Последние интервью
Последние новости рубрики Общество
Общество

Сергей Малов: "Кадровики МИДа реально устали от московских мажоров"

26 октября 2007 17:05  [7112] Общество
Сергей Малов: Кадровики МИДа реально устали от московских мажоров

Сергей Малов: Кадровики МИДа реально устали от московских мажоров

Биография
Малов Сергей Геральдович Родился 1 марта 1965 года. Служил в армии, в войсках ПВО В 1990 году окончил исторический факультет Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, в 1992 г. - Дипломатическую академию МИД России. Прошел все ступени дипломатических должностей - от третьего секретаря до представителя МИД. С 1997 года - представитель МИД России в Нижнем Новгороде. Имеет дипломатический ранг советника второго класса.
При непосредственном участии Сергея Малова создавался факультет международных отношений ННГУ им. Н.И.Лобачевского. Кроме того, именно он является автором идеи проведения конкурса "Хочу стать дипломатом".
Женат. Имеет сына и дочь.
Увлекается охотой, рыбалкой, парашютным спортом и купанием в проруби
Убежден, что хорошо отдохнуть можно и в Нижегородской области.

–Этот человек работал и грузчиком, и дворником, и сторожем. Он учился в закрытом городе, а в итоге стал дипломатом. У нас в гостях представитель Министерства иностранных дел Российской Федерации в Нижнем Новгороде Сергей Малов.

Вам, как дипломату известно, что по долгу службы часто приходиться менять свой внешний вид, костюмы, в зависимости от того, какие мероприятия в течение дня проходят. Какое самое рекордное количество костюмов, которое Вам приходилось менять?

–Это прямая зависимость от зарплаты человека. Если она позволяет, то можно костюмы три раза в день менять. Поэтому по работе я менял, может быть, два раза в день, если происходили какие-либо форс-мажорные обстоятельства.

- На федеральном уровне это делают, наверное, чаще.

- Наверное, им выдают, а до нас они не доходят.

- Сергей Геральдович, я знаю, что вы женились на втором курсе.

- На первом.

- Даже на первом. Так вот, буквально через год у вас уже появилась дочь. Вы являетесь сторонником ранних браков?

- Как вы меня сразу в тупик поставили. Нет, я не являюсь сторонником ранних браков. Я познакомился со своей будущей супругой Ритой на картошке в первый день, сейчас она Малова, а раньше у нее была красивая такая фамилия – Балабушкина, потому что она с Украины. Мы учились на одном курсе, но у нас разница три года, я после армии, она после школы. Мы учились в рабфаковской группе, и мне понравилась такая красивая девушка. Я очень любил таких вот девушек "в соку", чтобы здоровое тело, хороший румянец, чтобы от человека веяло здоровьем.

- Вы так хорошо перешли к здоровому телу. А что по поводу вашего убеждения: за ранние браки или нет?

- Любовь иногда приходит нечаянно, нежданно и, возможно, кажется, что рано, а потом будут обвинять родителей в том, что они помешали чему-то. Если дочь вообще не выйдет замуж, это будет большая трагедия, как и для сына, который не женится. Бог создал мужчину и женщину, и они должны быть вместе. У меня дочери 19 лет, она студентка третьего курса. Надо бы, конечно, закончить учебу, а потом выходить замуж. Хотя, к сожалению, женихи различные присутствуют.

- Какое у вас самое яркое детские воспоминание?

- Когда родился мой младший брат Коля. Мне было 10 лет. Я с 1965 года, а он с 1975. Нас было трое – мама, папа и я, и вдруг появился Коля. В этом возрасте рождение брата воспринималось удивительно: откуда он взялся? Как мы без него до этого жили?

- Кто вам посоветовал пойти по вашему профессиональному пути, посоветовал стать дипломатом?

- Я не буду таких фраз говорить, чтобы потом не цитировали, что я как бы случайно в этой профессии. На самом деле, стечение обстоятельств. Я закончил исторический факультет Нижегородского государственного университета в 1990 году. Вы помните, что это интересное время было тогда. Стоял вопрос об открытии города Нижнего Новгорода, тогда он еще был Горьким. И готовили специалистов для будущего подразделения международных внешнеэкономических связей. В 1990 году по направлению, которое мне помог оформить мой учитель, декан факультета международных отношений, ныне почетный консул Чехии в Нижнем Новгороде Колобов Олег Алексеевич, меня направили в дипломатическую академию МИДа СССР по региональной квоте. За то время, пока учился с 1990-1992 год, ни СССР не стало, ни МИДа СССР, ни тех людей, которые меня направляли из горисполкома. Много всего поменялось. Кстати, я не сразу после окончания академии стал работать в Министерстве иностранных дел. У меня был положительный опыт коммерческой деятельности.

–Какой?

–Все вам расскажи. На жилье я сам себе заработал. В то время губернатор Немцов и мэр Бедняков уже открыли город. Такая интересная формулировка была. Они обратились в Правительство России, до сих пор хранится это обращение, как начало нашей организации: "К и.о. премьера Гайдара, открыть представительство Министерства иностранных дел в Нижнем Новгороде для осуществления визовых связей и консульских отношений". С 1993 года я работаю в министерстве иностранных дел, был первым, вторым, третьим секретарем, с 1997 года – представитель МИДа.

- Дипломатия и лицемерие. Сходство есть?

- Вы с подтекстом задаете вопрос. Лицемером может быть кто угодно. Даже комбайнер может быть лицемером или доярка. Когда ее спрашивают, сколько она надоила литров молока: восемь или десять тысяч? Дипломатия – это искусство, как и любая другая деятельность человека, и чтобы быть хорошим дипломатом, хорошим хирургом или учителем, к этому должны быть хорошие задатки и базовое образование и второе – это опыт, который дается с годами.

- Многие боятся летать на самолетах. А вы?

–Я не боюсь, но опасаюсь. Любой нормальный человек опасается. Иногда, по роду деятельности, бывают очень большие перелеты. Самые длинные были на Кубу и в Японию. Полетное время туда обратно - 23 часа. Это сложно.

А страшно мне было, когда я с друзьями решился на такой отчаянный поступок – прыгнуть с парашютом. Прыгали на аэродроме завода "Сокол" с вертолета Ми-8, с высоты 1200 метров. Так как все часто решается по линии административного давления, то нас быстро проинструктировали и все сделали. И как-то между делом мы уже оказались в вертолете. Я думаю, что вот мы на нем-то не будем приземляться, значит, придется по-другому это делать. И начал появляться животный страх. Инструктор сразу сказал, чтобы мы там подписали какую-то бумагу. Меня это очень сильно насторожило, что если мы там разобьемся, то мы об этом предупреждены. Я подхожу к этой двери, смотрю вниз, там машинки со спичечный коробок, за спиной какой-то непонятный рюкзак. Я смотрю на все это и думаю, что я здесь делаю, вроде только начинаю жить нормально? Думаю, что не буду этого делать. А инструктор предупредил, что никакого насилия, никого выпинывать не буду. Я поворачиваюсь, там мои друзья, они на меня смотрят, и у них, видимо, в точности такие же чувства. Я подумал, что я вышел первый, на меня смотрят, а я испугался. Это не по-мужски, это не правильно. Я закрыл глаза и прыгнул. Сначала чернота, потом сильный хлопок, но потом два классных чувства: удовлетворение собой и кайф от полета. Рядом летают птицы, парашют хорошо управляется стропами вправо или влево. Больше всего пугали приземлением, а это оказалось самым простым.

- В центре внимания многих нижегородцев – успешная и профессиональная карьера. К сожалению, сейчас можно по пальцам пересчитать организации, которые готовят для себя персонал. Приятно отметить, что Министерство иностранных дел в Нижнем Новгороде этим серьезно занимается. У вас есть, например, конкурс "Хочу стать дипломатом", в его рамках вы собираете эссе потенциальных работников.

- Это действительно наше ноу-хау. Никаких разнарядок не поступало из департамента кадров, из МИДа.

- Это проводится только в Нижнем или в других регионах тоже?

- Сейчас уже хотят развивать и в других регионах. В частности - в Санкт-Петербурге. Это зависит и от вуза, который дает профильное образование. Все взаимосвязано. Может быть, и в Иркутске хотели бы так делать, но там нет вуза с профильным образованием. Для меня показатель интереса к профессии – это интерес молодежи. Если молодежь проявляет интерес к журналистике, значит, у нее будущее есть. А в регионе профессия дипломата – эксклюзивная. МИД всегда считался закрытой организацией, считалось, что там одни мажоры: едят икру и им постоянно выдают билеты до Нью-Йорка. На практике оказалось совсем не так. При нашем содействии в Нижнем появился факультет международных отношений в ННГУ им. Н.И. Лобачевского. И в лингвистическом университете тоже – факультет международных отношений, экономика и управление. Это не то, что перебор, это супер! Здесь дело не в количестве, а в качестве. Хорошо, что их два, здоровая конкуренция. Когда у нас появилась возможность готовить таких специалистов, резко встал вопрос о сотрудничестве с МИДом. Та как у них есть два профильных вуза – МГИМО и дипломатическая академия. И те, кто туда смог попасть, для них были распахнуты все двери. А для тех, у кого нет такой возможности, приходится находить что-то вокруг этого здания. Мы нашли такую возможность и заключили договор с МИД, это дает возможность направления на обучение на бюджетной основе. Во время обучения у детей есть возможность прохождения практики и стажировки, как в центральном аппарате МИДа, так и посольствах, и консульствах, и территориальных органах МИДа. Если этот молодой человек или девушка, которые поступили на этот факультет, прошли практику и поняли, что не ошиблись в выборе профессии, есть уникальная возможность для региональной молодежи попасть сразу на работу в Министерство иностранных дел. Я сам лично в загранкомандировках встречал наших выпускников, мне было очень приятно. Наши выпускники работают в Нью-Йорке, Бурно, Лейпциге. Нет никакого дискриминационного отношения со стороны кадров МИДа при распределении ребят из регионов. Они реально устали от московских мажоров. Ребятам из регионов нужно доказать, пробиться, проявить твердость характера, показать силу воли, чтобы с тобой стали считаться.

- Как стать участником программы "Хочу стать дипломатом"?

- Это не сложно. Могут принимать участие выпускники школ.

- Только Нижнего Новгорода и Нижегородской области?

- Нет. У нас в этом году он был уже четвертый раз. Более 400 человек приняло участие. К сожалению, всего пять направлений в два вуза. Конечно, они достойны большего. Также могут принимать участие и те, кто уже имеют средне-профильное образование и даже высшее. Заявления поступали и из других регионов.

- Насколько сложные испытания? Что нужно сделать?

- Четыре этапа. Каждый этап публикуется в СМИ. Программы готовят наши преподаватели совместно с преподавателями факультетов этих двух вузов. При подведении итогов или вручении направлений присутствуют ректоры из двух университетов. А я как председатель этой конкурсной комиссии. Приятно, что такие толковые ребята. Сейчас принято ругать молодое поколение, что сидят они на лавке и пиво они пьют, алкоголики и все остальное. Знаете, я увидел молодых людей и девушек, которые с татуировками и серьгами, имеют интересный внутренний мир. Думаю, что все это со временем уйдет.

- Содержание останется.

- Молодые люди очень амбициозные, в хорошем смысле этого слова. Основная масса, которая выходила по конкурсу в финал – это золотые медалисты, это не зубрилы. Самое главное - они хотят. Главное, чтобы было желание. Возможно, мы готовим будущих министров, послов. Я уверен в этом. И мы, когда будем совсем старенькие, будем сидеть у камина и показывать пальцем в телевизор, что вот этот у нас учился.

- Вопросы нижегородцев: "В России вводятся новые загранпаспорта. Что же, теперь старые будут не действительны и их придется менять?"

- Загранпаспорта нового поколения действительно уже должны вступить в действие. Сроки, которые были ранее обозначены, уже прошли. Но это связано с техническими причинами. У нас должны быть заграничные паспорта с электронным носителем информации – чипом. Это сложный процесс. Дело в том, что надо перестраивать всю систему пограничного контроля в целом. В Шереметьево или на КПП границы с Казахстаном, такое оборудование должно быть везде. Те паспорта, которые выдаются, сейчас они все будут действовать на срок, который там указан.

- "Россия становится все более сильным игроком на мировом пространстве: развивается экономика, растет уровень жизни россиян. Понятно, что Западу это не нравится, звучат резкие оценки демократии в России. Не вызовет ли это усложнение процесса оформления виз?"

- Меня очень радует Европейское сообщество. С 21 декабря члены Шенгена принимают еще девять государств, сейчас их 15, то есть будет 24. Они наоборот убирают все границы, политические и финансовые, нет никаких ограничений в свободе передвижений. Экономика здесь не имеет никакого отношения, все вопросы строго политические. В мае прошлого года было подписано соглашение между Россией и странами европейского союза об увеличении визового режима для отдельных категорий граждан. В настоящее время это претворяется в жизнь.

- Когда в Европу без виз поедем?

- Это реальная перспектива. Европа идет с нами на сближение, но мы не хотим идти по украинскому варианту. Украина в одностороннем порядке отменила все визы для въезда на Украину для граждан Европейского союза, США и Канады. Но эти государства не сделали обратного. Такой игры в одни ворота никогда не будет со стороны российского государства.

- "В последнее время получение загранпаспорта превратилось в настоящее издевательство. Что происходит и когда этот беспорядок прекратится?"

- Я разделяю это возмущение. Согласно закону о порядке въезда и выезда два ведомства выдают загранпаспорта – МИД и МВД, после создания Федеральной миграционной службы в 2006 году часть полномочий ушли от МИДа, оформление красных загранпаспортов для населения. Сейчас мы обслуживаем только чиновников. Наши коллеги в Нижегородской области не виноваты в том, что по четыре месяца делаются загранпаспорта. Они не были готовы к изменившемуся объему работы. Соответственно, к этому надо было технически быть готовыми.

Нужно все вернуть на круги своя и тогда все будет нормально. Я не понимаю государственной политики в расходовании бюджетных средств - в частности, когда у нас установили новое оборудование по загранпаспортам новой серии. И вдруг принимается какое-то решение, оно явно политическое. Идет борьба между двумя ведомствами, кто-то временно взял верх. И в ущерб всем другим, не спросив никого, эти полномочия передают в ФМС.

- Вы считаете себя успешным человеком?

- Когда будешь уже лежать и знать, что через пару минут тебя не будет, тогда можно подводить какие-либо итоги. У меня есть девиз: "Делай, что должен, и будь, что будет".

Программа "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по четвергам в 20.40, повтор программы по субботам в 12.50. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Русская служба новостей в Нижнем" (96,4 FM) – по вторникам в 14.00 и на радио "Шансон" по пятницам в 15.00 (106,9 FM), полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород" (www.niann.ru). Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.

Поделиться: