Последние интервью
Последние новости рубрики Экономика
Экономика

Архив НТА. Copyright © 1999-2006 НТА

Василий Суханов: "Чиновник не должен подменять собственника"

23 июля 2004 09:00  [7254] Экономика
Василий Суханов: Чиновник не должен подменять собственника

Василий Суханов: Чиновник не должен подменять собственника

НТА - Максим Калашников

Губернатор Нижегородской области своим указом от 9 июля перевел Василия Суханов на должность министра промышленности и инноваций Нижегородской области. Свое первое интервью в качестве министра, а не исполняющего обязанности, Василий Суханов дал Нижегородскому телеграфному агентству.

Каждый мужчина в чем-то мечтатель

–Василий Иванович, прежде всего, расскажите, что сейчас происходит с министерством. Чем вызвано сокращение численности штата и на что направлена реструктуризация министерства?

–Сокращение численности – это всегда болезненный вопрос, потому что за этим стоят живые люди. Но в целом общественность позитивно относится к тому, что идет сокращение чиновничьего аппарата. Потому что это и сокращение расходования бюджетных средств, которые можно направить на решение, например, социальных проблем.

Для того чтобы объяснить, почему все это происходит, нужно понять, что сейчас происходит с промышленностью в России в целом и в Нижегородской области в частности. Однако отмечу, что в целом по стране сокращение штата – это не одиночный вопиющий случай, а, наоборот, установка Президента Российской Федерации.

–То же самое происходит и на федеральном уровне – мы видим, что сокращаются аппараты федеральных ведомств, сокращается количество заместителей министров, количество департаментов.

–Вы правы. Но сокращение штатов на уровне регионов – это не попытка слепо следовать тому, что происходит в Москве. В моем понимании, аппарат чиновничьей надстройки всегда должен соответствовать тем процессам, которые творятся на земле, в нашем случае – тем процессам, которые происходят в промышленности. Если не соответствовать решению тех приоритетных задач, которые сейчас стоят перед промышленностью, то будут возникать своего рода революционные ситуации, когда "низы не хотят, а верхи – не могут".

Структура министерства промышленности и инноваций была утверждена в 2001 году, и с тех пор не менялась…

–Это тот год, когда было образовано правительство Нижегородской области…

–Да, и в той форме, в которой до последнего времени существовало министерство, оно полностью соответствовало состоянию нижегородской промышленности в период с 2001 по 2004 год. Но в настоящий момент приоритеты сменились.

–А что именно изменилось?

–В первую очередь изменения связаны с тем, что Президент утвердил программу реформирования вооруженных сил до 2010 года. И я с полностью уверенностью говорю, что тот кризис, который был в оборонно-промышленном комплексе, сейчас уже пройден. Предприятия вышли на уверенные, устойчивые цифры гособоронзаказа. Объем гособоронзаказа в 2003 году по сравнению с 2001 годом увеличился в три раза.

Более того, Нижегородская область в ряду регионов так называемого оборонного назначения, выглядит очень хорошо. Если в целом по стране загрузка предприятий ОПК составляет 25-20%, то мы выходим на показатель 35-37%, а на отдельных предприятиях – до 50%. И у этих предприятий уже есть реальный план развития до 2010 года.

С другой стороны, встает вопрос, а что делать с оставшимися 63%? Это вопрос диверсификации производства. Предприятия ОПК в структуре машиностроения и металлургии Нижегородской области составляют 25%, или 10-12% от всей промышленности области. Сейчас мы должны провести диверсификацию производства и на оставшихся площадях организовать выпуск конкурентоспособной продукции, и тогда эти предприятия смогут удвоить объем промышленного производства. А это тоже решение тех задач, которые перед нами ставит Президент России. Это ключевой вопрос и для нашего министерства, и для правительства Нижегородской области.

–Но как это отразится на структуре министерства?

–Министерство состоит из четырех департаментов: департамент предприятий оборонно-промышленного комплекса, департамент отраслей и анализа промышленности, департамент транспорта, связи и топливно-энергетического комплекса, и департамент лесного хозяйства. Двух последних департаментов грядущие структурные изменения практически не коснутся, просто в каждом из них произойдет объединение отделов.

Реструктуризация коснется двух департаментов: отраслей и анализа промышленности и оборонно-промышленного комплекса. Они будут объединены в один департамент с полным сохранением функций за отделами. Но в каждом из этих департаментов выведены в самостоятельные структуры по отделу: информационно-аналитический отдел из департамента отраслей и анализа промышленности, и отдел инноваций – из департамента ОПК.

Оборонно-промышленный комплекс имеет большое количество научно-исследовательских институтов, обладающих мощнейшим научным потенциалом, и рассматривать их только в рамках ОПК неправильно. Инновации способствуют выпуску конкурентоспособной продукции, а это решение проблемы удвоения ВВП.

Начиная с 1998 года мы говорим о том, что Россия, с точки зрения экономической безопасности, не должна зависеть от конъюнктуры цены на энергоносители. Для этого необходимо перевести обороты денежных средств из сырьевых оборотов в обороты перерабатывающей промышленности. Но с точки зрения распорядителя кредитов и финансов, размещать денежные средства надо там, где выше рентабельность. И использование инновационных технологий и проектов должно обеспечить выравнивание уровней рентабельности между сырьевыми оборотами и оборотами промышленности в сфере переработки.

Важнейшая задача, которая сейчас стоит перед министерством промышленности в новой структуре – это стимулирование перетоков денежных средств, осуществление инновационных проектов. Наука не должна быть оторванной от производства, надо, чтобы производство само потребляло эту науку, чтобы ему это было выгодно.

Каждый мужчина в чем-то является мечтателем. Лично я мечтаю о том, чтобы в Нижегородской области осуществлялись такие инновационные проекты, какие сейчас, например, внедряет Выксунский металлургический завод. Например, внепечная обработка стали. Когда я увидел этот проект, создалось впечатление, что я попал в какую-то космическую эру.

Другой задачей министерства является создание инфраструктуры осуществления инновационных проектов. Эта инфраструктура должна финансировать, разрабатывать инновационные проекты, а затем выставлять их на продажу. Должны заработать реальные рыночные механизмы, элемент купли-продажи, который нужно организовывать. И роль государства, роль чиновника – не просиживать в кабинетах и не констатировать факты, а стимулировать развитие промышленности, работать для нее.

Мне претит сам принцип того, что чиновники зачастую очень формально относятся к своей работе. Работая в течение года заместителем министра, я не вылезал с заводов, сидел там ночами, чтобы спасти эти предприятия. Я очень хочу, чтобы у чиновников была гордость за те задачи, которые на него возложено решать. Это принципиально важно, когда у человека присутствует национальное самосознание. А для этого нужно работать, работать и еще раз работать.

Но вернемся к сокращению численности штата министерства промышленности и инноваций Нижегородской области. В настоящий момент все сотрудники министерства, за исключением тех, кто находится в отпусках, ходят на работу и получают заработную плату. Никаких репрессивных действий в отношении сотрудников министерства не принимается. Создана комиссия, которая будет проводит организационные мероприятия. Все формальности соблюдаются. Мы обратились в другие министерства с тем, чтобы если у них есть свободные места, они предоставили их нашим сотрудникам.

Что касается численности, то мы говорим о ее сокращении до 75 человек. В настоящее время численность сотрудников министерства составляет 85 человек.

При организации внутренней структуры министерства я пытался добиться принципов справедливости. Я считаю, что несправедливо, когда один отдел курирует, например, 42 процента объема выпускаемой продукции, другой отдел – 7 процентов, третий – 2 процента, четвертый – 14 процентов. Поэтому отделы были совмещены, высвобождение сотрудников произошло из-за укрупнения отделов.

Но я должен сказать, что по персоналиям, которые попадут под сокращение, пока еще ничего не решено.

Мощнейшая партия неполитического министра

–Василий Иванович, Вы уже четвертый министр промышленности и инноваций в правительстве Нижегородской области. Не слишком ли часто меняются руководители министерства, и не вредит ли это его работе?

–Министерство работает нормально и выполняет все функции, которые на него возложены. И честно говоря, я горжусь за министерство промышленности, что оно является своего рода кузницей кадров. Из министерства вышли два вице-губернатора Нижегородской области – Юрий Сентюрин и Владимир Попов.

В моем понимании, это ставит очень высокие требования, которые я должен предъявлять самому себе. Нужно постоянно получать новую информацию, новые знания.

–Я понимаю, что у Вас – не политическая должность, и политикой как таковой Вы не занимаетесь. Но не могу не спросить Вас о последних политических событиях в Нижегородской области. Законодательное собрание утвердило поправки в областной закон, в соответствии с которыми восемь из 11 министров должны проходить обязательную процедуру согласования с депутатами. Почему в числе этих министров не попал министр промышленности и инноваций?

–У нас с депутатами Законодательного собрания сложились очень хорошие рабочие отношения, выстроен конструктивный диалог. В Законодательном собрании присутствует очень сильное, в хорошем смысле этого слова, промышленное лобби. Большая совместная работа ведется с заместителем председателя собрания Александром Цапиным. На некоторые вопросы у нас бывают и разные точки зрения, но в результате мы всегда находим компромиссные решения.

Моя позиция заключается в том, что надо всегда уметь выстраивать отношения. Цель у всех одна – чтобы страна развивалась, а люди получали достойную заработную плату. А то, что министр промышленности – не политическая должность, это слава Богу! У меня есть ответственность за те 300 с лишним тысяч людей, которые работают на предприятиях промышленности Нижегородской области и сами по себе являются мощнейшей политической партией.

Россия – не Китай

–Не так давно мы общались с заместителем полномочного представителя Президента РФ в ПФО Сергеем Обозовым, который на уровне округа занимается проблемами промышленности и инноваций. И он сказал, что у России есть два пути развития: либо использование дешевой рабочей силы, либо, наоборот, инновационная ориентация. В Вашем понимании, в каком направлении должно проходить развитие страны?

–Я с огромнейшим уважением отношусь к позиции Сергея Обозова и считаю его очень сильным государственным деятелем в области инновационно-инвестиционной политики.

Россия должна однозначно развиваться по инновационному пути развития. Это просто предопределено, и на это должна быть направлена государственная политика. Мы должны использовать тот огромный научный потенциал, который достался нам в наследство от СССР.

Путь дешевой рабочей силы для нас абсолютно неперспективен.

–То есть Россия не должна стать большим сборочным цехом, которым, фактически, сейчас является Китай?

–Я бы разделил понятие дешевой рабочей силы и сборочного цеха. Это две абсолютно разные темы. Вопрос ведь в том, насколько добавленная стоимость увеличивается на данной территории, в том числе, за счет заработной платы.

У России есть большая проблема. Нам нужны современные западные технологии, и это все прекрасно понимают. Бесспорно, одним из вариантов развития нашей промышленности и создания конкурентоспособной продукции является сборочное производство. Но мы все-таки европейская страна, и одной из задач государственной власти является то, чтобы уровень заработной платы в России тоже был европейским. У нас нет таких трудовых ресурсов, какие есть у Китая.

Нужно учитывать еще и наш территориальный фактор, большую протяженность дорог, большую себестоимость транспортных расходов. И модель экономического развития России однозначно должна отличаться от китайской модели. Хотя, и у китайцев есть, чему поучиться. Возьмем, к примеру, программу развития автомобильной промышленности, которая вполне может быть продублирована и в России. Ведь еще 20 лет назад в Китае не было своего автомобилестроения, а сейчас по объемам производства автомобилей Китай занимает четвертое место в мире. Просто 20 лет назад власти Китая увеличили таможенные пошлины на импортные автомобили. Есть такое правило: повышаем таможенные пошлины – в страну везут технологии, станки, деньги и разворачивают производство на территории страны. Низкие таможенные пошлины – и страну заваливают дешевым ширпотребом.

Какими, например, я вижу предприятия Нижегородской области? Это предприятия с высоким уровнем диверсификации производства и с большим присутствием инновационных технологий.

Прислониться к чужому брэнду

–Так за счет чего же нам конкурировать с другими регионами и странами? За счет высоких технологий? Взять тот же отечественный автопром – он пока не конкурирует ни по цене, ни по качеству.

–Приятно отвечать на такой вопрос. Современное управление производством в интересах развития этого производства породило большое количество форм межхозяйственных взаимоотношений между предприятиями. Появились предприятия, занимающиеся аутсорсингом, субконкрактингом и т.д. Это происходит потому, что в целях оптимизации производства и выпуска конкурентоспособной продукции менеджмент предприятий занимался анализом, в том числе, и своей расходной части.

В ходе этого анализа задавался тот же самый вопрос – за счет чего конкурировать? В первую очередь, за счет дешевого сырья, потому что Россия остается сырьевой страной. И за счет выбора правильных направлений, по которым должна развиваться промышленность.

В менеджменте, например, есть такая формулировка: "прислониться к чужому брэнду". За рубежом очень развита схема создания и раскрутки брэнда с целью его дальнейшей продажи. В Росси же только один человек попытался это сделать, и то безуспешно – Довгань. Но ведь мы являемся высокотехнологичной страной, где можно производить продукцию для европейского рынка по их технологиям. А себестоимость производства продукции в России намного меньше, чем в Европе. Парк станков перемещается на территорию Российской Федерации, где по западным технологиям начинается выпуск продукции для потребления Европой.

–Мы говорим о заимствовании технологий и о выпуске на их основе конкурентоспособной продукции. А наши собственные технологии могут быть конкурентоспособными?

–Однозначно могут. И такие технологии уже есть. Собственник сам должен находить оптимальный для него вариант: перенимать ли технологии, или вкладываться в собственные. Государство же должно стимулировать этого собственника к тому, чтобы завозить в Россию оборудование и технологии, аналогов которых в стране нет. Если технологий и оборудования у нас нет, мы должны их взять. Но если у нас есть собственные технологии, мы, безусловно, должны развивать их, а не брать чужие аналоги.

Например, мы сейчас активно поддерживаем программы Нижегородского машиностроительного завода по блочным котельным, стимулируем развитие и использование этих технологий.

Борьба боксера с футболистом

–Какими должны быть приоритеты развития промышленности в нашем регионе? С одной стороны, на территорию области приходят иностранные компании, всерьез размышляют о приходе Nissan и Toyota со своими технологиями, станками, оборудованием. С другой стороны, крупнейшие научно-исследовательские институты, Федеральный ядерный центр в Сарове…

–Нам нужно двигаться во всех направлениях и работать со всеми, тем более, что то, о чем вы говорите, находится в разных плоскостях.

Nissan в первую очередь интересует то, насколько быстро и качественно наши предприятия смогут организовать разработку их деталей и комплектующих. Здесь сразу возникает вопрос в нашей инфраструктуре обеспечения промышленности. Надо создавать центры субконтракции, потому что без них размещение заказа будет очень тяжело получить.

Саровский центр находится в совершенно другой плоскости. Это крупнейшие наработки научного потенциала. Я не исключаю варианта, что в ближайшее время Саров будет экспортировать свои технологии. У них, например, очень хорошие разработки по железной дороге, по дорожному строительству, разработки в области добычи нефти.

Я очень хочу и обязательно этого добьюсь, чтобы здесь заработали настоящие рыночные механизмы. Хорошо, когда Nissan приходит со своими технологиями, но и у Нижегородской области, у Сарова есть свои технологии, которые можно экспортировать.

–Кстати, Вы как думаете, Toyota и Nissan примут решение о приходе в Нижегородскую область?

–В моем понимании, шансов много. И если не придут Toyota и Nissan, то обязательно придет другая крупная автомобилестроительная компания. Возможно, не с легковыми автомобилями, а с большегрузными.

Я позволю себе высказать свою собственную оценку: как менеджер, я бы отдал приоритет именно большегрузным автомобилям. Россия – территориальная страна с неограниченным рынком перевозочных услуг. И Развитие большегрузного автомобилестроения является одним из перспективных направлений.

Иностранные компании приходят туда, где хорошо и где хорошо можно продавать. В России продавать можно, главное – сделать так, чтобы здесь было хорошо.

–Нижегородская область с кем-то соревнуется за приход этих компаний? Ведь наверняка та же Toyota выбирает не из одного региона страны.

–Соревноваться надо в одной весовой категории и в одном виде спорта. Если устраивать соревнования между боксером и футболистом, то пока боксер будет плясать со своими встречными справа-слева, футболист назабивает ему десятки голов.

То же самое – соревнование регионов. У автомобилестроения Нижегородской области – свой сегмент рынка, наше автомобилестроение имеет высокую степень традиционности. У АвтоВАЗа – другой сегмент. Вроде бы как-то решается проблема с АЗЛК, туда будут приходит французские компании.

Вопрос в переговорном процессе собственников. И чиновник ни коим образом не должен подменять собственника. Со стороны власти важно поддержать этих собственников.

Финансовый менеджмент в научной среде

–Мы уже говорили с Вами о большом научном потенциале Нижегородской области. А существует ли у нас проблема так называемой "утечки мозгов" – переманивания, перекупки ученых?

–Существует.

–А как этому воспрепятствовать?

–Воспрепятствовать можно только одним путем – зарплату платить нормальную. В том числе через создание инфраструктуры, через принятие законов об интеллектуальной собственности.

Нам очень важно отойти от запретных мер. Не отбирать же у ученых паспорта, чтобы они никуда не смогли выехать. Единственный вариант – платить человеку нормальную заработную плату и защитить его интеллектуальную собственность.

–Каковы масштабы этой проблемы?

–Не готов говорить по цифрам, но если честно, то я считаю, что пик этой проблемы уже прошел. В области зарплата растет, в регионе и в стране в целом начали работать реальные рыночные механизмы. Не исключен вариант, что со временем, с ростом благосостояния в России, будет не отток, а, наоборот, приток людей. Я не исключаю и того, что наши предприятия сами будут "покупать" специалистов.

Я люблю, например, спортом заниматься. И я сторонник рыночных механизмов, я очень хочу, чтобы наши предприятия покупали себе менеджеров. Почему гибнет российский хоккей? Потому что нет стержня. А стержнем может быть или государственность, или рыночные отношения. Была государственность – в каждом дворе были хоккейные площадки, понятие Родина мы познавали через победы нашей сборной, это была одна из форм нашего патриотизма. С другой стороны, стержень может быть рыночным. Это то, что из себя представляет НХЛ – крупный, здоровый, масштабный бизнес. Там покупаются и продаются тренера, и с приходом того или иного тренера коммерческая стоимость клуба повышается.

То же самое и в промышленности. Должны продаваться инновационные проекты, инфраструктура должна их готовить, начиная от защиты интеллектуальной собственности, бизнес-плана, взаимоотношений с банками и заканчивая грамотным менеджером, который может заинтересовать инвестора и убедить его в прибыльности данного проекта. Ведь почему у нас сложная проблема с привлечением денежных средств?

–Говорят, что инноваторы и инвесторы не могут найти общий язык, что люди просто не могут объяснить, зачем инвестор должен вкладывать свои деньги в тот или иной проект, не могут грамотно заинтересовать его. И ярмарка бизнес-ангелов и инноваторов, который второй год подряд проходит в Нижнем Новгороде – тому доказательство.

–Абсолютно верно – не могут найти общий язык. Принципиально важный вопрос – сделать так, чтобы люди общались на одном языке и понимали друг друга.

–А как это сделать?

–Год назад в Нижегородскую область приезжал Борис Алешин, в то время – вице-премьер Правительства РФ, курирующий промышленность. И он сказал правильные слова, что в научную среду должен войти производственный и финансовый менеджмент.

Кто у нас пытается продать инновационный проект? Их разработчик, который говорит на своем языке, а не на языке бизнеса.

Нужно развивать систему магазинов готового бизнеса. И на ярмарках должны продаваться готовые бизнес-проекты.

Поэтому еще одной задачей является подготовка эффективного менеджмента, людей, которые понимают рыночные механизмы.

Верным путем идете, товарищи!

–Вы частично уже ответили на мой последний вопрос. Еще в начале разговора Вы сказали о том, что одной из задач государства является стимулирование развития промышленности. А в чем заключаются механизмы стимулирования? В налоговой политике, в изменении законодательства, в повышении и улучшении образования?

–Стимулирование должно быть разноуровневым и разнопрофильным, начиная от предоставления льгот на уровне субъекта федерации, предоставления инвестиционных и налоговых кредитов, создания благоприятных условий. Это и устранение административных барьеров, и поддержка на уровне федеральной власти, и, в хорошем смысле слова, лоббирование интересов. И конечно, стимулирование роста объемов производства, роста налогооблагаемой базы.

Я не скажу, что механизмы, которые сейчас действуют в Нижегородской области, совершенны. Но тот рост объемов производства и те показатели, которые сейчас есть в промышленности, говорят: "верным путем идете, товарищи!"

Поделиться: