Последние интервью
Последние новости рубрики Политика
Политика

Александр Василенко: Политика – это наркотик. Иногда он лечит, но если используется неправильно – может и покалечить

17 февраля 2012 15:25  [3980] Политика
Александр Василенко. Фото из архива НИА НН

Александр Василенко. Фото из архива НИА НН

НИА "Нижний Новгород" - Арсений Соловей

Политика - это наркотик, - считает депутат Государственной Думы РФ от Нижегородской области Александр Василенко. Но если она ведётся гласно и открыто, то наркотик этот работает, как лекарство для общества. В противном случае, когда политика – самоцель, способ личного обогащения или решения других персональных задач, - это коварный и смертоносный яд. О своих наблюдениях и ощущениях от нескольких месяцев работы в Государственной Думе Александр Василенко рассказал в интервью НИА "Нижний Новгород".

- Александр Борисович, не так давно вы оставили компанию "ЛУКойл" и перешли на работу в Госдуму. На новом месте как, освоились?

- Мне особенно не приходится осваиваться, так как до этого в компании я занимался работой с государственными органами власти. Естественно, в том числе и с Государственной Думой.

- С кем-то из депутатов нового созыва уже подружились?

- Я всех их в принципе знал и раньше, они все в какой-то мере мои коллеги. Многому я учусь у депутата с большим думским опытом Андрея Макарова, который, на мой взгляд, является лучшим специалистом по вопросам бюджета в нынешнем составе Думы. С Надеждой Герасимовой я работал по осуществлению партийных программ "Единой России". Вадима Булавинова я знал ещё, когда он руководил нижегородской телекомпанией "Сети НН".

Хотя конечно, наблюдаю и метаморфозы: приходит человек в Думу, начинает ощущать собственную значимость, пользоваться преференциями - ему билет бесплатный положен на поезд, зал приема официальных делегаций. И некоторые начинаю считать себя Богом избранными. Меняются прямо на глазах.

- Какие первоочередные задачи стоят перед вами сейчас?

- Первоначально я хотел заняться довольно широким кругом вопросов – социальными, идеологическими - я политолог по образованию. Но пришел к выводу, что я пойду работать в комитете по природопользованию. Считаю, что база, которая существует в области недропользования, не удовлетворяет современным требованиям. Поэтому я решил сузить амбиции.

- Раз вы отвечаете за природопользование, то самый главный "природопользовательский" вопрос в Нижегородской области это поднятие уровня воды Чебоксарского водохранилища. Какая у вас позиция по этому вопросу?

- Я люблю туризм, в том числе и водный. Вместе с семьёй я проплыл практически по всем рекам России. Сегодня хочу повторить это с моими внуками.

Я видел порт в Чебоксарах, который рассчитан на более высокий уровень воды, видел макарьевскую пристань, которая расположена далеко за пределами Макарьева.

Когда на теплоходе к Нижнему Новгороду подходишь, то есть несколько километров мелководья, который требует особого внимания.

Но все же это недостаточные аргументы, чтобы поднимать уровень воды в Волге. Да проблема судоходства таким образом решится, но ведь будут затоплены пахотные земли, лесные угодья, сёла, тот же Макарьевский монастырь. Мы живём уже в 21 веке и для решения проблем есть менее угрожающие природе и человеку методы.

- В январе президент России Дмитрий Медведев поручил своим полпредам контролировать рост цен, на бензин в том числе, "ЛУКойл" не чужая вам компания, насколько эффективна такая мера как контроль, должно государство вмешиваться в политику ценообразования?

- Это неблагодарная работа. Мне кажется, что никто не может проконтролировать цены административным путём. Мне видится в этом скорее предвыборный шаг. И такие решения могут существовать только в какой-то период времени.

- До 5 марта?

- Может быть и до 5 марта. Мне больше нравится точка зрения Владимира Путина по этому вопросу. Его статья по экономике очень интересна. В ней он говорит, что сдерживание цен – не государственный метод. Весь бюджет России рассчитан на нефтяные цены. При цене $80 за баррель – акциз один, при цене $100 – акциз другой. Всю прибыль получает государство.

Внутреннее ценообразование построено по такому же принципу. Цены, по которым покупается нефть на заводе, приравнены к мировым ценам на нефть. А в цене на бензин, произведённый заводом, более 60% составляют налоги.

Можно добавить, что с 1 января появился "дорожный налог", который тоже должен войти в цену на бензин, т.е. каждый владелец автомобиля, купив литр бензина, до 60% заплатил за оборону, образование, медицину.

Система сбора налогов сложилась тогда, когда автомобиль был роскошью, а сегодня машина есть практически в каждой семье, и налоговая система нуждается в совершенствовании.

В этом связи, справедливо высказывание премьер-министра о логике введения новых налогов, например, на роскошь.

Конечно, государству выгодно брать налог в одном месте и "не заморачивать себе голову" совершенствованием фискальной политики. Но выгодно ли это всем членам общества – большой вопрос. В том числе и волнующий сегодня общество вопрос – кто богаче? Вы или я?

- Я бедный, я на кошку все перепишу.

Совершенно верно, все будут лазейки искать. Государству трудно определить степень богатства. Гораздо проще найти места, где налог можно взять оптом. Тот же бензин: поставь счётчик на заводе – сколько произвёл, столько и заплати. А налоги надо искать и собирать постоянно. И служба по сбору налогов должна работать оперативно.

Сегодня у нас государство даже не владеет информацией о том, сколько средств и у кого. Парадокс, ведь списки самых богатых людей берут из журнала "Форбс", при этом всячески критикуя американцев. Так поступают и коммунисты, и правительственные чиновники.

А насколько адекватны реальности сведения, приводимые изданием? Например, президент компании "ЛУКойл" Алекперов, был и первым в этом списке, и четвертым, и десятым, а иногда в сотню не входил. Между тем всё это время он живет в одной и той же квартире, у него есть дача в Крыму (там специфический климат, полезный членам его семьи по медицинским показателям). Он не покупал ни домов, ни пароходов. Но в списке "Форбс" он скачет то вверх, то вниз – его место зависит от цены акций "ЛУКойла". Но ведь даже теоретически взять эти акции и продать он не может – рынок раз в 10 обрушится. А ему определяют, насколько миллиардов он стал богаче или беднее.

А как определить доход чиновника? Мы видим по телевидению такие дома, которые предпринимателям и не снились. Кто, в конце концов, определяет доход каждого российского чиновника и предпринимателя?

- По-вашему в ближайшей перспектив, реально ввести налог на роскошь?

- Реально. Не надо бояться. Да, ошибки будут, кто-то на кошек все перепишет, но все равно, со временем ситуация прояснится. Накопится фактура в фискальных органах.

Я много читал об экономическом чуде Сингапура. Но с чего оно началось? С того, что глава государства свое окружение проверил. 30 человек было расстреляно по закону "О коррупции". Начинать надо с себя, со своих приближенных.

- А вот вы говорите, что "начинать надо с себя", а не получится так, что у нас пол Думы перестрелять нужно будет по закону "О коррупции"?

- Нет. В Думе не сильно богатые люди. Зарплата депутата Государственной Думы 130 тыс. рублей со всеми доначислениями. И для большинства – это основной и единственный источник дохода. Так что не такие уж и богатые депутаты. Есть, конечно, исключения, но их не много.

- В скором времени в Думу поступит законопроект о выборах в Совет Федерации… Как вы считаете, сенаторов надо выбирать населению или нет?

- В Совет Федерации человек должен проходить не через всенародные выборы, а через голосование в законодательном собрании или в правительстве.

А вот выборы в Госдуму, я считаю, нужно вернуть исключительно по округам. Депутат должен быть привязан к своему округу.

Тогда ЛДПР наберет 5-10 мандатов. Владимира Вольфовича выберут, а остальных нет. Их не знает никто.

Мне нравится, как Михаил Прохоров нашу оппозицию охарактеризовал – "три думских старца". Зюганов говорит, что у него великая команда. Да какая у него команда!? Я всех кандидатов в правительстве Зюганова знаю лет двадцать. Думаю, толку от них будет мало.

Я с интересом жду выборов – посмотреть, как россияне поддержат миллиардера – молодого, успешного, красивого, высокого, любимца девушек. Или же поддержат по старинке коммунистов.

- А вы третьего варианта не рассматриваете, что все-таки может быть Путин на выборах победит?

Уверен, что победит, я про говорю про второе место. Сегодня альтернативы Путину нет. Вы что хотите, чтобы президентом Зюганов стал? Или говорящий одну и ту же пластинку Жириновский? Сбежавший или выгнанный из власти Миронов? Когда я слушал их в первый раз в Думе, мне было интересно. Но когда слышишь это в 10-ый, 100-ый…Я уже их все речи наизусть знаю.

- Но в Думу они прошли…

Прошли. Много говорится о честности выборов в Думу. На мой взгляд, они были честными. Они проходили так, как всегда.

Вы думаете, что если КПРФ придет к власти они что-то поменяют? Они были у власти, но что они сделали?

В любой стране, будь-то Саркози, или Обама, все на выборах используют какой-то административный ресурс. Обязательно есть какой-то начальник, который хочет потом доложить: смотри, как у меня проголосовали за тебя! Смотри, как у меня здорово! Причем никто ему не дает указаний.

В полиции нет ни одного заявления о нарушениях на выборах! Министр внутренних дел заявил, что нет ни одного заявления о нарушении порядка на выборах. Ни одного!

Все орут, что Чуров - фальсификатор, но дайте факты!

Разговоры сводятся к тому, что я не голосовал за "Единую Россию" и мой друг не голосовал, а откуда у нее проценты? Я отвечу – я голосовал. Вся моя семья, в доме я провел агитационную работу и все голосовали за "Единую Россию".

- А почему тогда народ на митинги протеста так валит?

- Интересно им, наверное… Есть люди, которые занимаются профессиональной политикой, а есть те, кто занимается культурой… Вот, возьмем дебаты. Идет поединок между двумя политиками, а рассудить их пытается журналист Соловьев, он определяет, кто прав, а кто нет. Так происходит и здесь. Давайте посмотрим, кто выходит на митинги. В первую очередь те, кого выгнали из власти.

Вот вы представьте себе только, что Немцов вернется на пост губернатора Нижегородской области. Я видел его, когда он был министром топлива и энергетики РФ, когда он был вице-премьером – абсолютно не способный к руководству человек. За ним идет Каспаров, Чирикова с Химкинским лесом… а вы знаете, что это такое – Химкинский лес?

- Конечно, Подмосковье, ленинградское направление…

- Да там леса-то нет. Я жил в Химках на ул. Маяковского. Нет там леса. Кустарник там. Лесополоса. Но, тем не менее, Чирикова отстаивает чьи-то интересы.

Или журналист Парфенов. Талантливый парень, его проект "Намедни" был прекрасным, но он с ним зашел в тупик. Вся Москва книгами его "Намедни" завалена. Это заезженная пластинка.

Акунин? Так он не Акунин, он Чхартишвили. Он играет на общественном мнении. Писал бы лучше прекрасные романы о Фандорине, занимался бы тем, чем завоевал свой авторитет. Мне представляется, что все эти люди не "совесть нации", а люди, преследующие свой конкретный интерес.

Сегодня в обществе востребованы в основном негативные факторы. Возьмите инцидент с аварией на Ленинском проспекте в Москве. Я знаком с ней, так как был внутри процесса.

Ехал "Мерседес" и ехал "Ситроен". Столкнулись. Две уважаемые женщины в "Ситроене" погибли, а те, кто был в "Мерседесе" выжили. Не погибли они! И в этом их вина.

Начинается разбор. Образовалось движение "Синих ведерок" – против мигалок. Но на этом "Мерседесе" мигалки не было. Доказано судом. Однако, в общественном мнении ехала большая машина, с мигалками, со спецномерами. Да, номера были "блатные", но это не спецномера. Потом началось, что "ЛУКойл" снял все камеры, но как я на Ленинском проспекте могу камеры снять?

- Ну, камеры-то не снимешь, а вот записи уничтожить – это запросто…

- Да их нет просто! Эти камеры не работают и это беда.

Адвокат Трунов уже сделал карьеру на этом деле. Произошла трагедия, мы досконально разбирали дело. Он пришел к семье погибших, сказал, что будет вести дело бесплатно. Но при этом стал выпячивать свои способности. Муж погибшей Ольги Александриной его выгнал.

Это целая адвокатская история. Её не ворошат, чтобы не запятнаться. Но мне представляется, что самая главная пострадавшая в этой аварии – дочь погибшей в аварии женщины, маленькая девочка осталась сиротой. Её удочерила сестра мужа Ольги Александриной (погибшей в аварии). Она готова была воспитывать девочку! Так нет, отец погибшей Ольги настоял, чтобы девочку забрала его бывшая жена, которую он давным-давно бросил в Волгограде. У этой женщины, которой за уже за 60, пенсия - 9 тыс. руб. Товарищи Баркова (вице-президент "ЛУКойла" Анатолий Барков, "Мерседес" которого попал в аварию на Ленинском проспекте – прим. НИА "НН"), не дожидаясь никаких решений по делу, сложились и через пенсионный фонд установили ей хорошую пенсию, пока девочка не достигнет совершеннолетия. Но никто об этом не говорит.

Знаменитый журналист Кашин из "Коммерсанта" – единственный, кто написал правдивую статью о Баркове. Когда мы ему предложили продолжить тему, рассказать, что стало с девочкой, сказал, что это интересно тема, но через неделю написал в пресс-службу, что редакции не согласовала. Мне кажется, он испугался идти вразрез с общественным мнением. Сегодня многим журналистам правду говорить не выгодно, лучше идти на поводу у толпы.

Мне кажется наше общество болеет. Сегодня никто не говорит правду.

- Вы занимались долго нефтяным бизнесом, хочу спросить – Ходорковского надо выпускать?

Я считаю, что надо. Есть экономические преступления и есть уголовные. Последствия от одних и других совершенно разные и разным должно быть возмездие.

Главная цель наказания за экономические преступления – это возмещение экономического ущерба. Эта логику очень ярко прослеживается в действиях в Лондонском суде, где выясняют отношения Абрамович и Березовский.

- Вы упомянули уже защитников Химкинского леса, они к вам, в Кстово собираются. Против "каткрекинга-2" протестовать.

- Вложения в проект на нижегородском нефтеперерабатывающем заводе огромные. Именно такие проекты создают рабочие места, наполняют государственную казну. Страны и регионы во всём мире борются за то, чтобы такие проекты осуществлялись на их территории, создают для этого необходимые условия. Но у России свой путь, своя история… В Петербурге когда-то было страшное движение против строительства железной дороги до Царского села. Многим казалось, что паровоз – это исчадье ада. Время всё расставило на свои места - не только поезда ходят, и самолёты летают.

Задача общественности – контроль над этими проектами. Я постараюсь сделать всё, чтобы общественность в городе Кстово получила все данные о строительстве "каткрекинга". Будут проведены общественные слушания по проекту, где каждый должен получить ответ на интересующие вопросы. Для этого будем привлекать независимых экономических и экологических экспертов.

- Спасибо за интервью!

Поделиться: