел в десятку победителей конкурса

"Россия 10". Кроме того, я бы отметила наш фестиваль хоровых коллективов, который уже стал Всероссийским. Мне кажется, хоровой коллектив – это нечто особенное в плане исполнительского мастерства.

- Многие неравнодушные нижегородцы выражают обеспокоенность судьбой музея на Щелоковском хуторе. Какой может быть его дальнейшая судьба?

- Наша задача – сделать так, чтобы музей не остался обыкновенной площадкой, а превратился в некий природный уголок, наполненный изнутри, стал местом, в которое хочется приезжать. Уже есть проект о развитии музея, но к его реализации необходимо привлекать музейщиков, экологов, пиарщиков. Весной мы планируем решить первоочередные задачи, выполнить план-максимум по этому году к началу туристического сезона. Пусть не все будет сделано, но какую-то обновленную часть уже нужно будет представить.

Этот музей должен стать настоящей изюминкой Нижнего Новгорода, привлекательным местом как для самих нижегородцев, так и гостей города, в том числе и иностранных. В будущем на его базе можно было бы организовывать масштабные фольклорные фестивали. Музей, действительно, уникален – из городского мегаполиса попадаешь как будто в другой век. Но подчеркну еще раз – для того, чтобы навести в музее порядок, нам предстоит хорошо поработать.

- А как быть с реставрацией объектов?

- Реставрацию самих объектов можно было бы осуществить за счет грантов – есть Потанинский конкурс, конкурс православных инициатив, конкурс "Русские усадьбы". Безусловно, городской бюджет на культуру не резиновый и, если делить его на все учреждения культуры, получается не так много, а существующие проблемы решать надо. В этом плане могу рассказать о своем опыте работы в музее Добролюбова, которым я руководила чуть более шести лет. Мы уже давно научились зарабатывать деньги сами – проводили научно-практические конференции, различные форумы, встречи, реализовывали межрегиональные и международные проекты. А могли сидеть и ждать, когда кто-нибудь принесет нам что-нибудь на блюдечке. Это время уже прошло. В культуре стало важным умение предложить, продвинуть свой продукт.

- К слову о музее – кто его теперь возглавит? Это должно быть Ваше решение?

- Да, это будет мое решение, согласованное с администрацией города. И будет оно озвучено в январе. Однозначно хочу сказать, что это будет человек, которому эта работа будет чрезвычайно интересна.

- То есть, это будет человек не из сегодняшнего коллектива музея?

- Скорее всего, да.

- А кто сейчас возглавляет музей?

- В настоящее время и. о. директора Наталья Михайловна Цыганова – заместитель по выставочной части.

- А насколько, на Ваш взгляд, уместно проводить конкурс на замещение вакантной должности, ну, например, директора музея?

- Как вариант это вполне возможно. Главное – чтобы человек, который приходит работать на такое место, имел призвание, понимал, куда он идет работать.

- Вы долгое время работали "по ту сторону баррикад", теперь – по эту. Как Вам кажется, чиновник в культуре – друг или враг?

- Знаете, на предыдущем месте работы – в музее Добролюбова – мы создали Попечительский совет, в который вошло очень много либо действующих чиновников, либо бывших, а также журналисты, писатели, потомки рода Добролюбовых, такие известные в городе люди, как Татьяна Виноградова, Зоя Рюрикова. Так вот, в этих чиновниках мы видели друзей. И так должно быть! На чиновника возложена ответственность контролировать, строго соблюдать законы. Но мы, прежде всего, должны быть друзьями, поняты обществом – ради общества мы и работаем! Я стараюсь в работе придерживаться демократической политики – до музея я возглавляла отдел культуры в одном из районов области и практиковала именно такую политику.

- Как департамент будет выстраивать отношения с театрами, которые часто жалуются, что им не хватает средств на самое главное – постановки?

- Что касается постановок… В театрах работают опытные люди, которые просчитывают все детально в плане предстоящей постановки. Поэтому когда они определяют количество постановок, они хорошо знают о деньгах – и бюджетных, и внебюджетных источниках. Сейчас не могу сказать однозначно, как департамент будет выстраивать отношения. Но я собираюсь в течение января-февраля 2014 года провести ряд личных встреч с руководителями учреждений культуры, в том числе и с руководителями театров. Думаю, мы найдем общий язык со всеми.

- Какие проблемы Вы бы назвали приоритетными в культуре?

- Нужно понять, как нам быть с театром "Вера" – на каких условиях будет завершен ремонт здания театра? Осенью следующего года – к началу очередного театрального сезона - оно должно начать функционировать.

Литературный музей Горького вступил в стадию реставрации в прошлом году. Потихоньку весь музей начинает подготовку к юбилею Максима Горького – при губернаторе создан Совет по подготовке. Музей на Щелоковском хуторе – наиактуальнейшая проблема! Школа "Жаворонок" находится в неблагополучных условиях – помещение у них в подвале. Нужно проанализировать варианты предоставления им альтернативного помещения – к примеру, есть вариант их перевода в помещение на улице Ванеева. Будем обращаться к главе администрации города с просьбой помочь решить те или иные проблемы наших учреждений. Заниматься нужно всеми проблемами, просто на все это нужно время.

- А есть ли перспективы у Нижегородского музыкального камерного театра имени Степанова когда-нибудь получить свое здание?

- У этого театра есть свой зритель, свое лицо. Театр интересен публике – это главное! Этот вопрос тоже нужно решать. У нас есть здания, которые могли бы быть отданы этому театру. Думаю, если бы театру предложили площадку, которую нужно, что называется, довести до ума, руководство и коллектив театра с этим бы справились. Нужно встречаться с руководством театра и обсуждать и этот животрепещущий вопрос. Возможно, у руководства театра есть свои размышления на этот счет. Самое главное, чтобы мы сейчас услышали друг друга. С каждым из руководителей мне бы хотелось решать общую задачу – чтобы Нижний Новгород стал культурным центром!

- Город может похвастать серьезными музыкальными, театральными фестивалями, проектами в области изобразительного искусства. А может ли Нижний Новгород когда-нибудь стать столицей значимого кинофестиваля?

- В 2013 году в нашем городе в связи с предпремьерным показом фильма "Географ глобус пропил" с Константином Хабенским в главной роли был нижегородец Александр Велединский. Почему бы в решении этого вопроса не обратиться к нему?

- А что можно было бы использовать в качестве площадки?

- Можно было бы использовать один из кинотеатров, пусть и коммерческий. Главное – чтобы была обоюдная заинтересованность в проведении такого мероприятия, а не подход по принципу "дайте нам деньги – мы проведем". Так любой проведет.

Думаю, можно обойтись и без красной ковровой дорожки, важно создать атмосферу.

Поделиться: