Последние интервью
Последние новости рубрики Политика
Политика

Сергей Потапов: "Элита в Нижегородской области есть"

02 ноября 2011 16:29  [5582] Политика
Сергей Потапов

Сергей Потапов

НИА "Нижний Новгород" - Арсений Соловей

Вновь назначенный заместитель губернатора Нижегородской области в интервью корреспонденту НИА "Нижний Новгород" рассказал о планах своей работы.

– Сергей Александрович, депутаты Законодательного собрания Нижегородской области согласовали вашу кандидатуру на пост заместителя губернатора Нижегородской области. Поздравляю. Какие первоочередные задачи поставлены перед вашим блоком?

– Спасибо, но я никуда из правительства фактически не уходил. Я был в аналогичной должности с 2005 года, затем работал здесь, потом вновь представлял интересы Нижегородской области в Москве, находясь в должности заместителя губернатора. На тот момент решение о моем переводе было точным, оно еще раз показало управленческое мастерство нашего губернатора. Мне, я считаю, удалось решить те задачи, которые ставились передо мной в период кризиса. Это вопросы взаимодействия с федеральными органами власти по вопросам социально-экономического развития нашего региона, это и участие в вопросах, связанных с перечислением средств из федерального бюджета к нам в область, и подготовки необходимых финансовых документов по вопросам оказания дополнительной финансовой поддержки по различным проектам. Мы сумели вывести на сельскохозяйственный рынок Москвы некоторую часть нижегородских товаров: это помогло продвинуть саму марку нижегородских продуктов – москвичам нижегородские товары очень нравятся.

Сейчас ситуация во многом изменилась. Схема отлажена, работает. Возрос интерес к региону: увеличилось число приглашений делегации Нижегородской области на различные презентации, переговоры с зарубежными и отечественными фирмами. Валерий Павлинович посчитал, что в этой ситуации, в этом качестве Вадиму Витальевичу Иванову такой работой будет проще заниматься в Москве, а мне поручил сосредоточиться на тех проблемах, которыми я уже занимался, но на новом этапе развития области.

Многие проекты, которые мы начали реализовывать в 2005-2007 годах, на сегодняшний день или завершены, или близки к завершению, и нужно определить пути дальнейшего развития. Те контакты, которые у меня есть с районами, позволят решить задачу, поставленную губернатором.

Прежде всего, я вижу свою задачу в том, чтобы все районы Нижегородской области перешли на уровень самообеспечения за счет развития производительных сил. Нужно улучшить контакты между всеми ветвями власти не только в плане продвижения каких-то глобальных проблем, но и в налаживании взаимоотношений, как в электронном, так и в бумажном виде. Все это в интересах дела: жалко, когда лишние средства, ресурсы, время, уходят на согласование вопросов, которые можно решить гораздо быстрее.

– А где вам легче работается – в Москве или в Нижнем Новгороде?

– Вы знаете, это немного разная работа. Здесь ты находишься на родной земле, хотя, в принципе, вся Россия родная – я был практически во всех регионах, но в Нижегородской области быстрее видны результаты конкретной работы. В Москве вопросы переговоров, согласований не дают такой быстрой отдачи, поэтому, с точки зрения морального удовлетворения, наверное, в Нижнем Новгороде работать легче. В Москве постоянный представитель в течение недели приглашен на несколько десятков заседаний в различных министерствах и ведомствах. Это тоже достаточно большая нагрузка – к каждому заседанию нужно готовиться, на каждом попытаться решить какие-то вопросы в интересах области. Здесь мне интереснее.

– Вы сказали, что ваша задача вывести все районы на уровень самообеспечения, а это возможно в принципе?

– В принципе, возможно всё, но для этого необходимо несколько составляющих. Мы начали о них говорить еще в начале 2006 года. Были разработаны программы для каждого района. Первые годы планы реализовывались достаточно успешно, но в 2008 году случилось то, что случилось, и мы были вынуждены заниматься решением других проблем, в первую очередь социальных. Сейчас, несмотря на то, что какие-то кризисные процессы еще не завершились, уже сами районы, почувствовав интерес к этим проектам, возвращаются к их реализации.

Необходимо сделать привлекательными наши предложения для инвесторов: времена меняются, инвестор уже не готов вкладывать деньги неизвестно куда, он хочет, чтобы ему предложили какие-то возможности: инфраструктурные, ресурсные, сырьевые, и главное -людские. В этом плане у нас огромный потенциал, он даже не до конца используется. Мы в состоянии обеспечивать достаточно квалифицированными кадрами любое предприятие.

Еще одна составляющая: это сами руководители районов. Не нужно ждать, когда тебе что-то принесут на блюдечке с голубой каемочкой, нужно искать возможности для развития производства, искать площадки для прихода инвесторов, искать самих же инвесторов. Бывает очень обидно, когда интересные начинания гибнут из-за того, что люди просто не в состоянии в срок и качественно подготовить документы.

– Когда мы встречались с вами четыре года назад, вы сказали, что задача правительства Нижегородской области, и ваша, в частности, воспитать новую политическую элиту. Воспитали?

– Давайте вернемся к этому разговору. Когда мне впервые задали этот вопрос, я сказал, что в Москве, или в Татарстане есть единая элита, которая сориентирована на Лужкова (экс-мэр Москвы, - прим. НИА "Нижний Новгород"), на Шаймиева (экс-президент республики Татарстан, - прим. НИА "Нижний Новгород"), а в Нижегородской области есть группы, которые ориентируются на разных людей и зачастую противоречат друг другу. Я сказал, что наша задача – вырастить новую элиту. Я имел в виду под "нашей" не себя, не Валерия Шанцева, а всё общество. Я считаю, что в этом вопросе мы очень серьезно продвинулись. За это время в регионе созданы и Общественная палата, и другие объединения. Новые люди пришли в Законодательное собрание, в исполнительную власть области, города, районов. Сегодня я уже могу сказать, что в Нижегородской области есть элита, которая заинтересована в продвижении региона вперед, в улучшении качества жизни нижегородцев. На это же нацелена деятельность областного правительства, которое возглавляет губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

Зато в той же Москве, в том же Татарстане, которые я приводил ранее в пример, появилась разобщенность элиты. Можно говорить теперь о том, чтобы они равнялись на нас. Так что я считаю, что и эта задача определенным образом решена, но только на нынешнем этапе. Завтра появятся новые люди, которых мы, может быть, пока даже не знаем, или общество через систему выборов приобретет новую власть. Этих людей мы будем причислять к элите. Это процесс постоянный, он создается всеми нами, а не отдельными личностями.

– Одно из направлений вашей работы – подготовка к декабрьским выборам. Как идет эта подготовка в Нижегородской области?

– В 2006 году на меня навешивали какие-то ярлыки, что я пришел и всех задушу. Я могу вам напомнить, что ни одной серьезной претензии или упрека после выборов в Государственную Думу в 2006 году не было. Все, что положено сделать правительству области в соответствии с законом, все будет сделано. Все условия, которые необходимо создать для избирательной комиссии, будут созданы. В настоящее время в регионе закончено формирование территориальных избирательных комиссий, идет формирование участковых избирательных комиссий. Наша задача – оказать этому процессу всемерную поддержку. Я встречался с представителями практически всех политических партий по этому вопросу, ни разу ни один представитель не высказал никаких упреков. Пока все делается в рамках закона. Что же касается последующего периода, когда начнется агитация, то это не работа областного правительства, это удел надзорных органов – смотреть, кто и по каким вопросам будет выступать. В день выборов мы обязаны в соответствии с законом вместе с правоохранительными органами обеспечить материально-техническую базу для проведения выборов, обеспечить законность и охрану избирательного процесса, защиту документации. Я считаю, что у нас опытный коллектив в избиркоме, и никаких нареканий не будет ни у нас, ни и к нам.

– А неужели Москва никаких циркуляров не спустила: кто и сколько процентов голосов в регионе на выборах должен получить?

– Если вы говорите о том, что Правительство Российской Федерации что-то спустило в правительство Нижегородской области, то такого нет и быть не могло…

– Ну не Правительство РФ, а Администрация Президента РФ…

– Нет. Не было. И не будет. Об этом говорил и Президент, и премьер-министр. Внутри самих партий какие-то установки могут быть: известны результаты прошедших выборов, местных выборов, данные социологических опросов. Исходя из этого, каждая партия выстраивает свою программу действий. Они могут ставить себе такие задания, а мы заниматься этим не будем.

– Даже с учетом того, что глава региона – "единорос" и возглавляет региональный список?

– Да, он возглавляет список. Политическая система, в которой живет наша страна, предполагает, что политические партии формируют исполнительную власть, как на федеральном, так и на региональном уровне. В Нижегородской области в предыдущие выборы победила партия "Единая Россия", она же и выдвинула кандидатуру Валерия Павлиновича, с ней согласилось Законодательное собрание, где у "Единой России" большинство мандатов. Цели и задачи, которые выполняет правительство, созвучны с партийными приоритетами, но это не значит, что люди, находящиеся на государственной службе, будут вмешиваться в политические процессы. Губернатор продолжает осуществлять свою деятельность, как высшее должностное лицо в регионе. Вы же знаете, что губернатор никогда не отличался склонностью к популизму, он выполняет ту работу, которую выполнял в течение года. Он также ездит в районы, также посещает предприятия, это все в его графике. Его график – это только часть тех просьб и заявок, которые поступают от трудовых коллективов о встрече с ними. Там вообще никак не прописана политическая составляющая: люди хотят при встрече посмотреть, как соотносится деятельность их предприятия с реализацией экономических и социальных планов правительства Нижегородской области. Мы тоже хотим на этих встречах уточнить, насколько опережает или отстает конкретное предприятие от планов развития нашего региона. Когда Валерий Павлинович посчитает необходимым заняться именно предвыборной агитацией, то, как и в прошлые годы, он возьмет отпуск и будет этим заниматься.

– Какие-то у нас политически активные граждане живут…

– Почему?

– Мне вот все равно, как соотносится деятельность информационного агентства, в котором я работаю, с реализацией экономических и социальных планов правительства Нижегородской области…

– Я встречаюсь с людьми, с которыми я в молодости работал на заводе. Они приводят очень интересный тезис: нам все равно, сколько зарабатывает наш директор, если средняя заработная плата на нашем предприятии выше, чем у аналогичных предприятий. Но если мы будем получать меньше, чем в среднем по отрасли, то тогда нам такой директор не нужен, или пусть он получает меньше нас.

Трудовой коллектив всегда волнует – почему у них хуже, чем у других, или есть возможность, когда руководитель предлагает построить что-то новое, но своих силенок не хватает, они обращаются к власти. Вы считаете, что граждане у нас политизированы, но ведь как нас учили: что такое политика? Это концентрированное выражение экономики. Когда экономические интересы граждан доходят до такого предела, за которым они видят, что нужно политическое решение их экономических и социальных проблем, то тогда политика на первый план и выходит.

– Я вот в окно смотрю, что-то на Кремль с вилами пока не идут…

– Я не думаю, что смысл в этом. Конечно, нам хотелось бы сразу и очень далеко продвинуться в решении каких-то задач, но мы понимаем, какой объем проблем обнажился в регионе в 90-е годы прошлого века и в начале нынешнего тысячелетия. Посмотрите: вся материально-техническая база создана в период первых пятилеток прошлого века. Все это перестройке, модернизации практически не подлежит. Все надо строить заново. Посмотрите, в каком состоянии у нас были объекты соцкультбыта, и что сегодня. Те же ФОКи в свое время воспринимались как фантастика, а сегодня они – норма для нижегородцев, поскольку их около 20 построено, но они воспринимаются фантастикой теми, кто приезжает к нам из других регионов: они приезжают, смотрят и уезжают. Посмотрите, какие современные производства в сфере металлургии в Выксе, в Кулебаках. То, что мы вчера считали фантастикой, сегодня становится реальностью.

В этой ситуации я считаю, что вилам можно найти более разумное применение на селе, где они будут использоваться в качестве сельскохозяйственного инвентаря. Мои встречи с людьми показывают, что тяжело, что хочется быстрее, но есть реальность. Мы исходим из долгосрочных планов – мы первые в России, кто разработал стратегию развития до 2020 года, потом такую же и в масштабах всей страны приняли. Планы, о которых я говорил, основываются на этой стратегии. Может быть, дальше получится двигаться быстрее.

– В вашем блоке какие-то кадровые перестановки будут?

– Замена одних кадров другими полезна, когда человек приходит со стороны, но я в команде Губернатора с 2005 года. С этого времени я работаю с конкретными людьми. Я знаю их сильные и слабые стороны, они знают мои требования: если они соответствуют этим требования и тем задачам, которые поставлены губернатором, все будут работать. По крайней мере, у меня нет желания каких-то резких перемен, хотя… изменения, безусловно, будут. Изменения в том плане, что некоторым сегодня нужно сосредоточиться совсем на других вопросах, которые они могут решать более эффективно. Пример в этом опять же подает наш губернатор: два года он считал, что рациональнее некоторые мои качества применить в Москве, сейчас он вернул меня обратно, решив, что там, в решении новых задач будет эффективен Вадим Витальевич Иванов. Точно также и у меня есть такие задумки, как сделать более эффективным труд людей, работающих в моем блоке: сосредоточиться на решении других вопросов, и наоборот, привлечь на их места тех людей, которые сегодня занимаются немного не тем делом. Идеальная ситуация – это когда профессионал занимается любимым делом, тогда результат будет.

– А под кем все-таки "кресло горит"?

– "Кресло горит" подо всеми, кто не работает на конечный результат. Многие из тех, кто здесь работает, знают мои требования: ни одного пункта в план, ни одной "хотелки", если вы мне не расскажете, на какой результат это выведет. Мероприятие ради мероприятия я ликвидирую. Если человек с этим не справится, то кресло под ним не сгорит, но обрушится очень быстро.

– В последнее время Россию сотрясают межконфессиональные и межэтнические противостояния. В Нижегородской области тревожные сигналы есть?

– Несмотря на то, что в Нижегородской области проживают представители разных национальностей, мы всегда гордимся мирным сосуществованием, которое на протяжении многих веков демонстрируют наши сограждане. Когда ко мне обращаются представители различных диаспор с просьбой помочь им в каком-то вопросе именно по развитию той или иной нации, я всегда говорю им: становитесь нижегородцами. Возможностей для реализации культуры множество. Мы в этом поможем. Надо действовать в интересах Нижегородской области и России. Мы возвращаемся к началу нашего разговора: если у людей будет работа, хорошо оплачиваемая, если будет возможность на средства от работы обеспечить себя и свои семьи, отдыхать достойно, то никаких межэтнических конфликтов не будет. За всеми межэтническими конфликтами, которые возникали, всегда стояли экономические интересы.

– Но в Москве на зарплату грех жаловаться…

– В Москве, к сожалению, некоторые моменты были упущены. Не надо забывать, что Москва – столица нашего государства, и любой гражданин вправе жить там и работать, но, к сожалению, очень много праздношатающейся публики в этом городе. Без привязки к национальности.

– Это из серии "понаехали тут"?

– В отличие от тех граждан, которые живут и работают оседло в Москве, вновь прибывшие сбиваются в группы, и, как правило, основным притяжением становится представительство той или иной национальности. На самом деле, решение конфликта находится в той же самой экономической плоскости: нужно, чтобы все эти люди находили работу у себя по месту постоянного проживания и не стремились в Москву, поскольку имеют и так достойный заработок, либо чтобы они в Москве включались в трудовой процесс. Эти проблемы, которые возникают, нужно решать. А появляющихся экстремистов и подстрекателей должны вылавливать представители силовых органов.

– Завершая интервью, давайте вернемся к политике. А что произошло с Бочкаревым?

– В прошлый раз, будучи первым в списке на выборы в Государственную Думу, он уступил свое место, и Багдасаров стал депутатом. На мой взгляд, Бочкарев за эти четыре года убедился, что помощи от такого депутата, как Багдасаров, нижегородцы не получили, поэтому сам решил идти до конца. Видимо, кому-то это не понравилось. Видимо поэтому, когда Бочкарев отсутствовал, его отстранили от руководства партией. Это внутреннее дело конкретной партии и конкретного человека. У нас, кстати, и по "Патриотам России" ситуация схожая: Карлышева и все отделение сейчас отстранили. Это решение партии, мы в этот процесс вмешиваться не должны.

Поделиться: