Последние интервью
Последние новости рубрики Культура и отдых
Культура и отдых

Ольга Кулагина: "Каждому из нас гораздо приятнее в повседневной жизни иметь дело с воспитанным человеком, знающим основы поведения в обществе"

16 ноября 2010 16:52  [11575] Культура и отдых
Ольга Кулагина: Каждому из нас гораздо приятнее в повседневной жизни иметь дело с воспитанным человеком, знающим основы поведения в обществе

Ольга Кулагина: Каждому из нас гораздо приятнее в повседневной жизни иметь дело с воспитанным человеком, знающим основы поведения в обществе

НИА "Нижний Новгород" - Марина Лайд

Как известно, этикет – это свод норм и правил, отражающих представления о должном поведении людей в обществе. Сложно поспорить с тезисом, что поведение россиян в общественных местах практически в любом городе нередко довольно далеко от идеала, поэтому справедливо будет заметить, что всем нам есть к чему стремиться. В связи с этим обычно возникает вопрос, где же именно, к примеру, в Нижнем Новгороде можно научиться хорошим манерам? В школе современного европейского этикета Ольги Кулагиной – единственной в городе. Об истории ее создания, направленности, существующих авторских программах и этикете как таковом НИА "Нижний Новгород" рассказала руководитель школы – кандидат исторических наук, доцент Ольга Кулагина.

От курса по культуре речи к школе этикета

- Ольга Анатольевна, расскажите, пожалуйста, как давно в Нижнем Новгороде появилось столь уникальное учебное заведение?

- Наша школа этикета существует уже более 15 лет и действительно является единственной в городе. Ее создание связано с моей личной судьбой. Если говорить об этой истории вкратце, когда-то обстоятельства заставили меня читать курс по культуре речи. А потом сложилось так, что меня стали спрашивать, как правильно вести себя в той или иной ситуации, связанной с ведением бизнеса. В итоге именно это и подтолкнуло к идее о курсах по этикету.

Я проанализировала всю имеющуюся на тот момент литературу - к сожалению, кроме книг, изданных в советское время, тогда ничего не было. А в них речь главным образом шла о таком понятии, как "советский этикет", который, естественно, должен сильно отличаться от так называемого "буржуазного этикета". Потому и получилось так, что в термин "советский этикет" было вложено много искусственного. Одним словом, материал для своих курсов мне пришлось собирать по крупицам.

Спрос на занятия по этикету нашелся очень быстро. Первое время я работала в коммерческих учебных структурах. Мне чрезвычайно нравилась полная свобода в составлении программ, определении содержания курсов и выборе методики. Все было абсолютно новым, да и аналогичных специалистов в городе не было.

Потом я поняла, что то, чем я занимаюсь в коммерческих структурах, - это лишь малая толика того, что я могла бы делать в этом направлении. Дело в том, что на такие занятия мне отводилось крайне небольшое количество часов. По-настоящему научить чему-то глубокому за это время невозможно, плюс еще тренинги, на которые времени уходит в два раза больше, чем на устное сообщение.

Вот так, шаг за шагом, я подошла к осознанию того, что нужно создавать что-то свое. Мне в это время очень помогли мои родные, которые меня поддержали. И за это я им бесконечно благодарна!

Мы стали думать, для кого такие курсы могли бы быть полезными в первую очередь. И вспомнили о военных – будущих военных. Согласитесь, в дореволюционное время большинство офицеров отличалось прекрасными манерами. Почему бы не возродить эту замечательную традицию в наше время?

Так было решено обратиться в Нижегородское военное зенитно-ракетное училище, руководству которого мы и предложили курс для будущих офицеров. Начальник училища попросил меня провести пробное занятие для аудитории, на котором он присутствовал лично и даже вызвался ассистировать мне в инсценировке одной из ситуаций. После этого мне было предложено вести занятия в школе этикета для выпускников-молодых офицеров и их жен.

Для меня это стало по-настоящему судьбоносным этапом - я поняла, что нужно работать самостоятельно, организовать частную школу этикета. Первоначально наша школа существовала в Доме архитектора, сейчас – при Нижегородской областной детской библиотеке. Мы успешно и плодотворно сотрудничаем с библиотекой долгие годы.

Известность школе во многом создали местные СМИ

- Когда начинаешь новое дело, самое сложное – зарекомендовать себя. Как Вам удалось это сделать?

- Авторитет создавался постепенно. Подчеркну, что для города нашу школу открыла известная в прошлом телеведущая ТК "Волга" Ирина Вдовина. Она откуда-то услышала о нас, сделала в своей программе чудесный сюжет, много раз приглашала меня лично в студию. При этом хочу особо отметить - она не требовала ничего оплачивать, то есть не считала эту информацию за коммерческую. К примеру, Ирина с экрана говорила так: "Для желающих заниматься в школе этикета я сейчас сообщу ее местонахождение и телефон. И никакая это не реклама! А если и реклама, то все равно – пусть нижегородцы знают о существовании в нашем городе столь уникального учебного заведения!". Но так как она в то время была авторитетной ведущей, ей, видимо, многое прощалось.

Нам также помогала и Екатерина Рындык, которая много рассказывала об этикете в своей программе на той же ТК "Волга". Много сделала, чтобы о нашей школе узнали нижегородцы, и Ирина Панченко, предоставлявшая нам место на полосе в газете "Биржа плюс карьера". Неоднократно я получала приглашения участвовать в различных передачах на ННТВ. Информационную поддержку оказывало и нижегородское радио. Всем я очень-очень благодарна! О школе узнали и в области. Как результат — поездки в Саров, Павлово, Богородск, незабываемые встречи с интересными, жаждущими знаний людьми.

- Насколько я понимаю, в своей школе Вы все делаете одна – и руководите, и занятия проводите, и популяризацией школы в городе занимаетесь. Успеваете?

- Меня часто спрашивают, почему в своей школе я одна в семи лицах, почему не беру помощников, учеников. Отвечаю на это так: мне важно, чтобы все делалось профессионально. В идеале я хотела бы передать свое дело старшей дочери – она много работает как ассистент на моих занятиях, ведет видеосъемку во время тренингов, присутствует на разборе ошибок, допущенных во время этих самых тренингов, многое знает, умеет общаться с аудиторией. Но пока у нее очень серьезная работа и несколько другие увлечения – одним словом, передать ей все сейчас я не могу.

- Как бы Вы охарактеризовали этикет современного российского общества?

- Мне как руководителю школы современного европейского этикета иногда приходится слышать вопрос: почему в названии школы фигурирует именно словосочетание "европейский этикет", почему не российский? В данном случае слово "европейский" не означает этикет стран Европы. Речь идет о нормах современного цивилизованного общества. Я, конечно, не берусь оценивать уровень культуры каждой отдельной страны, в том числе и нашей. Я только очень четко знаю, что у нас в этом плане так много надо делать!

Если помните, еще не так давно у нас довольно активно обсуждалась идея, что Нижний Новгород может стать третьей столицей России. Конечно, приятно, когда твой город так ценят. Но в основном говорили, что в этом случае надо привести в порядок город – говорили о развитии строительства, об озеленении и так далее. Но практически никто из инициаторов этой идеи не задался вопросом, а мы, нижегородцы, тянем ли по уровню культуры на столичных людей? Как воспитать в наших земляках непримиримое отношение к хамству, словесной грязи, грубости и невниманию к человеку?
Знания по этикету меняют микроклимат в коллективе

- Какова, по Вашему мнению, наибольшая польза от занятий в школе этикета? В чем это проявляется?

- Для меня очень важна отдача от школы! К примеру, серьезные организации часто заказывают курс, который по времени больше обычного курса в школе этикета (он составляет 20 часов). Нередко руководство посещает эти занятия вместе с подчиненными. Мне бывает невероятно приятно слышать, когда мне говорят: "Ольга Анатольевна! После ваших занятий в организации изменился корпоративный микроклимат, дух".

Есть еще и такое направление, как индивидуальные занятия. К примеру, направляют человека на ответственную работу куда-нибудь за рубеж, а он не знает всех тонкостей поведения в той или иной ситуации, что в итоге может просто сказаться на его карьере. Индивидуальные занятия по этикету в этом случае могут сослужить очень хорошую службу. И такой опыт у меня уже был.

К тому же, когда на индивидуальные занятия приходят пытливые люди, заниматься с ними очень интересно – это миллион вопросов по самым разным темам! Я даже потом стараюсь сделать пометки в своих устных сообщениях для аудитории – не забыть акцентировать внимание очередных слушателей школы этикета на том или ином нюансе, вынесенном из какого-то индивидуального занятия.

Еще у меня был опыт общения с публикой на тему этикета в Нижегородском академическом театре оперы и балета имени Пушкина. Директор театра Анна Ермакова в свое время предложила мне провести цикл бесед накануне спектаклей абонемента "Дорога в путь прекрасного". Оказалось, что это тоже нужно – тактично объяснить публике, что нельзя ходить по залу во время действия, шуршать чем-либо, а до ребят, возможно, впервые посещающих театр, донести, что оставлять жевательную резинку под перилами или сидением своего кресла просто недопустимо. И уже после первого занятия аудитория вняла нормам этикета, чем несказанно обрадовала создателей и исполнителей спектаклей.
Реклама – двигатель…этикета

- Что бы Вы назвали самой большой трудностью существования Вашей школы?

- Мне кажется, сложнее всего постоянно напоминать жителям, что в Нижнем Новгороде существует школа современного европейского этикета Ольги Кулагиной. Поясню, что я имею в виду. Дело в том, что в истории создания своей школы, которую я рассказала выше, все было замечательно до тех пор, пока у меня не начались проблемы со здоровьем. Пришлось приостановить занятия. За это время школу успели подзабыть. А тут еще и кризис подоспел... Все-таки нужно быть постоянно на слуху. Можно сказать, я начала все заново. Главные помощники - мои бывшие слушатели.

Пользуясь случаем, замечу, что в школу обычно приходят замечательные люди - зачастую они потом становятся моими добрыми друзьями, помогают мне, рекомендуя учебу в ней своим близким, друзьям, знакомым. Так расширяется круг моих слушателей.

На сегодняшний день наша школа этикета более всего страдает от отсутствия информации, отсутствия рекламы! Бюджета школы просто не хватает на необходимый объем рекламы, цены на которую в последнее время существенно возросли.

Меня иногда спрашивают, как так получилось, что я до сих пор не нашла себе какого-то единого спонсора, финансового покровителя. Не могу! Потому что просить надо для себя. Если бы нашлась организация, которая захотела бы финансово поддержать школу и оплачивать только расходы, связанные с рекламой, я была бы несказанно рада! Через НИА "Нижний Новгород" я обращаюсь к таким организациям, отдельным бизнесменам. Это же настоящая благотворительная деятельность во благо нижегородцев!

К примеру, сейчас мы набираем слушателей в группу для занятий по бытовому этикету, часовое занятие будет стоить 150 рублей, курс рассчитан на 20 часов – итого 3 тыс. рублей. На мой взгляд, расценки более чем демократичные. При этом за 3 тыс. рублей человек сможет получить уникальные знания, которые останутся с ним на всю жизнь.

Если сравнить расценки на билеты столичных гастролеров или на посещение ночных клубов, за себя становится даже несколько обидно. Но в то же время я прекрасно понимаю, что для некоторых людей, выбирающих занятия в школе этикета, и небольшую сумму заплатить непросто.

- А чему именно будут учить в школе этикета?

- Занятия будут идти по двум циклам. Первый называется "Бытовой этикет и этикет общественных мест". Здесь изучаются все основы этикета – что это такое, как он соотносится с традициями, укладом той или иной страны, слушатели знакомятся со всем понятийным аппаратом. Бытовой этикет – это свод правил, который должен знать каждый человек. Начинаем с гостевого этикета. Изучаем все в деталях – как пригласить в гости, как принять приглашение, что подарить, как подобрать и вручить подарок, как в случае необходимости отказаться от подарка и при этом не обидеть дарителя. Учимся и бытовому разговору по телефону. Этикет стола я считаю изюминкой нашего цикла, потому что этому никто в городе более не учит. Мы объясняем нашим слушателям, как вести себя за столом, как реагировать на казусные ситуации, как красиво есть, правильно владеть вилкой и ножом, как уметь есть то или иное блюдо.

К сожалению, этот 20-часовой курс не вмещает семейный этикет – тоже очень интересное направление. Я мечтаю проводить такие занятия специально для молодоженов.

Вторая часть цикла называется "Этикет общественных мест" - это этикет ресторана, театра, библиотеки, музея, транспорта, улицы. Я считаю, что это тоже очень важно – то, как ведет себя человек, выйдя из своей квартиры, своего дома на улицу. Никто ведь не станет отрицать, что каждому из нас будет гораздо приятнее в повседневной жизни иметь дело с воспитанным человеком, знающим основы поведения в обществе.

Взять ту же ситуацию с попытками наведения чистоты в городе. Как известно, чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. А у нас, к великому сожалению, большая часть людей считает абсолютно нормальным бросать себе под ноги бумажки, окурки, другой мусор. Пока у нас не изменится культура поведения в обществе, тотальной чистоты на улицах нам не добиться!

Когда капля камень точит

- Ольга Анатольевна, в этой связи у Вас не возникает ощущение, что Вы боретесь с ветряными мельницами?

- Да, бывают ситуации, когда руки просто опускаются – если встречаешься с хамством, невоспитанностью. Часто сталкиваешься с этим прямо по дороге на занятия по этикету. Но когда я захожу в аудиторию и вижу лица людей, пришедших меня слушать, на душе светлеет. Да, я делаю маленькое дело, но очень нужное! Если бы мои возможности позволяли, я бы набирала на курсы по 60 человек и с большим удовольствием занималась бы с ними. В этом случае круг прошедших обучение расширялся бы более стремительно, чем сейчас. Но знаете, как говорят – капля камень точит. И когда я понимаю, что пришедшие ко мне люди слушают меня и доверяют мне, выносят определенные знания и умения, они уже не будут вести себя так, как не нужно вести себя в обществе. Пусть их не так много, как мне хотелось бы, но они есть.

Но вернемся к теме циклов нашей школы. Второй цикл называется "Бизнес-этикет" - это деловой и служебный этикет. Здесь изучается шесть принципов делового этикета, все, что касается поведения должностных лиц, партнерских отношений – что это значит с точки зрения этикета, чем они характеризуются, как правильно вести переговоры, деловой разговор по телефону. Мы даже говорим о том, как отличить подарок, который нередко присутствует в деловой жизни, от взятки, сколько такой подарок должен стоить, как его нужно дарить.

Основой служебного этикета является принцип субординации, который обычно понимают лишь как подчинение нижестоящего вышестоящему. А что это значит с точки зрения этикета?

По окончании цикла мне приходилось слышать от руководителей признания, что они сами неправильно что-то делали и от коллег не того требовали, неправильно вели себя с деловыми партнерами.

Служебный этикет – это отношения "начальник-подчиненный", "коллега-коллега". Что на деле означает имидж делового человека, что такое дресс-код, как работать над собственным имиджем — эти проблемы делового человека всегда вызывают живой интерес, причем не только у женщин, но и у мужчин.

Особенно приятно осознавать, как меняются слушатели – и это притом, что в школу этикета, как правило, приходят люди очень образованные, подготовленные. Но самыми пытливыми являются как раз те, кто много знает!

Занятия идут два раза в неделю – по вторникам и четвергам, численность в группах зависит от их комплектации, но если набирается необходимый минимум в 15 человек, я однозначно начинаю с ними заниматься.

Все желающие могут обращаться по телефонам: 416-76-51, 437-97-79 и 8-904-067-14-31.
Запись открыта.

Хочу привлечь внимание руководителей организаций и фирм: разработаны и успешно реализуются программы для секретарей, офисных работников, сотрудников банка, гостиничных служащих, медицинских работников, педагогов и работников детских садов, специальные программы для детей. Школа проводит курс обучения или семинары по согласованной с руководителями организаций и фирм программе и непосредственно в фирме в удобное для слушателей время.

- Какую фразу Вы назвали бы своеобразным девизом своей деятельности?

- Переделать сложившегося человека за 20 часов школы этикета, конечно же, невозможно, но все-таки где-то в подкорке полученные знания, как правило, закладываются и потом обязательно "прорвутся" наружу. Вот почему я живу в уверенности, что делаю очень доброе и нужное дело!

И последнее, что мне хотелось бы отметить – моя нынешняя встреча с нижегородцами в Интернете состоялась только потому, что в судьбе школы принял участие Александр Котюсов. Выслушав очень краткий рассказ о нашей деятельности и проблемах, он не стал предлагать "зайти через недельку, чтобы подумать, как и чем можно помочь", не ссылался на дикую занятость, а сразу сделал реальный шаг, связав меня с НИА "Нижний Новгород". Спасибо Александру Николаевичу и всем, кто помог подготовить и опубликовать это интервью!

Поделиться: