Последние интервью
Последние новости рубрики Культура и отдых
Культура и отдых

Анна Ермакова: "Иностранцы любят классические постановки нашего театра, потому что процветающее в Европе авангардное искусство им уже приелось"

25 марта 2014 17:55  [2572] Культура и отдых
Анна Ермакова: Иностранцы любят классические постановки нашего театра, потому что процветающее в Европе авангардное искусство им уже приелось

Анна Ермакова: Иностранцы любят классические постановки нашего театра, потому что процветающее в Европе авангардное искусство им уже приелось

НИА "Нижний Новгород" - Татьяна Неровня

Директор Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина Анна Ермакова в интервью НИА "Нижний Новгород" рассказала о сложностях и достижениях творческого коллектива, подготовке премьеры о великом модельере Коко Шанель и планах театра на ближайшее будущее.

- Анна Дмитриевна, расскажите о том, как проходила подготовка к премьере мюзикла "Коко Шанель".

- Это очень масштабный сложный проект. Работать над ним было очень трудно, и работа над постановкой не перестанет вестись и дальше, когда он будет принят художественным советом, который состоится поздно вечером 25 марта. Советом будет утвержден окончательный состав артистов, задействованных в постановке. Пока сложно сказать, как зритель воспримет эту постановку. Когда дитя не родилось, не знаешь, какие у него глаза. Театр сделал очень много для того, чтобы этот спектакль стал ярким и необычным, в нем будут участвовать порядка 200 человек, проделана грандиозная работа, и эту работу мы вскоре представим на суд нашего главного критика - зрителя.

- Приглашены ли на премьеру именитые гости?

- Мы пригласили всех именитых людей Нижнего Новгорода, посмотрим, кто из них придет.

- Говоря о планах на будущее, нельзя не спросить, каким образом в данный момент решается вопрос реконструкции здания оперного театра?

- Это вопрос больше к администрации Нижнего Новгорода и области. На данный момент регион финансово не может себе позволить построить новое здание. Пока мы живем лишь надеждами на лучшее. Я знаю, что губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев обратился к Президенту России, с просьбой принять участие в долевом строительстве нового здания. На данный момент ясно одно - свое 80-летие мы будем встречать в нашем нынешнем здании.

- Возникают ли трудности при подготовке сцены к масштабным проектам?

- Существующая сцена является просто клубной площадкой и не подразумевает использования таких сложных декораций, которые мы задействовали для подготовки к мюзиклу. Мы задействовали в постановке "Шанели" разные разборные металлоконструкции, с которыми возникло множество сложностей. Но раз уж мы за это взялись, приходится эти трудности преодолевать. Именно маленькая сцена сильно задерживает развитие театра вообще и, в частности, ограничивает возможности поставить масштабный проект.

- Удачно ли складывается текущий театральный сезон для Нижегородского оперного театра?

Надо сказать, сезон для нас складывается очень удачно: и премьеры, которые уже мы показали и еще покажем, и фестиваль, и ближайшие апрельские гастроли Марийского театра на нашей сцене. Благодаря этим событиям сезон выглядит очень ярким и насыщенным. Также отмечу, что заполняемость зала в текущем театральном сезоне держится стабильно выше отметки в 65-70%, что является очень хорошим показателем.

- Каковы планы на грядущий театральный сезон?

Новый сезон мы, как водится, начнем с премьеры! В театре будет поставлен балет по одному из произведений нашего земляка Максима Горького, пока не буду раскрывать, какого. Это очень ожидаемое нами событие. Музыку к спектаклю по заказу писал болгарский композитор Кирилл Ламбов, ставить спектакль будет талантливый балетмейстер Елена Лемешевская. Далее будет обязательно показан бенефисный спектакль "Мистер Икс". Я думаю, что весь 2014 год – год культуры – будет для нашего театра очень необычным.

- В театрах нередко возникает ситуация нехватки молодых артистов и общее "старение" труппы. Как решается данный вопрос в Вашем театре?

- Наш коллектив за последние два – три года очень сильно омолодился. Молодым у нас стал весь балет, мощное обновление произошло в оперном коллективе. Также много обновилось музыкантов в хоре и оркестре. У молодежи очень много энергии и работают они охотно. Поэтому теперь на сцене у нас теперь много талантливых и подающих надежды артистов, их число сейчас у нас оптимальное. Мы не будем ни расширять, ни сокращать труппу.

- Хватает ли театру финансов для развития и реализации своих проектов?

- Культура и искусство всегда потребляют много средств, и нам всегда чего-то будет не хватать. Но надо помнить, что не кто-нибудь, а государство содержит театры, оно выплачивает зарплаты и выделяет здания. И оно не может нам дать все, что мы хотим, и мы должны относиться к такой ситуации с пониманием. Я не скажу, что мы зажаты в какие-то финансовые тиски и совсем бедствуем. Если мы можем позволить себе такой дорогой проект, как "Шанель", значит не так бедно мы и живем.

- Насколько в дальнейшем планирует театр отходить от классического репертуара?

- Мы не будем отходить от классического репертуара. Спектакль "Коко Шанель" – это своеобразный эксперимент, это интересная, яркая работа, которая сочетает в одном флаконе и модное дефиле, и простую житейскую историю, и великолепную музыку. Это действительно грандиозный проект! Идею этого спектакля я вынашивала почти 10 лет и лишь пять лет назад были сделаны первые шаги для его реализации. Тем не менее, я думаю, что классика - это то, что будет основой деятельности нашего театра.

- Планирует ли театр в ближайшие годы выезжать на гастроли за рубеж?

- Зарубежные гастроли мы не планируем. Сегодня стало невыгодно вывозить артистов за границу, гораздо выгодней работать здесь. Здесь мы получаем гораздо больше доходов и моральной отдачи. Выезжая с гастролями по России, мы находим возможности обеспечить финансовое благополучие для коллектива, министерство культуры поддерживает нас, дает гранты. А что касается выезда за рубеж, - это целиком наши затраты. Экономика – дама капризная, если 15-20 лет назад зарплаты артистов были низкие, и выезжать за рубеж было выгодно, сегодня нам удобней работать у себя.

- Как же доносить нижегородские балет и оперу до иностранного зрителя?

- Пусть иностранцы сами приезжают к нам и приходят на спектакли! Меня тот зритель не очень интересует. Если нас содержит наше государство, почему мы должны показывать лучшие образцы русской классики там, за границей? Зачем окормлять иностранного зрителя нашим искусством? Они счастливы увидеть "Щелкунчика" или "Лебединое озеро", предложения поехать за рубеж ко мне поступают постоянно, но я считаю, что сегодня это не только невыгодно, но и непатриотично. Иностранцы же, которые попадают на спектакли в наш театр, во-первых, удивляются низкой стоимости билетов, а во-вторых, они в восторге от того, что видят. У них классические крупные театры, такие как "Опера Гарнье", есть только в столицах, а в провинциальных городах – нет. Авангардное искусство, которое у них процветает, самим гражданам уже надоело, поэтому они, естественно, хотят, более реалистических прочтений классических произведений.

- В любом театре есть свои спектакли и привозные. Также помещение сдается в аренду под чьи-то выступления. Каков оптимальный процент совмещения театра и коммерции?

- У каждого театра есть финансовый план по прокату. Наш театр должен в год показать 180 своих спектаклей. И выполняя это план, остальные дни я могу отдавать в коммерческий прокат гастролерам, что я и делаю. Это делается по остаточному принципу: если у театра есть свободное время и сцена, сцену можно занять приезжими артистами. Подобная система также дает возможность нашим артистам немного отдохнуть и восстановиться, потому что в нашем театре приходится много и интенсивно работать. Так как я пытаюсь бережнее относиться к коллективу, я стараюсь им давать подобные перерывы.

Поделиться: