Последние интервью
Последние новости рубрики Общество
Общество

"Нижнему Новгороду не хватает завершенных архитектурных ансамблей", - Сергей Тимофеев

03 августа 2012 18:22  [3861] Общество
Сергей Тимофеев. Фото - raasn.ru

Сергей Тимофеев. Фото - raasn.ru

НИА "Нижний Новгород" - Инна Карт

Заслуженный архитектор России, член-корреспондент РААСН, член градостроительного совета Нижегородской области рассказал в интервью НИА "Нижний Новгород" о перспективах развития Нижнего Новгорода.

- Сергей Александрович, Вы стояли у истоков формирования нижегородской архитектурной школы. Расскажите, в чем особенность этой школы?

- Есть определенное направление, которое можно охарактеризовать словами "средовой подход", то есть, не разрушение среды, а гармоничное слияние с ней. Новые объекты естественно, непосредственно вливаются в среду города.

В 70-е годы я и Борис Нелюбин это начинали, а серьезное развитие этой школы произошло в 90-е годы во главе с архитектором Александром Харитоновым, который стал главным архитектором после меня. У нас организовалась своего рода "могучая кучка" – определенный круг людей, который целенаправленно действует в одном направлении и вырабатывает критерии подхода решения архитектурных задач Нижнего Новгорода.

- В чем, на Ваш взгляд, заключается особенность Нижнего Новгорода с точки зрения архитектуры?

- Могу сказать, что визитными карточками города являются улицы Большая Покровская и Рождественская. Лицо города распадается на три части Сормово, Автозавод и центр города.

На Автозаводе видны попытки совершить социальную революцию с помощью архитектуры – были построены дома, объединенные одним блоком обслуживания (библиотека, столовая, клубный зал и маленькая комната для ночлега) – это своеобразный город, который, по существу, имеет свое самостоятельное лицо, которое с большим количеством великолепных построек первого советского периода.

Сормово, Автозавод и центр города – это три точки, которые со временем срослись. И самое характерное – это, конечно, Стрелка. Это потрясающая градостроительная ситуация. Кремль, монастыри, высокий и низкий берега реки Ока – ключевые моменты города. Такое гармоничное переплетение старины и современности очень характерны для Нижнего Новгорода.

- Сейчас в Нижнем Новгороде происходит много преобразований. Как Вы считаете, сейчас развитие города идет также гармонично?

- Любой город – это живой организм. Он никогда не застывает в своем развитие, а идет либо в упадок, либо в развитие.

Можно, конечно, законсервировать город. Музейные города Суздаль или Венеция так и используются, в основном, для туризма, а для современной жизни они не приспособлены. Мне трудно оценивать процессы, происходящие в городе, потому что я участник и свидетель всего этого постоянно, а тот, кто периодически приезжает в город, видит, что Нижний Новгород хорошеет.

Единственный недостаток города – это то, что идет не комплексное развитие каких-то кварталов, площадей, а точечная реконструкция, которая постепенно когда-то соединится в те или иные ансамбли. И это очень продолжительный процесс. Например, площадь Лядова – неизвестно, сколько лет еще потребуется, чтобы она из старенькой и маленькой, увеличившись в два раза по размеру, приняла свой окончательный образ. Даже на площади Минина у нас еще не все здания построены.

- Какие места в Нижнем Новгороде Вы можете особенно выделить?

- Как сказал градостроитель Ильин, образ города складывается из многочисленных ансамблей. Если сказать Санкт-Петербург или Москва, четко вспоминаются определенные ансамбли – Невский проспект, набережная Невы, Стрелка Васильевского острова, Красная площадь, Кремль. Площадь Минина, улица Минина, Верхневолжская набережная, улица Большая Покровская, Ярмарка составляют основные виды Нижнего Новгорода.

- Может быть, есть такие места города, которые Вам бы хотелось изменить?

- Много мест, которые требуют доработки. Изменить ничего не хочется, хочется просто работать в среде, развивать архитектурные ансамбли. Но должен отметить, что развитием целых ансамблей города должен руководить чиновник, а не архитектор.

Санкт –Петербург был создан Петром I и Екатериной II – были привлечены лучшие силы отечественных и зарубежных архитекторов. Если губернатор или мэр не будут заниматься созданием ансамблей, архитекторы не смогут этого сделать.

В нашем городе ансамблей маловато. В Нижнем Новгороде есть около тридцати площадей, и практически большинство из них не закончены. Площадь Лядова еще не сложилась даже в проекте. Можно ее увидеть в курсовых или дипломных проектах студентов, но по практике никто таких проектов не заказывает.

Если губернатор скажет: "Вот здесь будет площадь, и надо на нее объявить конкурс", а затем представить проект собственникам участков, прилегающим к этой площади, и объяснить, что на их территории сложилась вот такая градостроительная ситуация, то строительство будет идти по-другому. Город развивается стихийно под влиянием экономики и стилистических особенностей того или иного времени, поэтому нужно руководство со стороны чиновника высшего ранга.

- В какой стилистике Вы видите развитие Нижнего Новгорода?

- Меня очень волнует вопрос того, как должен развиваться Нижний Новгород. На мой взгляд, правильное развитие – это органичное соединение старого и нового. Например, восстановленное или отстроенное заново старинное здание с современной надстройкой, органично вписанной в городской контекст.

Масштаб зданий тоже играет большую роль, и здесь надо действовать умело, не подавляя старины. Ведь человек видит не только одно строение, он видит улицу в комплексе.

В Нижнем мне очень нравится, как сделан "железный" дом на углу Большой и Малой Покровских, перед ним еще стоит скульптура почтальона с велосипедом. Дом облицован металлом и очень гармонирует со старинным окружением. Надо искать современные формы, с адресом старины – или на контрастной основе добиваться единства. Но вообще, архитектура – это чувственный вид искусства, ее словами рассказать также трудно, как симфоническую музыку.

- У Вас наверняка есть любимые работы, за которые Вы испытываете особую гордость…

- Моя гордость – это театр кукол, построенный в 1979 году. Я считаю, что это самая большая удача, потому что к этой стройке было приковано внимание руководителей города. Они бывали чуть ли не еженедельно на стройке, и очень доверяли моим решениям. В то время эта работа котировалась на премию совета министров, но для этого мне один областной чиновник предложил пройти в Москве по всем инстанциям, чтобы спросить, дадут премию или нет, и я не стал этого делать.

Поделиться: