Последние интервью
Последние новости рубрики Бизнес
Бизнес

Андрей Лебедев: "Компании, управляющие жилым фондом, часто заодно с "серыми" утилизаторами ТБО"

16 июня 2017 13:19  [3141] Бизнес
Андрей Лебедев

Андрей Лебедев

Фото: ЗАО "Управление отходами - НН"

Сормовская мусороперегрузочная станция с линией сортировки ЗАО "Управление отходами - НН" признана лучшим инвестиционным проектом г. Нижнего Новгорода в номинации "Городское хозяйство". Это уже далеко не первый проект, который был реализован ЗАО. О деятельности компании, и о том, как обстоят дела в отрасли обращения с отходами рассказал директор по развитию ЗАО "Управление отходами - НН" Андрей Лебедев.

- Андрей Владимирович, давно нельзя игнорировать задачу комплексного подхода к обращению с отходами, количество которых постоянно увеличивается. Государство уже приняло необходимые изменения в федеральном законодательстве. Кто-то ждет этого давно. Кто-то, напротив, не рад грядущим изменениям. Расскажите, а вам что из задуманного уже получилось реализовать?

- В отрасли мы уже более семи лет. В 2010 году ЗАО "Управление отходами – НН" заключило одно из первых концессионных соглашений в стране в сфере обращения с отходами. Более того мы реализовали наши проекты на основе государственно-частного партнерства. Концессионная форма, которую при этом выбрало правительство Нижегородской области, зарекомендовала себя и успешно используется в развитых странах. Выпуск инфраструктурных облигаций, в которые вложили средства негосударственные пенсионные фонды, также был проведен впервые в данной отрасли именно при реализации наших проектов. Можно сказать, что получилась действительно народная концессия. В нижегородские проекты уже вложено более одного миллиарда рублей.

Когда мы начинали, подобных комплексов у нас не было. И многое приходилось делать впервые, опираясь на западный и европейский опыт. Но с самого начала мы были ориентированы на вектор, заданный государством. Данный вектор направлен на современную модернизацию и доступное технологическое обновление.

В 2013 году мы запустили первый межмуниципальный комплекс в Городецком районе с зоной обслуживания из семи районов области. В 2014 году ввели в эксплуатацию модернизированный комплекс в Балахне, который обслуживает четыре района. Для оптимизации затрат на доставку отходов, построили пять мусороперегрузочных станций. Оба комплекса осуществляют сортировку коммунальных отходов. На отдельных площадках обрабатываются крупногабаритный мусор и строительные отходы. Доход от реализации вторсырья идет на снижение тарифа. Сегодня мы обслуживаем 11 районов области с населением порядка 600 тысяч человек.

Когда мы проектировали Городецкий комплекс, повсюду были свалки, никак не защищающие окружающую среду. Сегодня уже появилось немало обрабатывающих мощностей в стране. Для примера, только наши инвесторы вложили уже более пяти миллиардов рублей в аналогичную инфраструктуру в разных регионах страны. А с 2017 года обязательную обработку отходов закрепили на законодательном уровне.

- С какими основными сложностями пришлось столкнуться? Ведь получается, что вы участвуете в реформировании целой отрасли.

- Когда в 2010 году мы выходили на свой первый проект, то ожидали скорых заявленных изменений в федеральном законодательстве. Они должны были структурировать отрасль и вывести работу операторов на рынке из тени. И действительно законопроект, реформирующий сферу обращения с отходами, был внесен в Госдуму и принят в первом чтении уже в 2011 году. Однако этот документ вызвал очень много дискуссий и обсуждений на разных уровнях, что подтверждает важность и необходимость вносимых изменений. В итоге новый ФЗ-458 был принят только в конце 2014 года. После этого определенное время потребовалось на разработку необходимой нормативно-правовой базы правительством РФ. Таким образом, только сейчас, в 2017 году, мы подошли к возможности начать работу по-новому.

А тем временем приходится работать в условиях недобросовестной конкуренции. На деле мы столкнулись с системной проблемой по направлению отходов на современные объекты утилизации. Связано это в первую очередь с привычкой недобросовестных перевозчиков, транспортирующих отходы, присваивать себе средства, предназначенные на утилизацию. Когда население платит из расчета тарифов на утилизацию коммунальных отходов, установленных государством, а перевозчики находят пути недобросовестной (зачастую банально преступной) утилизации, большую часть средств оставляя себе. При этом компании, управляющие жилым фондом, часто с ними заодно.

Важно отметить, что такая практика имеет и более глубокие последствия. В результате таких действий множится экологический ущерб, который затем государство будет вынуждено ликвидировать, используя бюджетные средства. То есть, наши средства, как налогоплательщиков, пойдут на рекультивацию гор мусора, за обработку и безопасное размещения которых мы уже заплатили ранее.

Здесь и сформировалась суть конфликта. С одной стороны выступают инвесторы, создающие важнейшую коммунальную инфраструктуру, требующую огромных вложений. С другой стороны, консолидируются недобросовестные перевозчики и "серые" утилизаторы. Первые выступают за скорейшее установление порядка и поддерживают новое законодательство. Вторые всеми способами выступают против грядущих изменений.

Более того, участники "серого рынка" активно объединяются и занимают агрессивную позицию. Они создают различные ассоциации, совместно направляют ресурсы на создание в общественном и информационном полях негативного фона относительно работы, как долгосрочных инвесторов, так и органов государственной власти. Ведут работу по оспариванию нормативно-правовых актов, регулирующих работу отрасли. Такой вот "дикий капитализм"!

- А какие основные положения нового закона позволяют, как вы говорите, навести в отрасли порядок?

- Думаю, что новый закон как таковой не ведет к наведению порядка. Скорее создает условия для прозрачной работы и определяет правила работы на рынке для его участников. А вот утвержденные правила работы уже позволяют эффективно наводить порядок контрольно-надзорным и правоохранительным органам. Как следствие формируется благоприятный инвестиционный климат, который просто необходим для создания отраслевой инфраструктуры.

Что касается принятого ФЗ-458, то на его основании вносятся изменения в ФЗ-89, ФЗ-131 , жилищный кодекс, а также ряд федеральных законов и актов. Из основных положений, я бы выделил следующее.

Первое, и самое важное, это введение института региональных операторов. Данная модель работы позволяет распределять потоки отходов и платежи за различные услуги целевым образом. Такая система не оставляет места недобросовестной работе "серых" перевозчиков и утилизаторов. Отдельно должна оплачиваться коммунальная услуга по утилизации. И именно исходя из того, что услуга эта является коммунальной, и она определена для конкретного объекта на конкретной территории, она строго регулируется государством, как мы уже говорили выше. Отдельно должна оплачиваться услуга по транспортированию отходов. Это услуга рыночная. Она может быть поделена между большим количеством участников на основе конкурсных процедур, которые и вступают здесь именно в рыночные отношения. Но это ни в коем случае не должно быть в ущерб экологии и интересам населения.

Второе, это то, что полномочия по регулированию сферы обращения с отходами были переданы с муниципального на региональный уровень. Это важно, потому что для комплексного решения задачи реформирования отрасли необходимо более крупное масштабирование, нежели муниципальный уровень.

Третье, это введение экологического сбора, который будет уплачиваться производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Данные средства значительно помогут при поддержке региональных программ и ликвидации накопленного экологического ущерба.

Четвертое, возвращено лицензирование для транспортирующих отходы организаций. Все увидели, как негативно сказывается отсутствие лицензионных требований на работе вывозящих компаний, для которых коммерческая выгода превалирует над нормами экологической безопасности.

Безусловно, законодательный процесс очень сложный. Он требует взвешенного и комплексного подхода. Многое может быть еще не учтено, но инвестиционное сообщество, на мой взгляд, очень позитивно оценивает принятые решения. Это фундамент, на котором многое можно построить.

- А как при этом изменится платеж для населения? Что будет происходить с тарифами?

- Знаете, это один из самых важных вопросов. Принцип доступности новой системы для населения стоит во главе угла. Конечно, качественная система по обращению с отходами не может быть бесплатной. Да и практика повсеместных свалок, которая существовала многие годы, только на первый взгляд является дешевым решением. Ведь государство в дальнейшем вынуждено тратить огромные средства на уборку и рекультивацию этих свалок из наших налоговых платежей. Уже не говоря о том колоссальном вреде, который мы получаем от плохой экологии и который не измеряется никакими деньгами.

И если посмотреть на общий совокупный жилищно-коммунальный платеж, то мы увидим, что плата за сбор и вывоз отходов занимает там долю всего в несколько процентов. Даже с учетом повышения тарифов, которое неизбежно при строительстве современной инфраструктуры, эта цифра незначительна. Значительная часть стоимости комплексной услуги уже оплачивается жителями в составе коммунальных платежей. Повышение же будет сравнимо со стоимостью батона хлеба. Больше всего это коснется тех категорий, кто либо не платил, либо не был обеспечен услугой по сбору вывозу и захоронению отходов.

Также нужно отметить, что в тариф теперь будет включена плата за негативное воздействие с каждого жителя. Раньше население было освобождено от уплаты этого налога. Ставки налога весьма существенные.

Кстати размер тарифа - это именно тот вопрос, который поднимают и будоражат общественное мнение незаинтересованные в позитивных изменениях недобросовестные участники рынка.

Хотя наши опросы говорят, что 70% населения понимают суть проблемы и готовы платить за чистую окружающую среду.

- Минстрой России объявил, что готовится проект поправок к закону. В частности возможно введение льгот при осуществлении раздельного сбора. Как вы можете это прокомментировать?

- Безусловно, всем нам предстоит много работы. Система обращения с отходами в развитых европейских странах, которая нам сегодня кажется наиболее продвинутой, выстраивалась не одно десятилетие. Мировоззрение, направленное на бережное отношение к природе, максимальную переработку и вторичное использование отходов, также прошло не через одно поколение.

Сегодня мы находимся в начале пути. Написать сразу идеальный закон, который учитывал бы все возможные аспекты и детали невозможно. Только применение закона и желание развиваться может привести к желаемому результату. Постоянные улучшения и дальнейшие корректировки неизбежны. Это касается и положений нашего законодательства.

Считаю, что введение льгот для мотивированного раздельного сбора отходов это отличная инициатива. Мы, как инвесторы в коммунальную инфраструктуру, абсолютно поддерживаем это решение. Ведь раздельный сбор отходов позволит отбирать большее количество качественного вторичного сырья. В нашем случае эти средства пойдут еще и на снижение тарифа. Так за 2016 год на наших объектах было отобрано такое количество бумаги-микс и картона, для изготовления которого понадобилось бы свыше 17 тысяч деревьев старше 60 лет – это около 85 гектаров вековых сосен лесов Варнавинского района. Также это позволило сэкономить на производстве бумаги около 170 миллионов литров чистой воды и более 850 мегаВт электроэнергии. А если выложить в ряд все пластиковые ПЭТ-бутылки, отобранные на наших комплексах за 2016 год, то получится расстояние от Нижнего Новгорода до Венеции или до Новосибирска, если выложить их в другую сторону. Практика раздельного сбора позволит значительно увеличить эти показатели.

Но есть и нюансы. Сейчас модно говорить о введении раздельного сбора, но мало кто задумывается о том, куда будет поступать отсортированный мусор из контейнеров. К тому же даже самый сознательный житель не застрахован от ошибки при раздельном сборе. При дуальном сборе отходов очевидно, что дальше это всё надо где-то отсортировать. Для этого как раз и нужны специализированные объекты для сортировки отходов. Данная деятельность является лицензируемой и должна проводиться с соблюдением целого комплекса мер санитарного, организационного и профессионального характера.

Наша компания первой в области сделала шаг к тому, чтобы сортировка отходов происходила на цивилизованных объектах с наличием специализированных сортировочных линий, необходимой санитарной обработкой, а главное с квалифицированным и обученным персоналом. И это кардинально отличается от "диких" перегрузок, незаконно организованных где-нибудь в гаражах под открытым небом со всеми вытекающими последствиями в виде грызунов, бродячих собак и неприятного запаха.

Поделиться: