Последние интервью
Последние новости рубрики Общество
Общество

Сергей Туманин: "Самара и Нижний Новгород боролись за столицу на Волге, но почему-то столицей стала Казань"

22 июля 2010 16:27  [7940] Общество
Сергей Туманин

Сергей Туманин

НИА "Нижний Новгород" публикует полный текст интервью нижегородского архитектора Сергея Туманина для авторской программы Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга".

Биография

Сергей Львович Туманин родился в 1960 году в городе Петродворец Ленинградской области, ныне Петергоф. После окончания Горьковского инженерно-строительного института работал по распределнию в городе Калинине, ныне г.Тверь.
В 1989 году вступил в Союз архитекторов СССР, в том же году перевелся в "Горьковгражданпроект". В середине 90-х преподавал на кафедре дизайна в ННГАСУ.
С 1996 по 2000 год занимал должность председателя правления Нижегородского отделения Союза архитекторов России.
В 1997 году открыл собственную творческую мастерскую.
Сергей Туманин - дипломант всероссийских конкурсов-фестивалей "Зодчество", награжден медалью "За преданность содружеству зодчих".
Один из авторов и руководителей программы “Архотека” о современной архитектуре Нижнего Новгорода. Передвижная выставка этой программы побывала в Москве, Киеве, Казани, Тампере, Берлине.
Также является руководителем архитектурно-художественной галереи GST (Галерея Сергея Туманина).
Женат, отец двоих детей.
Увлекается путешествиями и фотографией.

–Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Он родился и вырос в загородной императорской резиденции, в царстве величия классического стиля, а сам создает современный хайтековские произведения. У нас в гостях – единственный архитектор Нижегородской области, удостоенный награды Международного фестиваля "Зодчество – 2009" - Сергей Туманин.

Четыре года вы преподавали в архитектурно-строительном университете на кафедре дизайна, потом это дело бросили. Студенты надоели вам своей леностью?

–Нет, скорее было такое время, что работы не было вообще, так как в начале 90-х не было заказчика как такового. Поэтому пришлось отдать четыре года для подготовки нового поколения архитекторов.

–Говоря о новом поколении, вы улыбнулись, почему?

–Сейчас времена такие, что молодые архитекторы остаются, к сожалению, невостребованными. Потому что поменялись законы, условия игры на рынке, и произошел разрыв между образованием и практикой.

–А разве разрыва нет в других отраслях? В экономике, в юриспруденции? Или вы считаете, что в архитектуре этот разрыв больше?

–Мы на себе это остро ощущаем, потому сейчас созданы саморегулируемые организации, для которых играет роль стаж работы. И если человек без стажа, то он выпадает из этой системы и становится никому ненужным.

А про себя я хотел добавить: в резиденции в Петродворце, у меня там служил дед в кавалерии, есть казармы академика Бенуа, и в свое время дед мне показывал, какие раньше были казармы.

–Не надоели вам лепнина, золото, колонны? Что, теперь к хайтеку потянулись?

–У каждого есть своя любовь к определенному стилю. Мне, например, нравится модернизм. Я считаю, что модернизм легко встраивается в любую историческую среду, поэтому здания, которые я построил в Нижнем Новгороде, на мой взгляд, нормально вписываются в архитектуру города.

–В России при Павле I был издан интересный указ, запрещающий ходить на бал-маскарад без маскарадного костюма. Я знаю, что на праздновании Нового года вы были в костюме падишаха. Почему такой нескромный образ?

–В свое время я был в туристической поездке в ОАЭ, и там мне понравился арабский наряд, когда я его примерил, оказалось, что это очень удобная одежда. К сожалению, в такой одежде у нас по улице не пройдешь.

–В такую жару вас еще могут понять, а вот при другой погоде нет.

- Две недели этим летом только для такой одежды.

–Рубрика "Короткие вопросы - короткие ответы". Я знаю, что в вашем архитектурном бюро трудится 25 человек, получается, что вся слава достается только вам? Справедливо ли это?

–Это не совсем так. У каждого объекта есть свой авторский коллектив, который состоит из нескольких фамилий, поэтому нет такой установки, что обязательно я там – первый автор. Мои коллеги принимают такое же участие в авторстве, как и я.

–Вы, кстати, являетесь организатором творческих встреч для дизайнеров, архитекторов – это своего рода закрытый клуб для "своих"?

–Скорее это открытый клуб, так как от наших посетителей не требуется никакой платы, мы, наоборот, собираем базу данных по всем дизайнерам и архитекторам, которые работают в Нижнем Новгороде. На сайте мы вешаем объявления о том, какие мероприятия и где будут проводиться.

–Если при строительстве частного дома заказчик требует от вас что-то, что является в вашем понимании абсолютной безвкусицей, вы возьметесь за проект?

–Скорее нет.

–Почему? Это же реальные деньги, вот вы говорили, что в 90-е было мало заказов, так вот вам заказ.

–Дело в том, что если я не могу убедить заказчика в том, что я прав в каких-то своих мыслях, и он не принимает мою позицию, то просто не будет результата. Это мое глубокое убеждение, потому что с опытом работы я понял, что, когда есть определенные цели, которые совпадают с твоими целями, только тогда получается хороший результат.

–Часто ли это бывает?

–К сожалению, нет. Есть еще другая тема, когда заказчик нанимает управляющую компанию, и она управляет проектом, имея в виду какие-то вкусы. Они часто транслируют эти вкусы, но на самом деле они не совпадают со вкусами клиента.

–Не лишнее ли это звено? Ведь можно потерять суть того, чего хочет заказчик.

-Бывают такие проекты, где без этого звена не обойтись. Это, в первую очередь, очень крупные объекты. Мы, например, участвовали в проектировании олимпийской деревни в Сочи, и там как раз только управленцы могли рулить этим проектом, потому что человек, который владеет всей этой территорией, вряд ли бы успел всем объяснить свои мнения и желания.

–Главная тема – бетонные джунгли российских городов. Не все сейчас считают, что российские города комфортны для проживания. Что касается нашего родного города, то десять лет назад перед выборами появились листовки: "Город – Горький, цвет - серый". Как вы считаете, типовая советская застройка сильно испортила Нижний Новгород, сделав его серым, угнетающим?

–Любой город тех времен испортила эта типовая застройка. Хотя, сам принцип типового проектирования – я принимал участие в проектировании таких объектов, когда работал в Твери – это очень интересный опыт сам по себе, когда ты создаешь минимально допустимые метры, сантиметры, миллиметры для жилья, но это не более, чем теоретическая практика. А то, что создается в городской среде - это минус. Я считаю, что те положения, которые были в начале 90-х завоеваны с помощью Александра Харитонова, который был главным архитектором города, не пустивший типовую застройку в центр города, – это было совершенно правильно.

–В скандинавских странах часто используются различные цвета при покраске домов, различный цветной кирпич. У нас тоже, кстати, стали появляться разноцветные дома, но, так или иначе, почему-то большинство торговых центров, жилых домов все же мрачных цветов. У архитекторов и дизайнеров воображения не хватает?

–Я с этим не согласен, потому что есть очень веселые, цветные дома. Например, застройка на ул. Воровского – там целые цветные кварталы.

–Как вы думаете, колористика сейчас будет развиваться?

–Я думаю, что это определенный отрезок, как у Пикассо отрезок розового или голубого. Какой-то путь они проходят в цвете. А дальше, я думаю, что это проблема материалов, которые мы используем. Нам уже надоел, например, кирпич, который здесь производится. А почему он серый? Потому что цемент в массе используется не белый, а серый, поэтому он и не становится цветным на 100%.

–В Европе и Америке очень часто можно увидеть альтернативные источники электроэнергии, например, солнечные батареи – это заметно на фасадах домов, на крышах зданий. У нас в Нижнем Новгороде и в России это редкость. Почему? Когда современные технологии смогут прийти в Россию и архитекторы тоже начнут их включать в проекты?

–К сожалению, никто не обращается к этому, таких заказов у нас нет, хотя мы проводим семинары в нашей галерее по энергосберегающим технологиям. Эта тема меня очень интересует. При поездках в Европу и Америку я все время интересуюсь, что там происходит - там в центрах городов есть такие здания, которые полностью энергонезависимые. У нас почему-то не хотят обращать на это внимания, но, честно говоря, в течение последующих десяти лет придется повернуться к этой теме лицом. В частных домах Австрии и Германии используется биомасса – это продукт переработки древесины. У нас сжигают опилки или стружки, ну или в лучшем случае делают из них какие-то плиты, а на самом деле из этих опилок прессуется так называемая биомасса. И котлы, которые стоят в частных домах, всегда работают на двух источниках энергии: мазут, либо газ и обязательно твердое топливо в виде биомассы, которая спасает Европу от перекрытых вентилей из России.

–Действительно, еще 40 лет назад безликие панельные дома, составляющие основу любого советского города, предлагали покрыть солнечными батареями. А недавно в России придумали цифровую оболочку. Для этого на дома надо нанести специальный штрих-код – человеку достаточно будет навести камеру мобильного телефона на дом и на экране телефона появится информация, например, название улицы, номер дома, располагающиеся в нем магазины, банки, сдаваемы в наем квартиры. Это фантастика для города или нет, как вы считаете?

–Это фантастика, и это не появится в ближайшее время. Может в Интернете будет такая интерактивная карта, где можно будет узнать всю информацию о доме, а то, что на экране мобильного телефона, мне верится с трудом.

–Рубрика "На острие" – самые острые вопросы от нижегородцев. Ольга Антофьева, Советский район: "Почему в Нижнем Новгороде так мало архитектурных фестивалей и выставок, на которых можно посмотреть, что и как строят, сравнить современный Нижний Новгород с другими городами"? Поспорите?

–Хороший вопрос. На самом деле, мы, видимо, просто не можем тягаться с Москвой. Ежегодный фестиваль зодчества, который проходит в Москве, собирает все российские города и международный он потому, что участники приезжают из Казахстана и стран СНГ.

–Москва – понятно, а другие города?

–Организаторы фестиваля несут такие затраты, что мы просто не в состоянии привезти все выставки и все разместить, и потом, нет такой большой площади. Там все-таки манеж, и это большие площади, каждый год там участвуют более 150 компаний, которые выставляют свои проекты и идеи реализации.

–У нас какая-то организация смогла бы стать базисной для подобных мероприятий, может не такого масштаба как в Москве, а учитывая масштабы Нижнего Новгорода?

–Я думаю, что статус столицы ПФО, наверное, сыграет когда-нибудь эту роль. И нижегородское отделение Союза архитекторов сможет заняться такими проектами. Я в свое время, когда был председателем нижегородского отделения союза архитекторов, проводили ежегодную акцию "Архотека" - на Ярмарке выставляли проекты ведущих мастерских Нижнего Новгорода, что было сделано за последние год-два, и это было интересно, потому что нижегородцы откликались с большим интересом. Сейчас нужно на другом уровне смотреть на реализацию таких проектов, потому что в Поволжье есть много городов, которые сами по себе интересны - есть Самара, Саратов. Мы с Самарой постоянно боролись за лидерство на Волге – все нижегородцы, которые выросли в Советском Союзе, знают, что Самара и Нижний Новгород боролись за столицу на Волге, но почему-то столицей стала Казань.

–Игорь Львович, Автозаводский район: "Сейчас все живут по принципу "Мой дом - моя крепость", вот и воротят, что хотят. Соседи затеяли евроремонт – стоит шум, грохот, похоже, стены сносят, не могли ли они снести капитальную стену и не упадет ли наш дом"?

–Любая перепланировка требует согласования, это требование Гражданского кодекса. То есть на любую перепланировку нужно сделать проект, утвердить его в администрации района, и дальше выполнять его в соответствии с требованиями, которые выдвигает ТСЖ. Если не согласовал, то грозит остановка перепланировки и судебные разбирательства, и без согласованной перепланировки невозможно сделать план БТИ, который идет как обязательная справка к продаже. Поэтому обязательно нужно согласовывать. Я, как автор некоторых домов в Нижнем Новгороде, считаю, что, конечно, желательно согласовывать с авторами проекта те перепланировки, которые вы делаете. Потому что бывают такие неприятные истории, когда в монолитном доме прогрызают стену и не знают о том, является стена несущей или нет. Я сам живу в таком доме, где в процессе строительства каждый по-своему делал квартиру, и иногда просыпаюсь от треска стены перекрытия.

–Вопрос от читателей газеты "Аргументы и факты Нижний Новгород". Анастасия Панкеева: "На второй Московской биеннале архитектуры был предложен проект Дома- Валенка, он не только имеет форму валенка, но и покрыт ворсом, который летом пропускает тепло, а зимой, сжимаясь, удерживает его в доме. Зачем столько времени и сил тратить на проекты, которые никогда не будут реализованы"?

–Не все проекты делаются для реализации. Есть перспективные направления, есть архитекторы, которые остались в истории только как проектировщики, например Иван Леонидов, который для нас и для всего мира является символом конструктивизма 20 века. На его чертежах, эскизах выросло столько именитых архитекторов, которые сейчас являются самыми уважаемыми и известными в мире.

–Рубрика "Формула успеха". Американский архитектор Франк Ллойд Райт как-то заметил: "Врач может похоронить свою ошибку, а архитектор разве что обсадить стены плющом". Что для вас формула вашего успеха?

–Есть одна фраза, которая запала мне в душу, я ее услышал в Америке. Один старый архитектор сказал, что мы не хозяева, мы - смотрители. И, анализируя происходящее, я все-таки думаю, что мы не можем считать себя хозяевами - мы приходим и уходим, и остается наша земля, наши постройки, которые нас переживут. Поэтому с этой точки зрения мы - смотрители, и мы должны смотреть, как мы обустраиваем город, какой он останется нашим потомкам. Мы должны себя вести как хранители в музее и ничем не навредить.

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по пятницам в 22.00, повтор программы по субботам в 12.35. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по пятницам в 22.00, на радио "Добрые песни" (96,4 FM) – по воскресеньям в 12.05 и на радио "Шансон" по воскресеньям в 15.05 (106,9 FM). Глянцевая версия программы в журналах "Красивые Люди" и "National Business". Полная версия – на сайте Независимого информационного агентства "Нижний Новгород". Вопросы для героев передачи можно присылать в колл-центр "AVK" по тел. (831) 275-85-28 с понедельника по пятницу с 08:00 до 17:00.

Поделиться: