Последние интервью
Последние новости рубрики Общество
Общество

Архив НТА. Copyright © 1999-2006 НТА

Александр Косовских: "После вступления в силу Жилищного кодекса хуже не стало"

19 апреля 2005 15:30  [8920] Общество
Александр Косовских: После вступления в силу Жилищного кодекса хуже не стало

Александр Косовских: После вступления в силу Жилищного кодекса хуже не стало

НТА - Сергей Тумкин

Прошло чуть более месяца со вступления в силу нового Жилищного кодекса, вокруг которого пока больше споров, чем понимания его сути. В Нижегородской области до сих пор не разработан ряд законов, сопровождающих главный документ страны, регулирующий жилищно-коммунальное хозяйство. Свои комментарии относительно Кодекса Нижегородскому телеграфному агентству дал депутат Законодательного собрания Нижегородской области, председатель комитета ЗС НО по строительству и ЖКХ Александр Косовских.

Главный принцип – не навреди

- Какие проблемы Жилищного кодекса уже выявлены, что в нем хорошего и что плохого?

- После вступления в силу Жилищного кодекса хуже не стало. Если бы стало хуже, люди это почувствовали и обозначили для власти эту проблему. В новом законе, как мне кажется, соблюден основной принцип – не навреди. Так что хуже стать не должно.

В Кодексе по ряду позиций, например по переводу жилых помещений в нежилые, по перепланировке принят принцип единого окна. Он разрабатывался нашим комитетом, и многие наши наработки были учтены в утвержденном варианте Кодекса.

Я не буду перечислять все статьи кодекса, только важное. Например, после вступления в силу закона, жители могут созвать собрание дома, и, не создавая ТСЖ, могут принять решение о самостоятельном управлении своим домом. Они смогут нанять управляющую компанию или управлять своим домом самостоятельно.

Если жители нанимают управляющую компанию, то сами могут решать, что они будут ремонтировать и какую квартплату платить. На практике это будет выглядеть так: жители дают объявление о том, что намерены нанять управляющую компанию, и предприниматели сами придут предлагать свои услуги. После того, как стороны обговорят предварительные условия на всеобщем собрании, будет заключен договор. Все эти нормы оговорены в кодексе.

Что еще важно: если жители дома сами не выберут себе управляющую компанию, то это сделает муниципалитет по истечении года и на конкурсной основе. Скорее всего, это будет та же дирекция единого заказчика, что управляет нашими домами и сейчас. Но важно, что согласно кодексу, любая управляющая компания теперь обязана отчитываться перед жителями дома каждый год. И рассказывать им: сколько денег получено и на что они потрачены. Направить деньги на что-то другое уже не получится, украсть будет очень сложно, потому что за расходами компании будут следить сами жители, и в каждом доме найдется пара человек, которые проверят расходование средств до каждой запятой.

Еще одна положительная статья закона – это то, что теперь земля под домом находится в общей долевой собственности всех владельцев квартир дома. Казалось бы, что в этом положительного? Для чего это надо и что с ней делать? Но все мы помним ситуацию с ветхим жильем, когда застройщик не мог договориться с жителями о расселении, и ветхие дома горели, а теперь жги дом, не жги, ничего от этого не изменится и все равно без согласия с жителями на месте дома ничего построить будет нельзя. Это достаточно важное положение. Если жители приватизировали жилье, они вправе найти строительную компанию, которой могут предложить сломать свой дом и на этом месте построить жилье, предоставив им в новом доме квартиры.

Кроме того, на собрании жители смогут принять решение о переоборудовании своего дома, об использовании земельного участка вокруг дома и даже о реконструкции дома, например – о надстройке мансарды.

Берем среднестатистическую "хрущевку", где существуют проблемы и со старыми прохудившимся трубами, и с вечно протекающими крышами. Компания-застройщик может напрямую обратиться к жителям дома и предложить: заменить трубы, отремонтировать подъезды и крыша течь не будет, надо только дать разрешение на строительство мансарды. В результате жители, не вложив ни капли денег, получат нормальные условия проживания. И что главное - запретить строительство администрация не в силах. Не надо обходить чиновников администрации, взятками выбивая разрешение, застройщику необходимо лишь утвердить проект.

Ведь раньше считалось, что в ЖКХ все плохо, потому что 30 тысяч человек, которые работают в этой отрасли в Нижегородской области – все они плохие. Но когда уже вопрос перевели в публичную плоскость и стали его обсуждать, стало понятно, что административно-командная система, которая существовала, занималась тем, что собирала деньги со всех в мешок, и куда хотела - туда их и тратила.

Еще одно важное положение Жилищного кодекса – это то, что субсидии и все дополнительные средства на соцзащиту должны поступать на счета граждан до момента оплаты за ЖКУ. Это значит, что сейчас невозможно будет дать больше дополнительных льгот, чем имеет возможность получить бюджет.

Раньше их отдавали не людям, а организациям, соответственно, все деньги ушли монополистам, а в подъездах у нас остался свинарник. Почему? Да потому, что зарплата уборщицы - 1060 рублей, и за эти деньги она должна убирать 960 кв.м. ежедневно – это 12 подъездов пятиэтажного дома. Людей, которые будут эту работу делать тщательно, за такие деньги найти невозможно.

Или спрашивали люди: "почему мы деньги исправно платим, а в нашем доме ничего не делается"? Ответ чиновников прост: на том доме крыша была хуже. Да какое дело отдельно взятому гражданину, у которого в доме протекает крыша, до другого дома?! Почему он, исправно оплачивая коммунальные услуги, должен платить за ремонт чужой крыши? Понятно, что эта система не могла дальше работать, сейчас система должна поменяться.

Семь раз отмерь – один раз отрежь

- Так все же есть ли в новом Жилищном кодексе отрицательные стороны? За что его так ругают?

- Отрицательной стороной является то, что нет ряда нормативных актов, предусмотренных Жилкодексом: нет определения населения, которое является малоимущими. Но говорить о том, что кодекс сырой из-за того, что этих подзаконных актов пока нет – нельзя.

Однозначно говорить о том, что в кодексе есть отрицательные статьи, тоже говорить нельзя. Например, сегодня не требуется согласия администрации на продажу квартиры, в которой имеется несовершеннолетний ребенок. Хорошо это или плохо? Наверное, в каких то случаях хорошо, в каких-то – нет. По идее, если мы доверяем родителям воспитывать ребенка, то почему им нельзя доверить распоряжаться собственностью, принадлежащей им? Если не доверяем, то надо лишать их прав.

Сегодня собственник любого помещения, будь то жилое или нежилое, вправе сам распоряжаться им без согласия супруга. Если они разведены, то один из бывших супругов – собственник вправе отправить на улицу второго супруга – не собственника. Естественно, все по решению суда.

- Кто должен разрабатывать подзаконные акты?

- Порядок определения граждан, нуждающихся в жилье должно разрабатывать Законодательное собрание, размеры доходов жителей для выделения дополнительной жилплощади будут устанавливать органы местного самоуправления. Однозначно, что нужно семь раз отмерить и один раз отрезать, для того чтобы не дискредитировать этот документ.

Губернатор упускает шанс

- Но ведь областное правительство пока не разработало соответствующие законодательные инициативы, в чем причина этого?

- Тут только два ответа: или не могут или не хотят. Я не думаю, что в правительстве вредители, значит, просто не могут. Боятся принять решение, боятся ошибиться, а может быть думают: "подождем нового губернатора, а там посмотрим". Но свои обязанности они не выполняют. 1 марта должны были предоставить в Законодательное собрание соответствующие законопроекты, этого сделано не было.

Конечно, субъектом законодательной инициативы могут быть и депутаты, но исполнять-то закон будет правительство. Это как поручить дизайнеру сделать дизайн-проект, он сделает, а заказчик не сможет потом найти ни таких материалов, ни денег на осуществление задуманного, и проект будет нерентабельным. Поэтому разработка законодательного акта такой важности - это прерогатива исполнительной власти. Они это должны делать, а депутаты уже должны рассмотреть в рамках интересов народа.

Я с Геннадием Максимовичем очень плотно работал в конце года как председатель комитета по ЖКХ по поводу бюджета. Я ему говорил: Геннадий Максимович, если вы обеспечите 1 марта бесплатный проезд, сможете перейти на 100-процентную оплату ЖК-услуг, не загоняя население региона в угол, если сможете обеспечить нормальную организацию отпуска лекарств по бесплатным рецептам, то, что хочешь можно говорить, но правительство региона профпригодно, потому что обеспечило конкретные результаты. Но этого сделано не было. Я не думаю, что там глупые люди работают, просто лень, наверное.

Я не говорю только про губернатора, я говорю и про работников министерств, губернатор же только координирует работу и, конечно же, он должен доверять своей команде, а она его подводит.

Хотя стоит отметить, что шанс для любого губернатора бы уникальный. Редко выпадает такой шанс, когда в течение всего трех месяцев можно доказать, что ты на голову выше других, показать все на что ты способен.

- Какой законопроект на региональном уровне необходимо принять в первую очередь?

- В первую очередь на региональном уровне необходимо принять закон о том, кто является малоимущим, потому что им предоставляется бесплатное жилье. Сейчас новые или освободившиеся квартиры никому нельзя предоставить. Представьте, сколько времени пройдет, пока законопроект будет принят и вступит в силу. За эти полгода уже 10 семей смогли бы встать на очередь.

- Когда же кодекс начнет исполняться?

- Это вопрос прокурору, за законностью следит он. Пока непонятно, почему он до сих пор не внес свой протест. Я думаю, прокуратура вмешается в ближайшее время, они дадут время на раскачку до конца 2005 года, а с 2006 года все должно встать на свои места.

- Повлечет ли за собой переход на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг улучшение их качества?

- 100% оплата не увеличит количества денег. В стоимости ЖК-услуг примерно 70% составляет тепловая энергия, но система отопления в Нижнем Новгороде настолько древняя, что никаких денег содержать эту систему не хватит. К примеру, центральная котельная, которая находится в районе тюрьмы, напротив университета, отапливает Верхние Печеры и Щербинки. Можно только представить себе потери при теплопередаче.

Эффект перехода на 100% оплату – это то, что квартплата на следующий год не должна повыситься больше, чем на процент инфляции. Кроме того, полный платеж даст инвесторам возможность прийти и сказать: давайте на вашей крыше построим крышную котельную, вы будете платить нам в течение трех лет, пока она окупится столько, сколько бы вы платили МП "Теплоэнерго", а по истечении срока за тепло надо будет платить на 10% меньше, чем в среднем по городу. Согласны? Людям выгодно, перебоев с горячей водой не будет, обслуживать трубы станет гораздо легче. Инвесторам это интересно, рентабельность – бешенная, они будут заинтересованы в строительстве.

Можно ожидать бума на рынке оказания ЖК услуг, но после того, как кодекс в полной мере вступит в силу.

Сегодня этот бизнес прибыльный только потому, что расценки учитывают возможность покрывать не предоставленные льготы, не предоставленные субсидии и затыкать еще бюджетные дыры.

СПРАВКА:

Косовских Александр Альбертович

Родился 11 мая 1960 года в г.Горьком. По окончании школы в 1977 году пошел работать рабочим на завод "Гидромаш". С 1978 г. по 1980 г. проходил срочную службу в рядах Советской Армии.
В 1980 году после службы в армии вернулся на завод. Получил два высших образования: в 1986 году окончил Горьковский инженерно-строительный институт им.В.П.Чкалова, в 1998 году - Нижегородский университет им.Н.И.Лобачевского.
В 1986 году после учебы в инженерно-строительном институте направлен на работу в ремонтно-строительное управление 11 треста "Ремстрой". Здесь успешно прошел трудовой путь от мастера до начальника участка.
В 1994 году принимает решение и создает ремонтно-строительное предприятие "Волга-К" по обслуживанию жилого фонда района, является генеральным директором этого предприятия с момента его образования по настоящее время.
В 1998 году избран депутатом Законодательного Собрания Нижегородской области от Советского района. Принимает активное участие в разработке нормативно-правовых актов.
В 2002 году повторно избран депутатом, является председателем комитета ЗС НО по строительству и ЖКХ.
Женат. Воспитывает сына и дочь.

Теги:
Поделиться: