Последние интервью
Последние новости рубрики Культура и отдых
Культура и отдых

"Я считаю одним из достижений, что о Нижегородском театре оперы и балета заговорили", - Александр Топлов

02 сентября 2021 11:48  [5311] Культура и отдых

Фото: пресс-служба театра

НИА "Нижний Новгород" - Светлана Звонкова

Уже два сезона Александр Топлов является художественным руководителем Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. Пушкина. За это время в театре произошли существенные изменения, отмечаемые зрителями.

В преддверии нового сезона корреспондент НИА "Нижний Новгород" поговорила с Александром Топловым о достижениях, планах и сюрпризах для нижегородцев.

Сформировали ли вы за это время свое видение пути развития театра? В чем оно заключается?

- Я вижу наш путь с двумя направлениями развития: постановка хорошо известных произведений, включая современные, и эксклюзивные проекты. Мы стоим на рельсах классического театра оперы и балета уже 86 лет. Но театр, повторю в очередной раз – это не музей. Мне все время вспоминается цитата Густава Малера "Традиция – это передача огня, а не поклонение пеплу". Любой спектакль, как живой человек, проходит этапы: зачатие, беременность, рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть. Все меняется – темп и ритм нашей жизни, восприятие происходящего на сцене, отношение к театру. Нужно жить сегодняшним днем, заглядывая в завтрашний, уважая то лучшее, что было во вчерашнем. Примером является балет "Корсар" - это классическая хореография, музыка, при этом - современные материалы и декорации. Это взгляд на классику из сегодняшнего дня.

- Вы обратили внимание на эксклюзивные проекты театра, какими из них вы наиболее гордитесь?

- Например, "Шопениана, или японские этюды". На 10 опус Шопена Морихиро Ивата поставил 12 этюдов. Каждый из них имеет свое название — Любовь, Верность и т. д. Мы планировали сделать этот проект разовым, однако, по просьбам зрителей несколько раз повторили. Для постановки компанией Yamaha за собственные средства был трижды предоставлен большой концертный рояль флагманской модели CFX. В концерте принимали участие молодые пианисты-виртуозы: лауреат международных конкурсов Канон Мацуда, знаменитая "русская японка", приехавшая еще в детстве обучаться музыке в Россию, и Дмитрий Калашников, выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и аспирантуры Королевского колледжа музыки в Лондоне, ученик выдающегося пианиста современности Михаила Плетнева.

Во время подготовки к проекту, посвященному 800-летию со дня рождения Александра Невского, "За Русь святую!." (авторы проекта — профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Евгения Кривицкая и режиссер Петр Татарицкий) мы обнаружили множество интересных фактов. Так, я не знал, что у Михаила Булгакова есть либретто к опере Бориса Асафьева "Минин и Пожарский" – а это история нашего города. Что Лорой Квинт написана сага "Русский Бал на четыре столетия", где есть ария Минина и отца Авраамия, который благословил поход на Москву. Также в рамках этого проекта мы исполнили фрагменты из оперы Эдуарда Направника "Нижегородцы". Основоположник нижегородской композиторской школы Александр Касьянов по клавиру сделал оркестровку этой оперы в то время, когда оригинал партитуры находился в блокадном Ленинграде. И у нас есть эта уникальная партитура.

Сразу после исполнения проекта на родной сцене театр впервые за последние 37 лет отправился в Москву на гастроли. 9 июня мы выступали на лучшей академической площадке России – в большом зале Московской консерватории, где театр ни разу не был за всю свою 86-летнюю историю.

Значимым событием для города стала премьера оперы "Свадьба Фигаро". Будет ли закупленная аппаратура (экраны, бегущая строка) использоваться в других спектаклях?

– Да, спектакль "Свадьба Фигаро" стал для нас прорывным. Интересная и убедительная режиссура Дмитрия Белянушкина, современные технологичные декорации, модные костюмы и в тоже время точное попадание в моцартовскую стилистику в музыкальном воплощении – здесь было все, чем можно удивить на премьере. В нашем театре впервые за последние 30 лет опера исполнялась на языке оригинала — итальянском.

Любой перевод, какой бы он ни был совершенный, уводит от задумки композитора, который конкретное слово мыслил на определенной вершине музыкальной фразы. Если начинаешь петь на русском арию, изначально созданную на другом языке, моментально вся аура и очарование оригинала произведения уходят и неизбежно страдает стилистика.

Однако, даже если зритель идет на спектакль, ознакомившись с либретто, ему нужен перевод. Он и транслируется на экранах.

- При подготовке к "Свадьба Фигаро" вы приглашали коуча по вокалу Джанлука Пальюзо. Станет ли такая практика систематической?

- Фактически все структуры нашего театра за последние два года прошли мастер-классы. К балетной труппе приезжали известные балетмейстеры, которые работали с разными направлениями, современными в частности. С хором встречался композитор и дирижер Сергей Екимов – декан факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской консерватории, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, художественный руководитель Хора петербургской Консерватории. С оперной труппой - всемирно известный коуч Майкл Пол. В театр приезжал с мастер-классом солист оркестра и концертмейстер группы труб Московского театра "Новая опера" Валерий Конов. Наша солистка балета Татьяна Казанова выезжала на мастер-класс в Большой театр к Народной артистке СССР Надежде Павловой. В то время Татьяна работала над партией Авроры в балете "Спящая красавица". Конечно, работа по повышению исполнительского мастерства артистов театра продолжится.

- Проявили ли себя артисты за это время? Произошли ли изменения состава?

– Театр должен быть богат не только проектами, но и количеством регалий у его артистов. В этом году Василий Козлов и Александр Лысов получили звания "Заслуженный артист РФ". 22 года никто в балетной труппе театра не получал этого звания. Причем они были единственными среди артистов не из Москвы и Санкт-Петербурга, что вызывает отдельную гордость.

Что касается обновления состава, это постоянная работа. В оперной труппе появилось довольно много новых солистов. В балетной - также происходят изменения. Весной этого года все художественное руководство театра отправилось в Вагановскую академию, где мы отсмотрели выпуск с перспективой видеть кого-то в нашей труппе. В этом году я был председателем государственной комиссии Гнесинской академии и также смотрел перспективных выпускников. Кроме того, являюсь членом жюри международного Конкурса дирижеров имени Артура Никиша. Победитель этого конкурса будет дирижировать одним из спектаклей нашего репертуара.

А что на счет материальной базы - удалось ли театру обновить музыкальные инструменты?

- За эти два года театр купил малый барабан, тарелки, контрабас и клавесин. Последний приоткрывает для нас барочное направление, которое до этого было неразвито. Сейчас мы занимаемся закупкой новой арфы и бас-кларнета.

Какими бы замечательными музыканты ни были, большое значение имеет, на чем они играют. Как только появился новый контрабас, все почувствовали богатый граунд, который должен быть в звучании оркестра.

- В пандемию театр не работал практически десять месяцев. Как удалось пережить это время и не потерять контакта со зрителями?

- Мы искали разные форматы. К примеру, было снято более 300 различных роликов. Публике порой интересно посмотреть на артистов с другой стороны, какими они являются в жизни. Кто-то давал мастер-классы, как сохранить физическую форму, кто-то – по дыхательной гимнастике, что в период пандемии было очень важно. Знаковая дата – 85-летие театра – тоже выпала на этот период, и мы отметили ее грандиозным онлайн концертом. Фестиваль Болдинская осень пришлось ограничить одним мероприятием, но в уникальной коллаборации с сотрудниками музеев усадеб Большое Болдино и Львовка, в итоге получился замечательный концерт-экскурсия, который и сейчас можно посмотреть в наших соцсетях. К новому году создали онлайн проект "Голубой огонек в оперном театре". Мы перешагнули планку в 6 млн просмотров, и это большая цифра.

К тому же, любой спектакль – уникальное мгновение, но это всего лишь мгновение. А когда что-то записано, к этому можно возвращаться вновь и вновь.

- Что ждет нижегородцев в новом сезоне?

– Открывается сезон в этом году фестивалем "Болдинская осень". В последние годы он проходил в ноябре, этот месяц в России больше ассоциируется со снегопадом, а не с кленовыми листьями. В этом году "Болдинская осень" состоится в сентябре.

Для зрителей будут сюрпризы. Планируются два концерта Большого театра – оперный и балетный. В балете "Корсар" главную партию исполнит солист МАМТ Евгений Жуков. Для "Пиковой дамы" Мариинский театр предоставил сразу двух ведущих солистов. Германа будет исполнять Михаил Векуа, а Лизу – Ирина Чурилова. Дирижировать будет Дмитрий Синьковский, руководитель ансамбля барочной музыки La Voce Strumentale. Для исполнения партии Евгения Онегина в одноименной опере в Нижний Новгород приедет солист МАМТ Илья Павлов, Ольги – победительница телевизионного проекта "Большая опера", солистка Московского театра "Новая опера" Полина Шамаева. Дирижировать будет художественный руководитель и главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра Псковской области, основатель, художественный руководитель и дирижер камерной капеллы "Русская консерватория", приглашенный дирижер Мариинского театра, к тому же мой ученик по чтению партитур Николай Хондзинский, чем я невероятно горжусь.

В декабре поставим новый балет "Щелкунчик". Лучший подарок к Новому году сложно придумать, тем более, что Нижний Новгород получил официальный статус "Новогодней столицы России-2022". Хореографом-постановщиком станет руководитель балетной труппы Морихиро Ивата. Художником выступит известный модельер Сергей Пугачев.

В январе повторим концерт, посвященный жертвам блокадного Ленинграда, на котором будет исполнен "Реквием" Верди.

- Может быть у вас есть долгосрочные планы, которыми вы хотите поделиться?

- Театр живет, имеется масса задумок. К 800-летию мы готовили уникальную оперу — "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова, которую должны были исполнить у стен Нижегородской ярмарки. К сожалению, спектакль отменился по независящим от нас причинам, но оркестр и артисты выучили материал. Я надеюсь, что этот проект состоится, но уже на нашей сцене.

Также мы все знаем, что у Чайковского существует опера "Евгений Онегин", но мало кто знает, что Прокофьев тоже в свое время написал музыку к драматическому спектаклю по этому произведению в 1937 году. А это год, когда наш театр получил имя А.С. Пушкина. Хотелось бы восполнить этот исторический пробел и реализовать проект.

- Что насчет международного сотрудничества? Есть у театра планы в этом направлении?

- Да, есть договоренности, но в связи с пандемией мы находимся в очень подвижной ситуации. Я постоянно веду переписку с разными людьми и театрами. У нас хорошие отношения с британским дирижером Тоби Пёрсером и в целом с Английской национальной оперой. Я нахожусь в контакте с Джанлукой Пальюзо. Сейчас очень хорошие контакты с Болгарией в связи с моим участием в конкурсе дирижеров имени Артура Никиша.

Кроме того, я рад, когда наши певцы выступают за границей. Концепция в целом: театр-дом, а не театр-гостиница, куда постоянно кто-то приезжает. Но мне думается, в здоровом доме обязательно должны быть желанные гости.

- Возвращаясь к подведению промежуточных итогов, как вы оцениваете результаты своей работы в театре?

- Я считаю одним из достижений - что о театре заговорили. Коко Шанель как-то сказала, что костюм имеет свою душу. Он меняет походку, настроение. Художественный руководитель тоже привносит свой опыт, свое видение, и театр преображается иногда благодаря, иногда – вопреки. Важно, что о нашем театре серьезно заговорили на российском уровне, заговорят и на международном.

Поделиться: